Церковный календарь

3 октября. Память преподобного и благоверного князя Олега Брянского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 октября. Память преподобного и благоверного князя Олега Брянского

Неделя 15-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 20 cентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245).

Преподобного и благоверного князя Олега Брянского (ок. 1285). Собор святых Брянской митрополии.

Священномучеников Феоктиста Смельницкого и Александра Тетюева пресвитеров (1937).

Великомученик Евстафий Плакида

Святой Евстафий (Плакида — имя до Крещения) был римским военачальником (стратилатом). Ещё до принятия веры во Христа Плакида всегда помогал нуждающимся. Однажды на охоте он преследовал оленя, который вдруг остановился на горе, и Плакида увидел на голове оленя сияющий крест, а на нём — Христа, Который спросил: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» Когда стратилат в страхе спросил: «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?», то услышал: «Я — Иисус Христос, Бог, воплотившийся и претерпевший вольные страдания ради спасения людей. Ты, не зная, почитаешь Меня. Я здесь, чтобы присоединить тебя к верным рабам Моим, ибо не хочу, чтобы погиб человек, творящий праведные дела». После этого Плакида принял Крещение и в 118 году пострадал за Христа в Риме вместе с семьёй — женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом.

Благоверный князь Олег Брянский

Святой благоверный князь Олег Брянский был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского. Князь Олег был безразличен к богатству и мирской славе. Его больше привлекала монашеская жизнь. Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, он отказался от наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василий. Он подвизался в брянском Петро-Павловском монастыре, созданном им на собственные средства, и вел строгую подвижническую жизнь. Благоверный князь скончался около 1285 года и был погребен в монастырском храме. Честные мощи святого благоверного князя Олега Брянского почивают в кафедральном соборе города Брянска.

Мученики Михаил, князь Черниговский, и болярин его Феодор

Князь Михаил, с 1223 года правивший Черниговом, отличался справедливостью, милосердием и твердостью правления, чем снискал на Руси любовь и уважение. Он примирил Новгород и Владимир, искал союза с христианской Европой против татаро-монгол. Дипломатия потерпела крах, и князю Михаилу пришлось отправиться в Орду получать ярлык на княжение, с ним поехал его друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против нее совместно с Венгрией и другими европейскими державами и искали случая убить его. Перед встречей с ханом им было велено поклониться обожествляемым монголами стихиям — солнцу и огню, но они отказались. «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам», — сказал князь Михаил. За это его жестоко избили, а затем отсекли голову. Боярину Феодору за исполнение языческого обряда предлагали ярлык на княжение, но он предпочел разделить судьбу князя и тоже принял мученический венец.

Священное Писание

2 Кор., 176 зач., IV, 6-15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Мф., 92 зач., XXII, 35-46

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 22, 35-46

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического - самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества, – это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны – от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной. И сила верующего человека в том, что, даже не осознавая в полной мере Божественную истину умом своим и опытом жизни, он преклоняет перед нею колена ума и сердца своего в послушании слову Божию.

Преподобный Варсонофий Оптинский о посещении храма

У преподобного Иоанна Лествичника спросили, есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него. Ведь относительно обыденных предметов есть определённые признаки — хороши они или нет; когда, например, начинает гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные предметы начинают издавать дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче. Ну, а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурной запах или менять свой вид. На этот вопрос святой отец ответил: первый признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестаёт посещать храм Божий.

Седьмая заповедь Нового Завета: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Здесь говорится о мире (1) с Богом, (2) мире с собой — в своей душе и (3) мире с окружающими. Миротворцы — стремящиеся к миру с Богом, в себе и с окружающими людьми.

Мир (евр. шалом) — это не только прекращение вражды, но и состояние согласия и покоя. Христиане должны творить мир прежде всего, в своей душе, то есть привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Мы должны стремиться спокойно относиться к лишениям, обидам, ко всему тому, что может нарушить душевное равновесие, мир души. Человек, имеющий внутренний и внешний мир, будет стремиться нести этот мир и окружающим, исполняя главную заповедь о любви к ближнему и Богу.

В начале Литургии диакон призывает: Миром Господу помолимся — в буквальном переводе с греческого это значит не соборно, а в мире. Речь идёт о примирении с Богом и мире в душе человека, исполняющего Божью волю.

В покаянной молитве ко Святому Духу (на сон грядущим) есть фраза «или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих». Что значит свадих? Стать причиной ссоры или возбуждать ссору. Опыт многих людей говорит о том, что молитва о мире с ближними обычно очень действенна.

Мир с Богом — это исполнение Его заповедей. Чистая от страстей душа обретает мир, становится свободной от них, от мук совести и духовной пустоты. Это не безразличие, это гармония.

Миротворцы потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге они уподобляются Самому Сыну Божьему, Который примирил людей с Богом, восстановил ту связь, которая была разрушена первородным грехом. 

Молитвословия

Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 8

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 4

Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником,/ просвети, блаженне, Отечество твое и спаси души наша.

Молитва благоверному князю Олегу Брянскому

О, преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, мило­стиво на град твой и виждь чада твоя, смиренно ти припадающия и служити тебе хотящия. Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодетель и ходатай, моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Россий­скую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благоче­стие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дару­ет пастырям ревность попечения о спасении людей, во еже неверующая просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи. Изряднее же, да вся чада Церкве Православныя чисты сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам ско­рым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Акафист святому благоверному князю Олегу Брянскому →

Тропарь мучеников и исповедников Михаила и Феодора

глас 4

Жизнь вашу мученически совершивше,/ исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте,/ Михаиле премудре с доблим Феодором,/ молите Христа Бога/ сохранити oтечество ваше,/ град же и люди,// по велицей Его милости.

Тропарь благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора

глас 8

Троичнаго Божества осиянием просветився,/ страстотерпче великий княже Михаиле,/ с премудрым болярином ти Феодором,/ самозванна к подвигом устремистася,/ сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/ и нечестиваго царя обличиста,/ Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./ И того ради кровей своих струями обагристася, славная./ Темже и венца от Него победная прилета,/ и нас свыше назираета,/ молим ва, святая, молите Того,/ яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/ и подаст нам вся благая,/ Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Кондак мучеников и исповедников Михаила и Феодора

глас 8

Царство земное в ничтоже вменив,/ славу, яко преходящую, оставил еси,/ самозван пришед к подвигом,/ Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем,/ страстотерпче Михаиле с доблим Феодором,/ Царю сил предстояще,/ молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди,// да вас непрестанно почитаем.

Тропарь великомученика Евстафия и иже с ним

глас 4

Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.

Кондак великомученика Евстафия

глас 2

Страсти Христовы яве подражав/ и Сего испив усердно чашу,/ общник, Евстафие, и славы снаследник был еси,/ от Самаго всех Бога// приемля с высоты божественное оставление.

Теги:
Великомученик Евстафий Плакида
благоверный князь Олег Брянский
Мученики Михаил Черниговский
православный календарь

Все публикации