10 сентября. Собор преподобных отцов Киево-Печерских

6116
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659).

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих. Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Праведной Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Великомученицы Шушаники (Шушаник), царицы Ранской (475) (Груз.).

Священномученика Алексия Будрина пресвитера (1918); преподобномучеников Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); священномученика Александра Медведева диакона (1918); священномученика Николая Георгиевского пресвитера (1931); священномученика Василия Сокольского пресвитера (1937).

Преподобный Моисей Мурин

Африканец родом из Эфиопии (отсюда, за темное лицо — прозвание Мурин), Моисей был рабом чиновника. Когда тот прогнал его за дурное поведение, Моисей возглавил шайку разбойников и прославился среди них силой и жестокостью. По милосердию Божиему он раскаялся в греховной жизни и удалился в монастырь, полностью отдав себя в послушание игумену. Однако мысли о прежней развращенной жизни не покидали святого, особенно сильно его одолевала блудная страсть. По совету старцев Моисей изнурял себя постом и ночными бдениями. Затем он стал носить по ночам воду для других отшельников. Однажды бес напал на него и ударил дубиной по спине, Моисей год тяжело болел, но после этого полностью избавился от страсти. Став священником, он обратил к вере многих из своих бывших друзей-разбойников. В 75 лет Моисей был убит варварами, напавшими на обитель.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

«Молитеся, отцы богоноснии, причастие славы вашея улучити присно собор ваш любовию почитающым». Такими словами Церковь прославляет в этот день подвиг монахов, мощи которых почивают ныне в Дальних пещерах Киевской Лавры. Известных имен насчитывается около 50. Каждый из праведников в разное время прославился какой-то особенной добродетелью. Как свидетельствует Печерский Патерик: «Одни были постники, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень, или одну сырую». Но больше всего среди преподобных отцов Дальних, или Феодосиевых пещер, было затворников. Благодаря глубокой вере, терпению и преданности Богу подвижники побеждали самые сильные искушения.

Праведная Анна пророчица

Праведная Анна пророчица была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую, благочестивую жизнь, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). Когда ей было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Пророчица вместе со св. Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. 2, 38).

Преподобномученики Успенского Зилантова монастыря

Архимандрит Сергий (в миру Иван Зайцев) родился в 1863 году в Гатчине под Петербургом в семье чиновника. Учился в Николаевском институте, но светской жизни предпочел иноческую и в 28 лет поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Тверской губернии. Принял постриг, а затем — сан иеромонаха. В 1900 году определен казначеем в Новоторжский Борисоглебский монастырь, а через 5 лет — экономом в архиерейский дом в Казани. Вскоре отца Сергия назначили настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни в Казанской епархии, затем архимандритом Зилантова монастыря в Казани. В должности настоятеля этой обители встретил октябрьский переворот. В 1918 году в Казань вошли войска Красной армии, солдаты ворвались в монастырь и без суда и следствия расстреляли всех насельников, в том числе и настоятеля.

Вместе с настоятелем, архимандритом Сергием, были расстреляны 9 насельников Зилантовой пустыни в Казани. Все они прославлены в лике святых. Известно о них мало, как и подобает монахам, которые, приняв постриг, должны как бы забыть о том, что было прежде, и молчать о том, что происходит с ними сейчас. Вот то немногое, что о них известно. Архимандрит Сергий (в миру Иван Зайцев), выходец из семьи чиновников. Иеромонах Лаврентий (Никитин), из крестьян, исполнял обязанности казначея. Иеромонах Серафим (Кузьмин) — чуваш из крестьян, в годы Первой мировой — священник в передвижном госпитале. Иеродиакон Феодосий (Александров), из крестьян Казанской губернии. Монах Леонтий (Каргин), из крестьян, прежде послушник в Раифском и Макарьевском монастырях. Монах Стефан, мирское имя неизвестно. Послушники: Георгий Тимофеев, Иларион Правдин, Иоанн Сретенский, Сергий Галин. Все они могли свободно уйти из обители вместе с отступающими белочехами, но предпочли остаться в надежде спасти монастырь от поругания и приняли смерть.

