8 октября. Память преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца

7090
Фото

Неделя 18-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392).

Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1592). Преподобной Досифеи затворницы, Киевской (1776). Преподобномученика Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

Святого Николая Розова исповедника, пресвитера (1941). Обретение мощей священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

Преподобный Сергий, игумен Радонежский

Основатель Троицкой обители, ставшей духовным центром Руси, был создателем особой духовной школы, охватившей всю Русь. Сергий Радонежский запрещал принимать подаяние, требуя от иноков жить своим трудом. Сам он подавал пример: строил келлии, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, сочетая труд с сугубым молитвенным подвигом. Многие ученики Сергия основали свои монастыри — числом более 30! Троицкая обитель стала и государственной опорой, а сам Сергий обрел среди князей непререкаемый авторитет. Не единожды он ходил пешком в разные уделы, невзирая на зной и лютый холод, и кроткими увещеваниями отвращал князей от междоусобной брани. Святой благословил князя Димитрия Донского перед Куликовской битвой, положившей начало единению Русского государства, и ныне игумен Земли Русской не оставляет ее своими молитвами.

Преставление преподобного Сергия Радонежского

Перед самым исходом души своей Преподобный Сергий пожелал в последний раз приобщиться пречистого Тела и Крови Христовой. Руки учеников поддерживали его ослабевшие члены; с помощью их он приподнялся со своей убогой постели, чтобы встретить грядущего во Святых Тайнах Господа. С глубоким благоговением вкусил он от Чаши Христовой и в изнеможении опустился на смертное ложе. Весь исполненный благодатного утешения, он возвел к небу свои очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу руки. «В руки Твои предаю дух мой, Господи!» — тихо произнес святой старец и с этой молитвой отошел чистою своею душою ко Господу, Которого от юности возлюбил. Это было 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1391 года. Лишь только Преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келии. Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством. Немедленно старшие из братии отправились в Москву со скорбною вестью к митрополиту Киприану. Они сообщили ему о завещании Преподобного относительно места его погребения и об усердном желании всей братии положить его в церкви Пресвятой Троицы. И Святитель благословил их погрести смиренного игумена в церкви, хотя сам старец не желал того.

Святитель Герман Казанский

Один из первых подвижников благочестия Казанской епархии — архиепископ Герман. Сначала святитель нёс послушание настоятеля Свияжского Успенского монастыря. А после смерти Казанского святителя Гурия занял его место. Недолгое время его управления епархией запомнилось строительством храмов и заботой о христианской проповеди. Но в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного святитель Герман был вынужден ехать в Москву как кандидат на должность митрополита Московского. Однако из-за конфликта с царем он так и не занял кафедру. В следующем, 1567 году, владыка скончался. А через четверть века по просьбе жителей города Свияжск мощи праведника были перенесены из Москвы в возглавляемую им когда-то Свияжскую Свято-Успенскую обитель.

Евангелие дня

«Нельзя увидеть Бога и не умереть». Такие слова услышал от Господа пророк Моисей на вершине горы Синай, когда попросил Творца явить Свой лик. Прошло много веков, и случилось чудо. Сын Божий стал человеком. Люди получили возможность безбоязненно вглядываться в лицо Господа. Но однажды озвученное Богом предупреждение не утратило своего значения. Об этом и говорит нам отрывок из пятой главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 5.

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Более двух тысяч лет назад Сын Божий, названный Иисусом Христом, родился от Девы Марии, во всём став похожим на нас. Кроме греха. Во Христе неизъяснимым образом соединились две природы — Божественная и человеческая. Человеческая составляющая Христа до времени как бы скрывала под собой Божественную, превосходящую в своём величии весь наш мир и все наши представления о совершенстве.

Современники видели в Иисусе из Назарета смиренного проповедника, скромного странника, возвещавшего наступление эпохи милости Господней. Однако иногда случалось, что Христу необходимо было не просто говорить и убеждать, но для усиления проповеди всё же являть некоторым людям Божественную силу. И тогда современники Спасителя ощущали тот самый глубинный трепет, что охватил пророка Моисея, когда тот говорил с Богом на вершине Синая.

Проявлению Божественной силы Христа и реакции на неё со стороны людей, собственно, и посвящено прозвучавшее евангельское чтение. Спаситель на глазах у будущего апостола Петра и других ещё не призванных к служению учеников совершает чудо. По слову Иисуса пустые рыбацкие сети наполняются уловом — настолько большим, что лодки практически не выдерживают груза. Симон-Пётр, увидев произошедшее, падает на колени и просит Христа покинуть его лодку.

Пётр при этом говорит, что он, будущий апостол, человек грешный. Так же поступили брат Симона — Андрей, а ещё Иоанн и Иаков Зеведеевы. Они ощутили своё полное недостоинство перед лицом величия чуда Божия. Стоит обратить внимание на реакцию Спасителя. Он смиренно говорит будущим апостолам — не бойтесь, отныне будете ловцами человеков. В тот самый момент жизнь простых галилейских рыбаков полностью изменилась.

Симон и иные рыбаки встретили Бога и умерли для прежней жизни. Апостолы встали на путь служения Богу, оказались глашатаями Евангелия — благой вести о Царствии Божием. Это призвание не было лишено горестей и трудностей, но радость, источником которой был Бог, лечила раны, смягчала боль, помогала преодолевать все преграды.

