Церковный календарь

14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие

13-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 1 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Начало индикта — церковное новолетие

Преподобного Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).

Мученика Аифала диакона (380). Мученицы 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена (309). Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.). Преподобного Дионисия Малого (до 556) (Румын.).

Преподобномученицы Татианы Грибковой, мученицы Наталии Козловой (1937).

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

Церковное новолетие

В этот день Православная Церковь празднует новолетие — начало нового церковного года, которое в соответствии с византийской традицией именуется началом индикта. В Византийской империи начало индикта было началом финансового года, связанного с уплатой налогов. По преданию, в начале сентября Господь Иисус Христос произнёс известную проповедь в синагоге города Назарета о наступлении «лета благоприятного ». 1 сентября на Руси совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой на городской площади совершался молебен с чтением Апостола и Евангелия, а затем, под пение тропаря праздника, духовенство и народ шли в храм для совершения Божественной литургии. В 1699 году Пётр I ввёл в России летоисчисление от Рождества Христова и перенёс гражданское новолетие на 1 января.

Преподобный Симеон Столпник

Первым столпником был сирийский подвижник преподобный Симеон (IV–V века). Он тайно от родителей стал иноком в 18 лет. Недолго пробыв в монастыре, святой поселился в пещере и прожил в ней три года. Желая избежать почитания, он построил 4-метровый столп и поселился на нём, оградившись забором. Отцы-пустынники, желая испытать Симеона и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги и не впал ли он в прелесть, приказали святому сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были силой стащить его на землю. Симеон проявил полное послушание, и отцы благословили его столпничество. Из 80 лет иночества 47 лет преподобный Симеон простоял на столпе. Подвиг преподобного Симеона получил апостольскую силу: многие язычники приняли Крещение, потрясённые терпением и стойкостью духа великого святого.

Священное Писание

1 Тим., 282 зач., II, 1-7

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,— истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине.

Лк., 13 зач., IV, 16-22

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедовать лето Господне благоприятное.

20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 4, 16-22

Господь не возвестить только пришел о лете приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос — принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет обращает свой голос к человечеству, призывая его стать на путь Истины. И цель этого пути — пути как всех людей в совокупности, так и каждого человека в частности — спасение. Господь заповедовал Своим ученикам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). Благую весть о спасении во Христе Церковь всегда стремилась донести людям. Спустя века эта цель не изменилась. Ныне актуальность слова Церкви не ослабевает. Современный мир, поднимающий на щит идеологию потребления, навязывает человеку ложные и даже опасные ценности. Человек привыкает заботиться только о себе, не ограничивать себя в земных наслаждениях, не обращать внимания на непреходящие нравственные нормы и жить ради удовольствия. Но ведь именно погоня за внешним благополучием приводит к греху, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15).

О великом индиктионе

Индиктион великий (в русской литературе — великий миротворный круг) — так называется полный христианский пасхальный цикл в 532 года на основе юлианского календаря. Он представляет собой комбинацию 19-летнего «лунного» и 28-летнего «солнечного» циклов. В связи с мнениями о цикличности мироздания с крайними датами индиктиона сопрягались начало и конец существования мира. Согласно одной из древних «теорий», время существования мира составляло 12 индиктионов. Благополучное начало 13-го цикла (1 сентября 876 года) перенесло (уже вне связи с границами индиктиона) возможную дату конца света на 7000 год от сотворения мира (1492 год). В связи с этим пасхалисты XV века долго не решались составлять пасхалию на 14-й индиктион, начавшийся в сентябре 1408 года. Лишь после того как в сентябре 1492 года ещё раз подтвердились слова Спасителя о суетности человеческих попыток измерить «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1:7), составление пасхалий вновь получило распространение.

Молитвословия

Тропарь преподобного Симеона Столпника

глас 1

Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и безплотных жительству, сый в телеси,/ Симеоне отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Симеона Столпника

глас 2

Вышних ищай, нижним совокупляяйся,/ и колесницу огненную столп соделавый:/ тем собеседник ангелом был еси преподобне,/ с ними Христу Богу моляся/ непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная

глас 4

Торжество днесь празднуем светлое,/ се бо предлежит, о Всеблаженная, икона Твоя Всечестная,/ к ней же любовию сердца вси приходяще, Владычице,/ поклоняемся и тепло Тебе вопием:/ избави нас от бед и обстояний.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Всеблаженная

глас 4

Во праздник Твой сошедшеся, вернии,/ священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем,/ любовию же чтуще честную икону Твою,/ Тебе песнословим вси в радости:/ радуйся, Дево Честная Всеблаженная.

Тропарь Индикту (церковному новолетию)

глас 2

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак Индикту (церковному новолетию)

глас 2

В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Теги:
Церковное новолетие
преподобный Симеон Столпник
православный календарь

Все публикации