Евангелие дня

Какие книги необходимо прочитать в первую очередь, чтобы укрепить свою веру в Бога? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

16Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Учил людей «как власть имеющий» — выражение, которое многократно встречается на страницах Евангелия. Так авторы Писания указывают на особую силу, которая исходила от Иисуса Христа. И нередко, как и в прозвучавшем сегодня отрывке, эта сила противопоставлена той, которой обладали иудейские учёные-богословы. В чём же принципиальное различие между словами Спасителя и теми, которые произносили религиозные лидеры евреев?

Иудеи были прекрасными богословами. Их память хранила огромное количество информации о Боге, о Его законе, а также о событиях священной истории. Эту информацию они получали из книг, а также от своих учителей. Для этого они учились с детства и продолжали копить знания всю жизнь. По тем временам их кругозор был поразительным. Просто ходячие энциклопедии. Поэтому Евангелие и называет их книжниками.

Господь не учился в богословской школе. Поэтому в Евангелии от Иоанна иудеи удивляются: «Как Он знает Писания, не учившись?» У Христа был иной источник знания о Творце. Он знал о Нём не со слов других людей и не из книг. Он знал Его лично. Ведь, как Сам Он говорит Своим ученикам, «Я в Отце и Отец во Мне». Иными словами, Его знание было не книжным, оно было опытным.

Поэтому, когда люди слушали книжников, они чувствовали, что перед ними очень умные люди. Они много чего знают о Боге. Но в их словах было слишком много схоластики. Слишком много умозрительной теории. Хорошо говорят, складно, но на душе теплей не становится. Сердце не отзывается.

Когда люди слушали Христа, они поражались, насколько Его слова раскрывали глубинную правду жизни. Они ощущали горение Его Духа. Чувствовали, как этот огонь проникает в их сердца, как он насыщает душу. Проповедь Спасителя давала им не только новую, уникальную информацию о Боге. Хотя, конечно, и это было в Его словах. Но в первую очередь речи Христа несли слушателям утешение, поддержку, радость, надежду. Одним словом, Благую весть. В них ощущалась энергия милости, принятия, прощения и любви.

Поэтому люди и шли за Господом. Оставляли всё и шли, как апостолы, о которых говорится в прозвучавшем отрывке. Сказанное Спасителем настолько сильно отозвалось в их сердце и настолько было созвучно их чаяниям и надеждам, что они отложили в сторону дело, которое их кормило, отложили имущество, родственников и отправились странствовать. Такое бесценное сокровище они ощутили в словах Христа.

Это сокровище христианская Церковь предлагает и нам. Не столько знания о Боге, сколько знание Бога. Опытное переживание, что ты обладаешь чем-то, что невозможно купить ни за какие деньги. И потому глубина нашей веры измеряется не количеством прочитанных и услышанных текстов. Её показателем является та сила, с которой звучат наши слова о Христе. А сила эта рождается из опыта личной встречи с Творцом, Который всегда рядом с теми, кто подобно апостолам без сомнения следует за Ним. То есть все свои мысли, слова и поступки ежедневно посвящает исполнению евангельских заповедей Спасителя.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сколько существует мир, столько существует вера, и столько же существует неверие. Причины неверия очень понятны. Предельно ясно, почему человек не верит: если он опирается только на знания и опыт, то все, что превышает их, он отрицает. Иногда говорят: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» Произнося или даже не произнося эти слова, человек нередко отрицает саму возможность существования того, что лежит за пределами его опыта. Иногда, оправдывая свое неверие и неверие своих детей, молодежи, мы говорим: «Да, в наше время, знаете ли, трудно верить». А почему в наше время трудно верить? Человечество в каждую эпоху создавало многое, что можно отнести к результатам цивилизационного развития. Разве египетские пирамиды не поражали воображение? А разве не завораживала умы людей ирригационная система Нижнего Нила? Сложнейшая система оросительных каналов, которую мир не знал! А появление бумаги, письма? А познания в астрономии, в медицине? Разве не поражали они воображение людей? Никогда не следует ссылаться на эпоху, подчеркивая, что достижения современной эпохи, мол, особым образом препятствуют вере человека в Бога. Это абсолютное заблуждение. То, что происходит в мире, что является производным человеческой деятельности, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не «плывет в общем потоке, по воле волн». Если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, то все достижения цивилизации никак не могут повлиять ни на его веру, ни на его безверие.

