27 октября. Память преподобной Параскевы-Петки Сербской

4483
Фото

Седмица 21-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54—68). Преподобной Параскевы-Петки Сербской (XI).

Преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского, чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Мученика Сильвана, пресвитера Газского (IV).

Священномученика Михаила Лекторского пресвитера (1921); святителя Амвросия исповедника, епископа Каменец-Подольского (1932); священномученика Петра Лебедева пресвитера (1937); преподобномученика Максимилиана Марченко (1938).

Яхромской иконы Божией Матери (XV).

Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий

Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали при правлении императора Нерона. Во время проповеди в городе Милан Назарий познакомился с христианами Протасием и Гервасием и как мог помогал им. За это исповедника выслали из города. В Галии он воспитал мальчика Келсия, который стал его помощником. Со временем возмущённые язычники отдали их на истязание воинам. Но последние были столь поражены увиденными чудесами, что сами приняли христианство. Вскоре Назарий и Келсий пришли в Медиолан и посетили в тюрьме Гервасия и Протасия. Но по приказу Нерона их схватили и вскоре казнили. Через четыре века епископ Амвросий открыл мощи мучеников и перенес их в Медиоланский собор, где они прославились многими чудесами.

Преподобная Параскева Сербская

«Если хочет за Мной идти, пусть отречется от себя». Эти слова Иисуса Христа, услышанные однажды на богослужении, как стрела пронзили сердце преподобной Параскевы. Ни просьбы, ни угрозы богатых родителей не могли удержать святую. Она раздала убогим всё, что имела, постриглась в монахини и ушла из родной Сербии в Иорданскую долину. Лишь на склоне лет Параскева вернулась на родину, где мирно отошла к Господу. Сегодня в Белграде сохранился чудотворный источник, возникший по молитвам святой. Ежегодно тысячи паломников собираются около него в день памяти Параскевы. Нетленные мощи праведницы покоятся ныне в соборном храме румынского города Яссы.

Преподобный Никола Святоша

В миру носивший имя Святослав, святой был правнуком Ярослава Мудрого и князем Черниговским. Принявший в постриге имя святителя Николая, он был первым из русских князей, который стал монахом. Он ушел в Киево-Печерскую обитель, оставив семейство, и с глубоким смирением нес послушания: трудился в поварне, рубя дрова и нося воду, был привратником в монастыре. Около своей келлии святой разбил красивый сад. На свои средства преподобный построил в обители храм Святой Троицы и больничную церковь во имя своего небесного покровителя. Затем преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Получая какие-либо деньги, святой тратил их на украшение храма, на книги, поскольку очень любил чтение, или раздавал нищим. Он проявил себя и усердным миротворцем, помирив черниговских князей с великим князем Всеволодом.

Седьмой Вселенский Собор

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в городе Никее против иконоборческой ереси. Император Лев Исавр считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор отверг эту ересь и определил: полагать в храмах святые иконы, почитать и поклоняться им, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным. После VII Вселенского Собора гонение на святые иконы продолжалось около 25 лет и было окончательно прекращено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году. В благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами, был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресенье Великого Поста во всей Вселенской Православной Церкви.

Евангелие дня

В Евангелии описано множество чудес Христовых. Вдохновляясь этими описаниями, мы склонны ожидать, что и в нашей жизни произойдёт нечто подобное, что Христос и в нашей жизни совершит чудо, а потому для верующего человека естественно при всякой житейской скорби в первую очередь обращаться в молитве ко Христу, а уже после этого предпринимать какие-либо иные действия. Однако иногда мы сталкиваемся с тем, что Христос нас как будто бы не слышит, и если мы, к примеру, болеем, то молитва далеко не всегда приносит исцеление так, как приносили исцеление встречи со Христом на страницах Евангелия. Такое положение дел не может не смутить. Но если мы будем внимательнее к тесту Евангелия, то мы сможем понять, в чём же тут дело. Давайте послушаем отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и попытаемся сделать кое-какие выводы.

