6 октября. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7814
Фото

Седмица 18-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977).

Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мученицы Ираиды девы (ок. 308). Мучеников Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX).

Священномученика Иоанна Панкратовича пресвитера (1937).

Словенской иконы Божией Матери (1635).

Зачатие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Православная Церковь прославляет и празднует только три зачатия, которые были возвещены небесным благовестником и совершились при содействии Божией благодати: Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи. История зачатия Иоанна Предтечи описана в Евангелии от Луки. Архангел Гавриил явился престарелому священнику Захарии и обещал ему рождение от неплодной жены Елисаветы сына, который придёт перед Богом в духе и силе пророка Илии, «чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Праздник в честь зачатия Иоанна Предтечи известен уже с V века и праздновался 6 октября, за 6 месяцев до Благовещения. В праздничной службе сохранился ряд византийских песнопений IX века. Канон праздника написан святым Иоанном Дамаскином.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Святитель Иннокентий по праву назван апостолом Америки и Сибири. Священником он благовествовал на Алеутских островах (на шести наречиях местных племен!), на острове Ситху, в самых отдаленных селениях Камчатки, среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае и Северной Америке, в Амурском и Уссурийском краях. «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих», — утверждал он. Святитель также по праву стоит в ряду великих русских путешественников. Он преодолевал тысячи верст в непроходимой тайге, по болотам, в горах, жил в самых суровых сибирских условиях вместе с семьей. 27 ноября 1731 года святитель мирно отошел ко Господу, имея всего около 50 лет от рода, но истощенный заботами и скорбями своей тяжелой жизни. Много чудес проистекло от святых мощей славного угодника Божия.

Евангелие дня

Нередко можно услышать о том, что для верующего человека честность является важным качеством, без которого духовная жизнь невозможна. Что же именно следует понимать под честностью? Отрывок из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос.

Глава 4.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

К язычникам в иудейской среде времён Иисуса Христа было очень нетерпимое отношение. Они почитались нечистыми. Общение с ними считалось скверной. А потому, когда Господь в Своей проповеди в назаретской синагоге упоминает вдову из Сарепты Сидонской, а также Неемана из Сирии, жители Назарета впадают в ярость. Ведь, по сути, Спаситель говорит им о том, что места строптивых иудеев в Царстве Божием займут язычники. В порыве бешенства жители Назарета хотят убить Христа, скинуть Его с горы. Но Он, проявив Свою Божественную силу, незаметно удаляется от них.

Конечно же сами участники этого события были уверены в том, что ими руководит праведный гнев. О таком праведном гневе в Священном Писании говорится неоднократно. Пылая праведным гневом, древние герои веры вершили справедливый суд над язычниками. Чего стоит одна история пророка Илии, который предает смерти жрецов Ваала. Или случаи завоевания Земли обетованной, когда Иисус Навин уничтожал целые города за их богопротивный, мерзкий образ жизни. Наверное, эти и подобные образы жили в тот момент в голове евреев.

Однако святитель Феофан Затворник говорит, что для жителей Назарета праведный гнев был всего лишь прикрытием. На самом деле под ним скрывалась зависть. По его словам, именно «зависть требует свержения с горы своего противника». Но и зависть не появляется на пустом месте. Её порождает страх. Страх потерять своё, не достигнуть своих корыстных целей. Страх, что не исполнится всё так, как они хотят. Ведь иудеи были убеждены, что Мессия должен прийти только для них. Только они достойны лучшей жизни. А слова Христа ставят под угрозу их представления о счастье. Из них следует, что всё будет не так, как они себе представляли. В этом корень возмущения жителей Назарета. Они были людьми, тотально зацикленными на себе и на своих представлениях о духовной жизни. Поэтому святитель Феофан пишет: «Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце».

Итак, эгоизм, то есть желание во всём жить по своей воле, порождает страх потерять, страх потерять порождает зависть, зависть — гнев, а гнев — агрессивные действия по отношению к Богу. Такая вот цепочка. Если бы слушатели Христа были внимательны к тому, что происходит у них внутри, то, скорее всего, реакция была бы совсем иная. Почему же они предпочитают обманывать себя? Им это выгодно. Ведь в противном случае пришлось бы многое изменить в своей жизни. Пришлось бы отказаться от всех своих прежних представлений. А это всегда чревато потерей того душевного комфорта, к которому мы так привыкли. А потому они не копают глубоко, не разбираются в мотивах своего поведения и выбирают лёгкий путь: просто уничтожить внешний раздражитель. Иными словами, им не хватило честности перед собой.