О херувимской песни

Первые строки Херувимской песни просты для перевода: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице Трисвятую песнь, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всём житейском…» Однако заключительная часть весьма сложна для понимания: «Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа». В XIX—XX веках предпринимались разные попытки истолковать эти строки. Были предложения объяснить слово «дориносима» как «копьеносима» (дори означает копьё) и понимать окончание Херувимской как образ, взятый из римского обычая, когда, провозглашая императора, его торжественно поднимали на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Другой распространённый вариант заключался в интерпретировании слова «подымем» как «примем», и тогда речь идёт о грядущем Причастии Святых Таин.

Святитель Герман Константинопольский о херувимской песни

Для правильного понимания Херувимской песни необходимо обратиться к древнему толкованию её святителя Германа Константинопольского: «Херувимская песнь через начинающих шествие диаконов и представление серафимских изображений — рипид — знаменует вхождение всех святых и праведных, выступающих впереди Херувимских сил и невидимых Ангельских воинств, которые предваряют великого Царя Христа, идущего на таинственную Жертву и поднимаемого плотскими руками. С ними вместе входит пред Ним для бескровного и мысленного жертвоприношения Дух Святой, мысленно созерцаемый в огне, фимиаме, дыме и дуновении благоухания, ибо огонь указывает на Божественность, а благовонный дым — на присутствие Его, невидимо пришедшего и облагоухавшего нас через таинственное, живое и бескровное служение и всесожжение. Но и мысленные силы, и сонмы Ангелов, видя совершаемое Христом через крест и смерть Домостроительство нашего спасения, победу над смертью, сошествие во ад и тридневное воскресение, с нами восклицают: Аллилуиа!»

Четвёртая заповедь Ветхого Завета

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой — суббота — есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему

Заповедь предписывает сугубо посвящать седьмой день седмицы служению Богу. Без Бога мы — мёртвые души. Творец помогает нам вырваться из круга суетных земных дел и приобщиться к вечности.

Почему в заповеди говорится о субботе, а для нас главный день — воскресенье? В Ветхом Завете, в воспоминание о творении Богом мира, днём покоя почиталась суббота (последний день седмицы), для последователей Христа самым важным событием стало Воскресение Христово, поэтому мы почитаем первый день седмицы — воскресенье.
Мы не пренебрегаем ветхозаветными заповедями, но даём им христианскую интерпретацию. При этом мы не отменяем почитание субботы, она тоже почитается, например, в субботы Великого Поста служится полная Литургия, ослабляется пост.

В первую очередь в воскресные дни христиане участвуют в Литургии и Причащаются. Исполнение этой заповеди не исчерпывается участием в богослужении, это узкая трактовка. Излишне широкая трактовка — считать, что после Литургии необходимо мелочно избегать любой деятельности, даже посуду за собой мыть. День покоя означает не день бездеятельности, а покой от суеты, внутренний покой. Чему же именно следует посвящать день воскресный? Можно порекомендовать душеполезное общение, чтение духовной литературы, дела милосердия, посещение богословских лекций, паломничества.

Почему мы не верим в астрологию?

В наши дни астрологи процветают и способны оплачивать дорогую рекламу. Люди готовы не только прислушиваться к их советам, но и платить за них. Почему мы, православные люди, не верим в астрологию?

Потому что воля Божья никоим образом не может быть подчинена расположению звезд; Бог — Творец этих звезд, а не слуга им.

Происхождение астрологии отчасти понятно — для людей, которые вели сельское хозяйство, было очень важно производить работы вовремя. Сеять слишком рано или слишком поздно могло означать голодную смерть. Кроме того, астрономия и астрология были неразрывно связаны.

Молитвословия

Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

глас 4

Возложь на ся иго Христово от юности,/ преподобне отче Иове,/ многолетне свято подвизался еси/ на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем,/ и, пришед к горе Почаевстей,/ знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/ в тесней пещере каменней/ богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/ и, благодатию Божиею укреплялся,/ мужественно потрудился еси/ на пользу Церкве Христовы и обители твоей,/ купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго,/ и, наставив сицевому ополчению иночествующих,/ победители тех представил еси Владыце и Богу./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

глас 8

Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих,/ угодниче Божий,/ яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего,/ достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго,/ в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси./ Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой,/ молишися о всех с верою к тебе прибегающих./ Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий/ и обители Почаевския украшение.

