Церковный календарь

10 августа. Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 августа. Собор преподобных отцов Киево-Печерских

13-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 28 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Обретение мощей преподобного Иова Почаевского (1659).

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих. Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). Праведной Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Великомученицы Шушаники (Шушаник), царицы Ранской (475) (Груз.).

Священномученика Алексия Будрина пресвитера (1918); преподобномучеников Казанских: Сергия Зайцева, Лаврентия Никитина, Серафима Кузьмина, Феодосия Александрова, Леонтия Карягина, Стефана, Георгия Тимофеева, Илариона Правдина, Иоанна Сретенского и Сергия Галина (1918); священномученика Александра Медведева диакона (1918); священномученика Николая Георгиевского пресвитера (1931); священномученика Василия Сокольского пресвитера (1937).

Преподобный Моисей Мурин

Африканец родом из Эфиопии (отсюда, за темное лицо — прозвание Мурин), Моисей был рабом чиновника. Когда тот прогнал его за дурное поведение, Моисей возглавил шайку разбойников и прославился среди них силой и жестокостью. По милосердию Божиему он раскаялся в греховной жизни и удалился в монастырь, полностью отдав себя в послушание игумену. Однако мысли о прежней развращенной жизни не покидали святого, особенно сильно его одолевала блудная страсть. По совету старцев Моисей изнурял себя постом и ночными бдениями. Затем он стал носить по ночам воду для других отшельников. Однажды бес напал на него и ударил дубиной по спине, Моисей год тяжело болел, но после этого полностью избавился от страсти. Став священником, он обратил к вере многих из своих бывших друзей-разбойников. В 75 лет Моисей был убит варварами, напавшими на обитель.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

«Молитеся, отцы богоноснии, причастие славы вашея улучити присно собор ваш любовию почитающым». Такими словами Церковь прославляет в этот день подвиг монахов, мощи которых почивают ныне в Дальних пещерах Киевской Лавры. Известных имен насчитывается около 50. Каждый из праведников в разное время прославился какой-то особенной добродетелью. Как свидетельствует Печерский Патерик: «Одни были постники, другие подвизались в бдении, иные в земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень, или одну сырую». Но больше всего среди преподобных отцов Дальних, или Феодосиевых пещер, было затворников. Благодаря глубокой вере, терпению и преданности Богу подвижники побеждали самые сильные искушения.

Праведная Анна пророчица

Праведная Анна пророчица была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую, благочестивую жизнь, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). Когда ей было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Пророчица вместе со св. Симеоном славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. 2, 38).

Преподобномученики Успенского Зилантова монастыря

Архимандрит Сергий (в миру Иван Зайцев) родился в 1863 году в Гатчине под Петербургом в семье чиновника. Учился в Николаевском институте, но светской жизни предпочел иноческую и в 28 лет поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Тверской губернии. Принял постриг, а затем — сан иеромонаха. В 1900 году определен казначеем в Новоторжский Борисоглебский монастырь, а через 5 лет — экономом в архиерейский дом в Казани. Вскоре отца Сергия назначили настоятелем Свияжской Макарьевской пустыни в Казанской епархии, затем архимандритом Зилантова монастыря в Казани. В должности настоятеля этой обители встретил октябрьский переворот. В 1918 году в Казань вошли войска Красной армии, солдаты ворвались в монастырь и без суда и следствия расстреляли всех насельников, в том числе и настоятеля.

