Церковный календарь

6 октября. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 октября. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Неделя 16-я по Пятидесятнице
Поста нет. 23 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977).

Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мученицы Ираиды девы (ок. 308). Мучеников Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX).

Священномученика Иоанна Панкратовича пресвитера (1937).

Словенской иконы Божией Матери (1635).

Зачатие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Православная Церковь прославляет и празднует только три зачатия, которые были возвещены небесным благовестником и совершились при содействии Божией благодати: Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи. История зачатия Иоанна Предтечи описана в Евангелии от Луки. Архангел Гавриил явился престарелому священнику Захарии и обещал ему рождение от неплодной жены Елисаветы сына, который придёт перед Богом в духе и силе пророка Илии, «чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Праздник в честь зачатия Иоанна Предтечи известен уже с V века и праздновался 6 октября, за 6 месяцев до Благовещения. В праздничной службе сохранился ряд византийских песнопений IX века. Канон праздника написан святым Иоанном Дамаскином.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Святитель Иннокентий по праву назван апостолом Америки и Сибири. Священником он благовествовал на Алеутских островах (на шести наречиях местных племен!), на острове Ситху, в самых отдаленных селениях Камчатки, среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае и Северной Америке, в Амурском и Уссурийском краях. «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих», — утверждал он. Святитель также по праву стоит в ряду великих русских путешественников. Он преодолевал тысячи верст в непроходимой тайге, по болотам, в горах, жил в самых суровых сибирских условиях вместе с семьей. 27 ноября 1731 года святитель мирно отошел ко Господу, имея всего около 50 лет от рода, но истощенный заботами и скорбями своей тяжелой жизни. Много чудес проистекло от святых мощей славного угодника Божия.

Священное Писание

2 Кор., 181 зач., VI, 1-10

1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Лк., 17 зач., V, 1-11

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 5, 1-11

Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть — все из рук валится; когда приближится к нему Господь, — откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Мене не можете творити ничесоже», сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй — кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, — откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В моем сознании Чукотка никогда не была далекой провинцией, и километры, которые отделяют ее от Москвы, — тоже некоторая условность. О таких местах, как Чукотка, можно говорить, что с них начинается Родина, — здесь восстает солнце, которое идет затем над всеми необъятными просторами нашей страны и всего мира. <…> Чукотка — православный край, и здесь совершаются Божественные службы, которые затем продолжаются на всем пространстве евразийского континента и далее в Америке. Каждый священник, который начинает здесь Литургию, должен помнить, что за его спиной — Россия и весь мир, и потому молитва к Богу должна быть первой не только по географическому расположению, но и первой по силе, по духовной красоте, как и сама жизнь людей на Чукотке.

О вечерне

Вечерня — богослужебное последование, совершаемое перед заходом солнца. Вечерня бывает великая, великопостная, пасхальная, вседневная и малая. Великая вечерня (отдельно или в составе всенощного бдения) совершается в дни средних и великих праздников и в воскресный день, великопостная — в будние дни Великого Поста, пасхальная — в дни Светлой седмицы, а вседневная — во все остальные дни. Малая вечерня, самая короткая из всех, по уставу должна совершаться перед всенощным бдением, но в XX—XXI веках она почти не служится на приходах. В чин великой вечерни входят: предначиательный псалом, великая ектения, «Блажен муж…», стихиры на «Господи, воззвах», вход с кадилом, «Свете тихий», прокимен (в дни великих праздников читаются паремии), сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения, лития, стихиры «на стиховне», «Ныне отпущаеши», отпустительные тропари. На вседневной вечерне не совершается входа, вместо «Блажен муж…» читается рядовая кафизма, а сугубая ектения произносится в конце, после тропарей.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Тропарь Предтечи

глас 4

Первее нераждающая неплоды, возвеселися,/ се бо зачала еси Солнца светильника яве,/ просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую./ Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак Предтечи

глас 1

Веселится светло Захария великий/ со всеславною Елисаветию сопружницею,/ достойно зачинающе Иоанна Предтечу,/ егоже Архангел благовести, радуяся,/ и человецы достодолжно почтим,// яко таинника благодати.

Теги:
Иоанн Предтеча
святитель Иннокентий Московский
православный календарь

Все публикации