8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

6174
Фото

Седмица 14-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

Мучеников Адриана и Наталии (305—311). Блаженной Марии Дивеевской (1931).

Преподобного Адриана Ондрусовского (1549). Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа).

Священномученика Петра Иевлева пресвитера (1918); святого Георгия Коссова исповедника, пресвитера (1928); священномученика Виктора Элланского пресвитера, мучеников Димитрия Морозова, Петра Бордана и святого Романа Медведя исповедника, пресвитера (1937). Обретение мощей святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (2000).

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

В 1395 году хан Тамерлан (Темир-Аксак) вторгся в рязанские земли, разорил Елец и угрожал Москве. У русских не было надежды на военные силы, истощённые Куликовской битвой и нашествием Тохтамыша в 1382 году. Великий князь Василий Дмитриевич послал гонцов, чтобы в Москву принесли Владимирскую икону Божией Матери. Народ, встречавший икону, вставал на колени и усердно просил Пресвятую Богородицу о спасении. 26 августа, когда икону встречали в Москве, Тамерлан во сне увидел Величавую Жену, повелевшую ему немедленно покинуть пределы Руси. Узнав от слуг, что это была великая Защитница христиан, хан, ранее никогда не отступавший от своих планов, резко повернул войско и ушёл в степь. В 1397 году в память о чудесном избавлении на месте встречи иконы (Кучково поле) был основан Сретенский монастырь.

Мученики Адриан и Наталия

Супруги Адриан и Наталия жили в Никомидии в Малой Азии. Адриан был язычником и занимал высокий пост в римском войске, Наталия же была тайной христианкой. В начале гонений императора Диоклетиана около 300 года близ Никомидии арестовали 23 христианина. Видя, сколь мужественно они переносят пытки, Адриан тоже уверовал во Христа и просил записать его имя вместе с именами схваченных христиан. Его заключили в тюрьму. Наталия узнала, что муж арестован за исповедание Христа, она была рада, что супруг обратился в истинную веру. Наталия поспешила в темницу и призывала Адриана быть верным Богу до самой смерти. Она была рядом с мужем во время пыток и помогала ему переносить страдания. Наталия предала душу Богу на могиле Адриана вскоре после его казни.

Блаженная Мария Дивеевская

Отца блаженной Марии звали Захаром, но она называла себя Ивановной. Когда её спрашивали об этом, она отвечала: «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече». Родители Марии Ивановны умерли, когда ей едва минуло 13 лет. Мария с детства была молчалива и одинока, одета всегда была в рваное. Однажды она ушла с женщинами из своего села в Саров и больше не вернулась. Не имея постоянного пристанища, она странствовала между Саровом, Дивеевом и Ардатовом. Чаще всего бывала она в Серафимо-Дивеевском монастыре. Некоторые сестры любили её, чувствуя в ней необыкновенного человека, иные монахини не понимали её подвига, не любили и гнали. Но никогда никто не слышал от неё ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за её богоугодную жизнь и величайшее смирение и терпение прославил её среди жителей. Начали они замечать: что она скажет или о чём предупредит, то сбывается, и у кого остановится, те получают благодать от Бога.

Священное Писание

В жизни каждого бывали ситуации, в которых нам очень хотелось, чтобы произошло чудо, однако оно не происходило. Но всегда ли Бог должен реагировать согласием на наши просьбы? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к отрывку из 5-й и 6-й глав Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 5.

22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань.

42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Глава 6.

1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

Одни из самых сильных и искренних молитв, это молитвы которые люди произносят в связи с вопросами жизни и смерти. Конечно, есть здоровье, работа, учеба, но так, как люди молятся о том, чтобы ближний был жив, они обычно не молятся никогда. Я сам прекрасно помню, как ещё ребёнком стоял на коленях и молился о том, чтобы папин друг, попавший в реанимацию, выжил. К сожалению, он умер, что, естественно, очень меня опечалило и поставило передо мной вопрос о доверии Богу.

В сегодняшнем чтении мы слышим поразительную историю о воскресении дочери начальника синагоги. Её отец, найдя Христа на улице, падает к Его ногам и усиленно просит о чуде, и Спаситель это чудо совершает. При этом самому чуду сопутствует одна деталь, которая современного человека очень удивляет. Господь делает так, чтобы свидетелями чуда было как можно меньшее количество людей.

Наши современники, бывая совершенно уверенными в своей способности совершить нечто уникальное, прилагают максимум усилий для того, чтобы сделать это известным. И если бы ситуация, подобная евангельской, происходила в наши дни, комната ребёнка была бы наполнена камерами новостных каналов, учёными, врачами, экспертами. Всё это было бы не только зафиксировано, но и стало бы достоянием человечества. Ведь речь идёт о воскрешении в прямом эфире.

Однако Спаситель действует совершенно иначе. Он оставляет в комнате родителей и трёх ближайших учеников, а потом воскрешает девочку, строго-настрого запрещая кому бы то ни было об этом говорить. Возможно даже, что людям, которые его первоначально встретили, он сказал «она спит», только для того, чтобы после воскрешения они решили, что она просто очнулась. Иными словами, Он отвечает на конкретную просьбу верующего человека, но делает всё, чтобы подобных просьб было как можно меньше. Потому что Его цель не в этом.