Молитва преподобному Иову Почаевскому

О всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем и, поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и, сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправо­мыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добродетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь стране нашей противу всех врагов наших, внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте; и всем к тебе притекающим и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губи­тельства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со Архангелы и Ангелы и со всеми святыми, на обитель твою Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими и всякий град, и страну и всех отовсюду, на море и на суши, в пустынях и в заключениих многораз­личных тебе призывающих, от всех зол, видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скон­чании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати всечестное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Моисея Мурина

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее:/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Моисея Мурина

глас 4

Мурины заушив и лица демонов поплевав,/ мысленно просиял еси,/ якоже солнце светлое,/ светом жития твоего// и учением наставляя души наша.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

глас 8

Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне,/ от юности бо и в мире изволил еси чистое житие;/ ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси,/ и, вся красная мира сего презрев,/ от чуждых стран пришел еси/ во обители Богоспасаемаго града Пскова,/ и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси;/ таже простираяся умом еще к вящшему,/ вселился еси в пустыню,/ в нейже обитель пречестну воздвигл еси,/ и множество инок собрал еси,/ и их наставил еси на путь истинный./ Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси,/ видев твоя благия труды,/ яко пресветла тя светильника,/ и по преставлении чудесы обогати, Савво, отче наш./ Молися убо присно Ему о стране нашей,/ еже дароватися ей на враги победам,/ стаду же твоему от враг ненаветну пребыти,/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого

глас 7

От мирскаго жития изшед,/ отвержением же мира Христу последовал еси/ и, в пустыни вселься,/ равноангельное житие пожил еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чад своих,/ яже собрал еси, Богомудре,/ да радостию от души вопием:/ радуйся, Савво,// отче преблаженнейший.

Кондак преподобного Саввы Крыпецкого

глас 1

Возсия от пустыни славному граду Пскову/ новое светлое солнце,/ чудес лучами всех озаряющее/ и благодатне согревающее,/ тьму же всяких искушений и наветов/ и хлад греховный отженяющее./ Приидите убо, празднующе блаженную память/ сего светильника нашего, воспоим:/ слава Богу, тако промышляющему о нас,/ слава угоднику Его, сохраняющу нас!/ Ты же, преподобне отче Савво,/ о иже твою присно память почитающих/ моли Христа Бога,// яко да милостив будет нам и в День судный.

Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских

глас 4

Мысленное солнце и светлую луну,/ первоначальных Печерских,/ со всем собором преподобных днесь почтим,/ тии бо, церковную твердь озаряюще,/ просвещают во тьме страстей бедствующих,/ и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех,// и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобных отцов Киево-Печерских

глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии,/ святии преподобнии Печерстии,/ на сих горах добродетельми просиявшии,/ вас земля не потаила есть,/ но Небо отверзеся вам и райское селение./ Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас,/ в памяти вашей приносим;/ вы же, яко имущии дерзновение,/ ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте,// яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Новости по теме

В Успенском Зилантовом монастыре состоялись молитвенные торжества в честь преподобномучеников Казанских В Успенском Зилантовом монастыре состоялись молитвенные торжества в честь преподобномучеников Казанских

10 сентября 2024 года, в день памяти преподобномучеников Казанских, в Зилантовом монастыре пострадавших (1918), в Успенском соборе Зилантова женского монастыря состоялись праздничные богослужения.

В день памяти преподобномучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Зилантовом Успенском монастыре
В день памяти преподобномучеников Казанских митрополит Кирилл совершил Литургию в Зилантовом Успенском монастыре

10 сентября, в день памяти преподобномучеников Казанских (1918), в Зилантовом монастыре пострадавших, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Зилантова женского монастыря.

Преподобномученики Зилантова монастыря
Публикации 10 сентября 2022
Преподобномученики Зилантова монастыря

10 сентября Православная церковь воспоминает преподобномучеников Зилантовых: священноархимандрита Сергия (Зайцева) и иже с ним убиенных иеромонаха Лаврентия (Никитина), иеромонаха Серафима (Кузьмина), иеродиакона Феодосия (Александрова), монаха Леонтия

100-летие кончины преподобномучеников Казанских молитвенно отметили в Зилантовом монастыре
100-летие кончины преподобномучеников Казанских молитвенно отметили в Зилантовом монастыре

10 сентября, в день памяти преподобномучеников Казанских (1918), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию в Успенском соборе Зилантова женского монастыря.