Важный урок для каждого из нас содержится в этом евангельском фрагменте. Духовная жизнь предполагает бескомпромиссную безжалостную честность. Это не означает, что во всех ситуациях мы должны рубить правду-матку и рассказывать каждому встречному тайные факты своей жизни. Честность — это в первую очередь способность увидеть, что на самом деле лежит в основе моих чувств, мыслей, слов и поступков. Это мужество признать, что многое из этого уходит своими корнями в мой эгоизм. Нередко даже тогда, когда я совершаю одобряемые окружающими действия, в конечном счёте я одержим идеей, чтобы исполнилась моя воля. И когда что-то идёт не по-моему, я раздражаюсь, злюсь, лгу, манипулирую, обижаюсь. Это моя больная самость наполняет меня страхами. А потому и Бог постоянно удаляется от меня. Именно поэтому христианские святые такое внимание уделяли тому, что они называли «душевное делание», они говорили о познании себя. Как больной открывает перед врачом свою болезнь, чтобы получить исцеление, так и они бесстрашно вскрывали свои страхи, признавали перед собой и Богом истинные мотивы своих поступков, расчищая таким образом в своём сердце место для Его исцеляющей благодати.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Состояние Духовного сна влечет за собой разрыв нашей связи с Богом. Существуют «снотворные средства», которые вводят нас в состояние духовного сна: это множество соблазнов, которые несет нам мир, — тот самый, что лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Всякое отвлечение нашего сознания, нашей мысли от Бога, всякое нарушение нашей внутренней молитвенной жизни — это и есть то «снотворное», которое нередко подается нам через средства массовой информации, через литературу, кинематограф, через образ жизни, через моду, через ложные ценности. Когда мы отвращаем свой взор от Бога, мы впадаем в духовное беспамятство, в духовный сон, и страшно, если смерть застанет нас в таком состоянии. Что же делать для того, чтобы не спать? Нужно укреплять себя в молитве, чтобы постоянно чувствовать связь с Господом и жить в соответствии с Его заповедями, чтобы стяжать духовный потенциал, способный разрядиться величайшей энергией, вводящей нас в Царствие Небесное.

О вечерне

Вечерня — богослужебное последование, совершаемое перед заходом солнца. Вечерня бывает великая, великопостная, пасхальная, вседневная и малая. Великая вечерня (отдельно или в составе всенощного бдения) совершается в дни средних и великих праздников и в воскресный день, великопостная — в будние дни Великого Поста, пасхальная — в дни Светлой седмицы, а вседневная — во все остальные дни. Малая вечерня, самая короткая из всех, по уставу должна совершаться перед всенощным бдением, но в XX—XXI веках она почти не служится на приходах. В чин великой вечерни входят: предначиательный псалом, великая ектения, «Блажен муж…», стихиры на «Господи, воззвах», вход с кадилом, «Свете тихий», прокимен (в дни великих праздников читаются паремии), сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения, лития, стихиры «на стиховне», «Ныне отпущаеши», отпустительные тропари. На вседневной вечерне не совершается входа, вместо «Блажен муж…» читается рядовая кафизма, а сугубая ектения произносится в конце, после тропарей.

Совет преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Оптинский старец Амвросий, учил своих чад непременно каждый день читать хотя бы по одной главе Евангелия, причем стараться это делать с утра. Почему с утра? Во-первых, утром свежая голова, свежая память. Во-вторых, если прочитанное утром потихоньку в течение дня будешь обдумывать, то скоро заметишь, что недоуменный вопрос, который возникнет вдруг в этот день, ты разрешишь, вспомнив, что говорилось в Священном Писании. Это станет тебе ответом от Бога в сложной, жизненной или духовной ситуации.

Святые отцы — пример благочестивой жизни

Один из необходимых признаков, по которым Церковь относит того или иного церковного писателя к святым отцам — это благочестивая, преданная Богу жизнь, которая может служить образцом для нас.

Святые отцы показывают нам пример усердного стремления к истине, непрестанного поучения в Священном Писании и Предании и твердой приверженности правой вере — несмотря на все нападки и гонения. Читая их труды, мы воспринимаем не только их учение, но и их пример.

Конечно, единственным полностью безгрешным Человеком является только Господь наш Иисус Христос. Святость и полная безгрешность — это не одно и то же. Святые Отцы остаются людьми, у которых могут быть личные несовершенства, но они показывают нам пример жизни, преображённой Божьей благодатью.

Молитвословия

Тропарь Иоанна Предтечи

глас 4

Первее нераждающая неплоды, возвеселися,/ се бо зачала еси Солнца светильника яве,/ просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую./ Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак Иоанна Предтечи

глас 1

Веселится светло Захария великий/ со всеславною Елисаветию сопружницею,/ достойно зачинающе Иоанна Предтечу,/ егоже Архангел благовести, радуяся,/ и человецы достодолжно почтим,// яко таинника благодати.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В праздник Зачатия пророка Иоанна Предтечи митрополит Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре города Казани В праздник Зачатия пророка Иоанна Предтечи митрополит Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре города Казани

6 октября, в праздник Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре города Казани.

В руинированных храмах Пестречинского района состоялись молебны В руинированных храмах Пестречинского района состоялись молебны

11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, благочинный Пестречинского округа Казанской епархии иерей Ярослав Петрущенков посетил руинированные храмы Пестречинского района РТ, имеющие престол, освященный в честь этого угодника Божия.

История с отрубленной головой: что на самом деле произошло в Махере
Публикации 11 сентября 2023
История с отрубленной головой: что на самом деле произошло в Махере

Попасть на день рождения к Ироду означало стать участником не только великолепного застолья, но и профессионального шоу. Впрочем, в этот раз все присутствующие стали соучастниками и одного из самых страшных преступлений мировой истории — убийства Иоанна Крестителя.

«Верующим надо чаще вспоминать о пути, который преодолел Иоанн Предтеча»
Публикации 6 июля 2023
«Верующим надо чаще вспоминать о пути, который преодолел Иоанн Предтеча»

Проповедь Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумена Пимена (Ивентьева) в день Рождества Иоанна Предтечи за Божественной литургией в храме села Ключищи, 7 июля 2017 года