Глава 9.

12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

15 И сделали так, и рассадили всех.

16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

В абсолютном большинстве случаев Христос во время Своего земного служения помогал людям не только и не столько в их житейских нуждах. Такая помощь была вторичной. Первичной же в служении Спасителя была помощь духовная, которая могла иметь самые разные выражения: кому-то Он прощал грехи, кому-то указывал на недостатки в нравственной жизни, кого-то утверждал в вере. Конечно, далеко не все получившие от Христа помощь люди оказывались способны сохранить то духовное богатство, которое они получили. Прекрасный пример такого рода — паралитик у Овчей купели, судя по всему, этот человек не сумел должным образом осознать случившееся с ним, и потому он не проявил благодарности, вместо этого он дал повод иудеям обвинить Христа в очередном нарушении субботнего покоя. Впрочем, с такой трактовкой евангельской истории паралитика согласны далеко не все толкователи, есть и те, кто видит в нём лишь глубоко несчастного человека. Но важна здесь, конечно, не трактовка того или иного евангельского эпизода, а то, что Христос никогда не оказывал физической помощи без помощи духовной, тогда как обратное случалось: эталонный пример такого рода — самарянка, которой Господь никак не помог физически, Он ни от чего её не исцелил, Он её не накормил, и даже не напоил, но Он сумел дать ей нечто несравненно большее, то, что, согласно церковному преданию, позволило этой женщине обрести святость и стать наследницей Царства Христова.

История насыщения множества людей в пустыне малым количеством хлеба и рыбы — одна из тех историй, в которых Спаситель в полной мере проявил Себя как Бог-Творец. Любопытно, что Евангелие от Луки свидетельствует: можно было этого и не делать, как можно было не совершать никакого чуда на свадебному пиру в Кане Галилейской. Здесь люди могли купить себе пищу, могли это сделать и апостолы, собственно, они именно так и собирались поступить: «У нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк. 9:16); ну а в случае брака в Кане вино не было жизненной необходимостью, вполне можно было бы обойтись и без него.

Некоторые толкователи из истории насыщения в пустыне делают замечательный вывод, с которым невозможно не согласиться. К примеру, святитель Амвросий Медиоланский, комментируя эту евангельскую историю, написал такие слова: «Поэтому тех, кого Он исцелил от мучительных язв, Он избавил от голода духовной пищей, потому что никто не может получить хлеб Христа прежде своего исцеления, и призванные на трапезу прежде призвания получают исцеление. Если человек был хромым, он получил способность ходить, чтобы прийти на трапезу; если был лишён света в очах, ему было возвращено зрение, потому что без зрения он не может войти в дом Господень».

Святитель Амвросий под «трапезой» понимал ту трапезу, прообразом которой было насыщение людей в пустыне, — литургию и причащение Святых Тела и Крови Господних. Ну а под исцелением в комментарии святителя Амвросия стоит видеть в первую очередь исцеление от духовных ран, нанесённых грехом, ведь именно эти раны исцелял и исцеляет Христос прежде всего, и без такого исцеления невозможно причащение Его Тела и Крови, а потому нам стоит от Христа ждать в первую очередь исцеления не физического, а духовного, ведь такое исцеление способно помочь нам обрести Царство Небесное, тогда как исцеление физическое в этом отношении может оказаться лишённым всякого смысла.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Многие люди, далекие от реального духовного опыта, стремясь сделать нечто значительное в своей жизни, все свои силы направляют на достижение каких-то временных успехов, не задумываясь о внутреннем факторе. Конечно, нужны и временные успехи, и промежуточные победы, но человек не достигнет поставленной цели, пока не победит самого себя, пока не одержит этой главной победы над своими страстями, над своей похотью, над своими слабостями, над своей уязвимостью. Даже внешне сильный и могущественный человек, обладающий властью и деньгами, может стать легкой добычей своих собственных слабостей, если он не способен одержать главную победу — победу над самим собой. А без этой победы не может быть и иных подвигов: если человек не научился совершать подвиг во имя своего спасения, движимый Божиим страхом и желанием жить по Божией воле, то о каких же других подвигах может идти речь?