Вместе с настоятелем, архимандритом Сергием, были расстреляны 9 насельников Зилантовой пустыни в Казани. Все они прославлены в лике святых. Известно о них мало, как и подобает монахам, которые, приняв постриг, должны как бы забыть о том, что было прежде, и молчать о том, что происходит с ними сейчас. Вот то немногое, что о них известно. Архимандрит Сергий (в миру Иван Зайцев), выходец из семьи чиновников. Иеромонах Лаврентий (Никитин), из крестьян, исполнял обязанности казначея. Иеромонах Серафим (Кузьмин) — чуваш из крестьян, в годы Первой мировой — священник в передвижном госпитале. Иеродиакон Феодосий (Александров), из крестьян Казанской губернии. Монах Леонтий (Каргин), из крестьян, прежде послушник в Раифском и Макарьевском монастырях. Монах Стефан, мирское имя неизвестно. Послушники: Георгий Тимофеев, Иларион Правдин, Иоанн Сретенский, Сергий Галин. Все они могли свободно уйти из обители вместе с отступающими белочехами, но предпочли остаться в надежде спасти монастырь от поругания и приняли смерть.

Священное Писание

2 Кор., 187 зач., VIII, 16 — IX, 5

16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.

17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.

18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, 19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, 20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; 21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.

22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.

23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.

24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.

Глава 9

1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы,— не говорю "вы",— похвалившись с такою уверенностью.

5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

Мк., 12 зач., III, 13-19

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 3, 13-19

Избрал Господь апостолов, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов». И всякий христианин избран, и избран на подобные же дела, именно: быть с Господом непрестанною памятью о Нем и сознанием Его вездеприсутствия, проповеданием и исполнением Его заповедей и готовностью исповедать веру свою в Него. В том кругу, где совершается такое исповедание, оно будет громкою проповедью для слышащих. Всякий христианин имеет власть целить недуги, не чужие, а свои и не телесные, а душевные, т. е. грехи и греховные привычки; изгонять бесов, отбрасывая злые помыслы, ими всеваемые, и погашая возбуждение страстей, ими разжигаемых. Делай так и будешь апостолом, исполнителем того, на что ты избран Господом, совершителем своего посланничества. Когда преуспеешь первоначально во всем этом, тогда, может быть, Господь назначит тебе и особое посольство — спасать других, после того, как спасешь себя, и помогать искушаемым, после того, как сам пройдешь все искушения, все опыты в добре и зле. Но твое дело — над собою трудиться: на то уж ты избран; прочее же в руках Божиих. Смиряющийся возносим бывает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У слов «страсть» и «страдание» один корень. Нередко пристрастие, выходя из-под контроля человеческого разума, перерастает в страсть, а страсть губит человека. Мы знаем, как люди, одержимые стремлением к алкоголю, сперва получают удовольствие, а затем впадают в страшную зависимость. Пристрастие становится страстью, а в результате разрушается физический организм, разрушаются духовные силы, разрушаются семьи, и человек погибает, сгорая от этой страсти… Состояние, когда люди способны управлять своими чувствами и разумом, на языке святоотеческой аскетической письменности именуется бесстрастием. Бесстрастие — это не безразличие. Бесстрастие — это способность разума сохранять способность контролировать развитие событий. Если разум управляет чувствами, мыслями, поступками, то силой разума человек способен оградить себя от пристрастия и тем более от страсти. 

О херувимской песни

Первые строки Херувимской песни просты для перевода: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Животворящей Троице Трисвятую песнь, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всём житейском…» Однако заключительная часть весьма сложна для понимания: «Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа». В XIX–XX веках предпринимались разные попытки истолковать эти строки. Были предложения объяснить слово «дориносима» как «копьеносима» (дори означает копьё) и понимать окончание Херувимской как образ, взятый из римского обычая, когда, провозглашая императора, его торжественно поднимали на щите, поддерживаемом снизу копьями воинов. Другой распространённый вариант заключался в интерпретировании слова «подымем» как «примем», и тогда речь идёт о грядущем Причастии Святых Таин.

