Церковный календарь

8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Седмица 13-я по Пятидесятнице
Поста нет. 26 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

Мучеников Адриана и Наталии (305–311). Блаженной Марии Дивеевской (1931).

Преподобного Адриана Ондрусовского (1549). Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа).

Священномученика Петра Иевлева пресвитера (1918); святого Георгия Коссова исповедника, пресвитера (1928); священномученика Виктора Элланского пресвитера, мучеников Димитрия Морозова, Петра Бордана и святого Романа Медведя исповедника, пресвитера (1937). Обретение мощей святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (2000).

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

В 1395 году хан Тамерлан (Темир-Аксак) вторгся в рязанские земли, разорил Елец и угрожал Москве. У русских не было надежды на военные силы, истощённые Куликовской битвой и нашествием Тохтамыша в 1382 году. Великий князь Василий Дмитриевич послал гонцов, чтобы в Москву принесли Владимирскую икону Божией Матери. Народ, встречавший икону, вставал на колени и усердно просил Пресвятую Богородицу о спасении. 26 августа, когда икону встречали в Москве, Тамерлан во сне увидел Величавую Жену, повелевшую ему немедленно покинуть пределы Руси. Узнав от слуг, что это была великая Защитница христиан, хан, ранее никогда не отступавший от своих планов, резко повернул войско и ушёл в степь. В 1397 году в память о чудесном избавлении на месте встречи иконы (Кучково поле) был основан Сретенский монастырь.

Мученики Адриан и Наталия

Супруги Адриан и Наталия жили в Никомидии в Малой Азии. Адриан был язычником и занимал высокий пост в римском войске, Наталия же была тайной христианкой. В начале гонений императора Диоклетиана около 300 года близ Никомидии арестовали 23 христианина. Видя, сколь мужественно они переносят пытки, Адриан тоже уверовал во Христа и просил записать его имя вместе с именами схваченных христиан. Его заключили в тюрьму. Наталия узнала, что муж арестован за исповедание Христа, она была рада, что супруг обратился в истинную веру. Наталия поспешила в темницу и призывала Адриана быть верным Богу до самой смерти. Она была рядом с мужем во время пыток и помогала ему переносить страдания. Наталия предала душу Богу на могиле Адриана вскоре после его казни.

Блаженная Мария Дивеевская

Отца блаженной Марии звали Захаром, но она называла себя Ивановной. Когда её спрашивали об этом, она отвечала: «Это мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече». Родители Марии Ивановны умерли, когда ей едва минуло 13 лет. Мария с детства была молчалива и одинока, одета всегда была в рваное. Однажды она ушла с женщинами из своего села в Саров и больше не вернулась. Не имея постоянного пристанища, она странствовала между Саровом, Дивеевом и Ардатовом. Чаще всего бывала она в Серафимо-Дивеевском монастыре. Некоторые сестры любили её, чувствуя в ней необыкновенного человека, иные монахини не понимали её подвига, не любили и гнали. Но никогда никто не слышал от неё ни жалобы, ни стона, ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за её богоугодную жизнь и величайшее смирение и терпение прославил её среди жителей. Начали они замечать: что она скажет или о чём предупредит, то сбывается, и у кого остановится, те получают благодать от Бога.

Священное Писание

2 Кор., 190 зач., X, 7-18

7 На личность ли смо́трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, - 11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.

14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

17 Хвалящийся хвались о Господе.

18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Мк., 14 зач., III, 28-35

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 10, 7-18; Мк. 3, 28-35

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек». Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь — говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «вящая вина моя, еже оставитися мне». Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Воспитание является очень важным, решающим фактором в формировании человеческой личности. Те же чувствования, что и во Христе Иисусе, не посетят нас, если мы не работаем над собой. Замечательно, если такая работа начинается с детства: когда сначала старшие воспитывают в семье своих детей, внуков, а затем эстафету подхватывают Церковь, церковно-приходские воскресные школы, а также государственные учебные заведения; когда младенец, отрок, юноша воспитывается в единой системе ценностей — вот тогда у человека и могут сформироваться те же чувствования, что и во Христе Иисусе.

Вторая заповедь Ветхого Завета: Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им

Эта заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Приблизиться к Богу можно только отрешившись от всех идолов: материальных и виртуальных. 

Вторая заповедь не отрицает иконопочитания, она уточняет первую. Здесь нужно вспомнить значение слова «кумир». Это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл — предмет поклонения, обожания.

Заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес идолопоклонству и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение и создание Церкви открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам Его изображать в образе человека.

Эта заповедь запрещает носить амулеты, держать в доме предметы нехристианского культа (фигурки, религиозные изображения), подковы над дверью, обереги на стекле в автомобиле. К идолам относятся языческие символы нового года, гороскопов. Кумиром, идолом может быть и всё то, что сбивает с пути спасения, всё то, что воцаряется в душе вместо Бога. Необязательно это что-то порочное по сути. Даже благородное дело или стремление, если оно занимает чрезмерное место в душе в ущерб богопознанию и богообщению. Супруг, ребёнок, духовник, дружба, творчество, наука — всё может стать предметом нездорового поклонения. Кумиром может стать и не близкий человек — писатель, артист, спортсмен, певец. В наше время кумиром часто становится животное, которым человек пленяет свою душу. И сам человек может быть себе кумиром, беззаветно служа своим страстям.

Молитва — это не заговор

Православные люди обычно молятся готовыми словами по молитвослову. Человек непривычный увидит в православных молитвах какие-то таинственно звучащие непонятные слова, а это кажется похожим на «заговоры», которыми забит интернет. Нередко эти «заговоры» включают в себя фрагменты православных молитв.

Но молитва и заговор — это прямо противоположные явления.

Молитва всегда обращена к Богу или Его святым. Это личное обращение. Мы вступаем в беседу, предстоим Другому, исповедуем наши грехи, воздаём Ему хвалу или приносим Ему наши просьбы, понимая, что выполнить их или нет — в Его руках.

Заговор — это попытка без покаяния и веры, без обращения к Богу и исправления жизни добиться исполнения своей воли.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Адриана и Наталии

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Адриана и Наталии

глас 4

Жены Богомудрыя Божественная словеса в сердце положив,/ Адриане, мучениче Христов, к мучением усердно устремился еси,/ с супругою венец приемь.

Кондак мучеников Адриана и Наталии

глас 4

Мученик возсия/ Божественная память/ и земныя озари вся концы светло,/ с веселием зовущих:// Ты еси мучеников, Христе, радование.

Молитва святым Адриану и Наталии

О священная двоице, святии мученицы Христови, Адриане и Наталие, блаженнии супрузи и доблии страдальцы! Услышите нас, молящихся вам со слезами, и низпослите на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, и молите Христа Бога, да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей, да не погибнем во гресех наших. Ей, святии мученицы, приимите глас моления нашего и избавите ны молитвами вашими от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменников и междоусобный брани, от напрасный смерти и от всех бед, печалей и болезней, да выну, вашими молитвами и предстательством укрепляемии, прославим Господа Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Теги:
Владимирская икона Божией Матери
мученики Адриан и Наталия
блаженная Мария Дивеевская
православный календарь

Все публикации