Притча. Об абортах

Пришла как-то к старцу некая семейная пара.

— Отче, — говорит супруга, — я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится — не проживём. Благословите сделать аборт.

— Вижу, живётся вам не просто, — отвечает старец, — что ж, благословляю вас убить своего ребёнка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного ещё не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности.

В ужасе женщина закрыла лицо руками и зарыдала.

Правда ли, что Православие требует слепой веры?

Нет, конечно, — и по целому ряду причин.

Во-первых, вера требует постоянных интеллектуальных усилий — вы не можете ни верить, ни жить по вере, если не разобрались, во что именно вы верите и почему. Вера, когда она меняет нашу жизнь, — а только такая вера может быть спасительной — требует понимания.

Во-вторых, в мире есть огромное множество учений, как религиозных, так и идеологических, которые требуют от людей слепой веры. Для того чтобы сделать правильный выбор, вы неизбежно должны будете думать головой, сопоставлять свидетельства, делать выводы.

С самого своего основания Церковь столкнулась с необходимостью объяснять и отстаивать свою веру перед лицом тех, кто отвергал или искажал её — язычников, иноверующих или еретиков. Необходимость понять Божественное Откровение — и отстоять правую веру — породила мощную интеллектуальную традицию, в которой были подхвачены и развиты лучшие образцы античной философии.

Напротив, «слепым», то есть основанным на нежелании рассматривать доводы в пользу противоположной позиции может быть (и часто бывает) атеизм.

Молитвословия

Тропарь мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости.// Тех молитвами спаси души наша.

Кондак мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия

глас 2

Светильницы светлии явльшеся,/ Божественнии мученицы,/ тварь светом чудес озаряете,/ недугов разрешающе глубокую нощь всегда/ и Христу Единому Богу молящеся// непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобного Николы Святоши

глас 2

Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.

Кондак преподобного Николы Святоши

глас 8

Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.

Тропарь преподобной Параскевы Сербской

глас 2

Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою.

Кондак преподобной Параскевы Сербской

глас 6

Святую вси заступницу сущим в бедах,/ благочестно воспоим Параскеву всечестную:/ та бо, житие оставльши тленное/ и нетлеемое прият бо веки,/ сего ради славу обрете,/ чудес благодать Божиим велением.

Молитва преподобной Параскеве Сербской

О, прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым, девственная похвало и пустынножительная собеседнице Ангелов, насадившая на земли мысленный рай твоими добродетелями, преподобная мати Параскево! Что принесем тебе достойнаго в дар, кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимшы, очистя я святыми твоими молитвами и принеси к жениху твоему, Христу Богу нашему! Ублажаем тя, красото Сербскаго народа и наша заступнице и хранительнице, еюже хвалятся царие и князи. Ты, яко храбрый воевода, крепостию, данною ти от Царя сил, обращала со студом вспять лица врагов страны твоея, и нашу страну Российскую силою молитв твоих огради от всех навет видимых и невидимых врагов. Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию Своею обличит нас, ниже гневом Своим накажет нас за премногия грехи наша, но милостию Своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление. О преподобная Параскево, всех, собравшихся в сем храме и с любовию чтущих святую память твою, осени твоим заступлением и испроси у Царя сил, Емуже со Ангелы предстоиши, коемуждо благопотребная во временной жизни сей, паче же помози нам достижении царства небеснаго в будущем веце твоими теплыми молитвами и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Православный христианин почитает икону, как образ, напоминающий ему о Боге
Прямая речь 26 октября 2017
Православный христианин почитает икону, как образ, напоминающий ему о Боге

Слово иерея Александра Ермолина в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.