Святитель Герман Константинопольский о херувимской песни

Для правильного понимания Херувимской песни необходимо обратиться к древнему толкованию её святителя Германа Константинопольского: «Херувимская песнь через начинающих шествие диаконов и представление серафимских изображений – рипид – знаменует вхождение всех святых и праведных, выступающих впереди Херувимских сил и невидимых Ангельских воинств, которые предваряют великого Царя Христа, идущего на таинственную Жертву и поднимаемого плотскими руками. С ними вместе входит пред Ним для бескровного и мысленного жертвоприношения Дух Святой, мысленно созерцаемый в огне, фимиаме, дыме и дуновении благоухания, ибо огонь указывает на Божественность, а благовонный дым – на присутствие Его, невидимо пришедшего и облагоухавшего нас через таинственное, живое и бескровное служение и всесожжение. Но и мысленные силы, и сонмы Ангелов, видя совершаемое Христом через крест и смерть Домостроительство нашего спасения, победу над смертью, сошествие во ад и тридневное воскресение, с нами восклицают: Аллилуиа!»

Молитвословия

Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

глас 4

Возложь на ся иго Христово от юности,/ преподобне отче Иове,/ многолетне свято подвизался еси/ на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем,/ и, пришед к горе Почаевстей,/ знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/ в тесней пещере каменней/ богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/ и, благодатию Божиею укреплялся,/ мужественно потрудился еси/ на пользу Церкве Христовы и обители твоей,/ купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго,/ и, наставив сицевому ополчению иночествующих,/ победители тех представил еси Владыце и Богу./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак на обретение мощей преподобного Иова Почаевского

глас 8

Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих,/ угодниче Божий,/ яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего,/ достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго,/ в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси./ Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой,/ молишися о всех с верою к тебе прибегающих./ Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий/ и обители Почаевския украшение.

Тропарь преподобного Моисея Мурина

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее:/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Моисея Мурина

глас 4

Мурины заушив и лица демонов поплевав,/ мысленно просиял еси,/ якоже солнце светлое,/ светом жития твоего// и учением наставляя души наша.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

глас 8

Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне,/ от юности бо и в мире изволил еси чистое житие;/ ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси,/ и, вся красная мира сего презрев,/ от чуждых стран пришел еси/ во обители Богоспасаемаго града Пскова,/ и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси;/ таже простираяся умом еще к вящшему,/ вселился еси в пустыню,/ в нейже обитель пречестну воздвигл еси,/ и множество инок собрал еси,/ и их наставил еси на путь истинный./ Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси,/ видев твоя благия труды,/ яко пресветла тя светильника,/ и по преставлении чудесы обогати, Савво, отче наш./ Молися убо присно Ему о стране нашей,/ еже дароватися ей на враги победам,/ стаду же твоему от враг ненаветну пребыти,/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого

глас 7

От мирскаго жития изшед,/ отвержением же мира Христу последовал еси/ и, в пустыни вселься,/ равноангельное житие пожил еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чад своих,/ яже собрал еси, Богомудре,/ да радостию от души вопием:/ радуйся, Савво,// отче преблаженнейший.

Кондак преподобного Саввы Крыпецкого

глас 1

Возсия от пустыни славному граду Пскову/ новое светлое солнце,/ чудес лучами всех озаряющее/ и благодатне согревающее,/ тьму же всяких искушений и наветов/ и хлад греховный отженяющее./ Приидите убо, празднующе блаженную память/ сего светильника нашего, воспоим:/ слава Богу, тако промышляющему о нас,/ слава угоднику Его, сохраняющу нас!/ Ты же, преподобне отче Савво,/ о иже твою присно память почитающих/ моли Христа Бога,// яко да милостив будет нам и в День судный.

Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских

глас 4

Мысленное солнце и светлую луну,/ первоначальных Печерских,/ со всем собором преподобных днесь почтим,/ тии бо, церковную твердь озаряюще,/ просвещают во тьме страстей бедствующих,/ и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех,// и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобных отцов Киево-Печерских

глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии,/ святии преподобнии Печерстии,/ на сих горах добродетельми просиявшии,/ вас земля не потаила есть,/ но Небо отверзеся вам и райское селение./ Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас,/ в памяти вашей приносим;/ вы же, яко имущии дерзновение,/ ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте,// яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Теги:
Преподобный Моисей Мурин
праведная Анна Пророчица
преподобномученики Зилантовы
православный календарь

Все публикации