Что прозвучавшее чтение значит для нас — неапостолов, жителей иных земель и иных времён? Каждый из нас пришёл в этот мир по воле Божией. А значит призван к чему-то, что имеет значение и смысл. До времени они могут оставаться непонятными. Но обязательно однажды Господь касается наших умов и сердец. И всё становится ясно. Христос входит в лодку нашей жизни. Не чтобы разрушить её, но чтобы показать новую перспективу жизни. Нам даётся шанс умереть для ошибок прошлого и начать жить по-новому — с Богом и ради Бога. Нельзя увидеть Бога и не умереть. Но благодаря Христу можно затем воскреснуть для служения милосердия, которое обязательно приведёт нас в Царство Господне, где, по слову Иоанна Богослова, Бог будет всё во всём.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Преподобный Сергий был обычным человеком, но, прибегая к особым духовным средствам, живя в уединении, он не только обрел полный покой и радость душевную, но и сподобился стать великим светильником земли нашей — настолько, что молва о деяниях Преподобного распространилась по всей Русской земле. И мы знаем, что князь Димитрий Донской, отправляясь на судьбоносное сражение с завоевателями, пришел именно к преподобному Сергию, чтобы получить у него благословение. И Преподобный благословил его и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, дабы они вступили в воинскую рать и приняли участие в сражении, которое имело судьбоносное значение и для страны, и для народа, и для Церкви Русской. Мы вспоминаем преподобного Сергия как человека, обретшего огромную духовную силу, силу чудотворения, силу убеждения, силу большого влияния и на князей, и на воинов, и на простых людей. И мы вспоминаем его именно потому, что силу свою Преподобный обрел не какими-то особыми упражнениями, не какими-то особыми интеллектуальными занятиями, а через молитву, воздержание и духовный подвиг. А поскольку человеческая природа с тех пор не изменилась, не означает ли это, что пример Преподобного может быть спасительным и для нас — когда мы проходим через стрессы и сложные жизненные обстоятельства, когда теряем присутствие духа.

Преподобный Сергий Радонежский и крестьянин

Один крестьянин, наслышанный о преподобном Сергии Радонежском, возгорелся желанием его увидеть. Придя в обитель, он начал разыскивать настоятеля и расспрашивал братию, где найти его. Ему отвечали: «Старец копает огород. Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель, заглянув в щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица, и не поверил, что это тот великий муж, о котором он столько слышал. Когда святой вышел из огорода, монахи сразу показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого ты желал увидеть». Но крестьянин, решил, что над ним издеваются, и, отвернувшись от блаженного, сказал: «Я пришёл посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту». Преподобный же поклонился ему и, благословив, похвалил за верное мнение о нём. В это время к святому приехал великий князь Московский. И крестьянин, увидев, как великий князь поклонился старцу до земли и усадил его рядом с собой, поверил, что видит святого игумена.

Молитвословия

Тропарь святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна,/ Церкве Божия служителя усердна, и строителя тайн Христовых благоговейна,/ стекшеся благовернни людие Свияжския обители Богомудраго основателя/ и Казанский новопросвещенныя паствы святителя Германа/ песньми и пении восхвалим, глаголюще:/ не престаи присещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо.

Кондак святителя Германа, архиепископа Казанского

глас 4

Доблестями преподобия и правды/ врученное тебе словесное стадо озаряя/ и на злачных Слова Христова пажитях питая,/ на правый путь заповедей Господних/ силою духа твоего наставлял еси е./ Темже и ныне, осеняемое цельбоносными чудотворении твоими,/ в святую память твою, зовем тебе:/ не престай, святителю, предстательствовати/ пред Пастыреначальником о стаде твоем,/ яко паствы твоей утверждение/ и сущим по тебе святителем удобрение.

Молитва Герману архиепископу, Казанскому и Свияжскому

О великий угодниче Христов, Германе, теплый о нас ко Господу молитвенниче, всем притекающим к тебе в скорбех предстателю, испроси нам помощь в немощах, утешение в скорбех, здравие в недугах душевных и телесных; умоли Господа даровати нам оставление во всех, елика согрешихом от юности нашей в житии сем, делом, словом, помышлением, и всеми нашими чувствы: и при кончине нашей испроси нам время покаяния, да предварив искренним исповеданием грехов и очищением совести исход душ наших, безбедно прейдем воздушныя мытарства, и избавимся осуждения и муки, милостию безначальнаго Отца, благодатию собезначальнаго Сына, и освящением присносущнаго Духа. Аминь.

Тропарь преподобнаго Сергия Радонежского

глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобного Сергия Радонежского

глас 4

Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.

Молитва вторая преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пасты­рю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всемилостивому Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В день памяти святителя Германа Казанского митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре Свияжска В день памяти святителя Германа Казанского митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре Свияжска

19 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Германа, архиепископа Казанского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Никольском храме Свияжского Успенского мужского монастыря.

Память святителя Германа Казанского
Публикации 19 ноября 2023
Память святителя Германа Казанского

Память святителя Германа (Садырев-Полева; † 6 ноября 1567 года, Москва), архиепископа Казанского, совершается 17 октября (Собор Казанских святых), 19 ноября, 6 июля (Второе перенесение мощей), 8 октября (Перенесение мощей).

В храме преподобного Сергия Радонежского в городе Казани совершена Литургия с сурдопереводом В храме преподобного Сергия Радонежского в городе Казани совершена Литургия с сурдопереводом

8 октября, в день преставления преподобного Сергия Радонежского, в Сергиевском храме Казани была совершена Божественная литургия с сурдопереводом.

8 октября — день перенесения мощей святителя Германа, архиепископа Казанского
Публикации 8 октября 2023
8 октября — день перенесения мощей святителя Германа, архиепископа Казанского

8 октября — память святителя Германа, архиепископа Казанского. Он происходил из древнего дворянского благочестивого рода, с детства был обучен чтению Божественного Писания, и воспитан в страхе Божием.