Редко кто обращает внимание, но в Евангелиях Христос никогда не отказывает в помощи конкретному страдающему человеку. Однако при этом также очевидно, что люди в Галилее и Иудее Его времени продолжали болеть и умирать. Он не ходил из города в город, исцеляя и воскрешая всех больных и умерших, потому что Его цель была не в безбедной жизни людей на земле, но в их спасении, воскресении и жизни с Богом.

Конечно, каждому из нас в нашей конкретной ситуации хочется, чтобы наша просьба была исполнена, но кроме наших просьб есть промысл, которому мы призваны доверять. Чудеса, несомненно, продолжают совершаться, но происходит это не автоматически, а только тогда, когда наша просьба совпадает с волей Божией. Но если явного чуда не происходит, это означает лишь одно — Бог ждёт чуда от нас, и заключается оно в доверии Ему.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Воспитание является очень важным, решающим фактором в формировании человеческой личности. Те же чувствования, что и во Христе Иисусе, не посетят нас, если мы не работаем над собой. Замечательно, если такая работа начинается с детства: когда сначала старшие воспитывают в семье своих детей, внуков, а затем эстафету подхватывают Церковь, церковно-приходские воскресные школы, а также государственные учебные заведения; когда младенец, отрок, юноша воспитывается в единой системе ценностей — вот тогда у человека и могут сформироваться те же чувствования, что и во Христе Иисусе.

Вторая заповедь Ветхого Завета: Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им

Эта заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Приблизиться к Богу можно только отрешившись от всех идолов: материальных и виртуальных.

Вторая заповедь не отрицает иконопочитания, она уточняет первую. Здесь нужно вспомнить значение слова «кумир». Это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл — предмет поклонения, обожания.

Заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес идолопоклонству и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение и создание Церкви открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам Его изображать в образе человека.

Эта заповедь запрещает носить амулеты, держать в доме предметы нехристианского культа (фигурки, религиозные изображения), подковы над дверью, обереги на стекле в автомобиле. К идолам относятся языческие символы нового года, гороскопов. Кумиром, идолом может быть и всё то, что сбивает с пути спасения, всё то, что воцаряется в душе вместо Бога. Необязательно это что-то порочное по сути. Даже благородное дело или стремление, если оно занимает чрезмерное место в душе в ущерб богопознанию и богообщению. Супруг, ребёнок, духовник, дружба, творчество, наука — всё может стать предметом нездорового поклонения. Кумиром может стать и не близкий человек — писатель, артист, спортсмен, певец. В наше время кумиром часто становится животное, которым человек пленяет свою душу. И сам человек может быть себе кумиром, беззаветно служа своим страстям.

Молитва — это не заговор

Православные люди обычно молятся готовыми словами по молитвослову. Человек непривычный увидит в православных молитвах какие-то таинственно звучащие непонятные слова, а это кажется похожим на «заговоры», которыми забит интернет. Нередко эти «заговоры» включают в себя фрагменты православных молитв.

Но молитва и заговор — это прямо противоположные явления.

Молитва всегда обращена к Богу или Его святым. Это личное обращение. Мы вступаем в беседу, предстоим Другому, исповедуем наши грехи, воздаём Ему хвалу или приносим Ему наши просьбы, понимая, что выполнить их или нет — в Его руках.

Заговор — это попытка без покаяния и веры, без обращения к Богу и исправления жизни добиться исполнения своей воли.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Адриана и Наталии

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Адриана и Наталии

глас 4

Жены Богомудрыя Божественная словеса в сердце положив,/ Адриане, мучениче Христов, к мучением усердно устремился еси,/ с супругою венец приемь.

Кондак мучеников Адриана и Наталии

глас 4

Мученик возсия/ Божественная память/ и земныя озари вся концы светло,/ с веселием зовущих:// Ты еси мучеников, Христе, радование.

Молитва святым Адриану и Наталии

О священная двоице, святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите нас, молящихся вам со слезами, и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших. Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобный брани, от напрасный смерти и от всех бед, печалей и болезней, да выну, вашими молитвами и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Празднование Владимирской иконе Божией Матери — престольный праздник восьми храмов Татарстанской митрополии Празднование Владимирской иконе Божией Матери — престольный праздник восьми храмов Татарстанской митрополии

8 сентября совершается празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Это один из самых почитаемых образов Божией Матери.

Непобедимая любовь святых Адриана и Наталии
Публикации 8 сентября 2023
Непобедимая любовь святых Адриана и Наталии

Не так давно, в середине лета мы праздновали День семьи, любви и верности, вспоминали святых Петра и Февронию и, конечно, просили их в этот день особенно — о любви в супружестве.

Милосердия двери отверзи нам, Богородице
Публикации 6 июля 2023
Милосердия двери отверзи нам, Богородице

Слово, сказанное Высокопреосвященнейшим Никанором, архиепископом Казанским и Свияжским, 23 июня (6 июля по н.ст.) во Владимирском соборе города Казани

В праздник Владимирской иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря Казани В праздник Владимирской иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря Казани

1 июня, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора в столице Татарстана.