Церковный календарь

31 августа. Мучеников Флора и Лавра

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 августа. Мучеников Флора и Лавра

11-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 18 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Флора и Лавра (II).

Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена (II). Священномученика Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Святителей Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Преподобного Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Преподобного Иоанна Рыльского (946).

Священномученика Григория Бронникова пресвитера и мученика Евгения Дмитрева и Михаила Ерегодского (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».

Мученики Флор и Лавр

Святые мученики Флор и Лавр были братьями по плоти и по духу и оба занимались строительством. Некто поручил им возвести каменный храм языческим богам. Сооружая его, святые братья раздавали бедным своё жалованье и при этом учили их истинному богопочитанию и исцеляли от болезней уверовавших во Христа. Таким образом они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и языческого жреца с его сыном. После того как храм был построен, братья освятили его во имя Господа Иисуса Христа, молились в нём вместе с обращёнными ими язычниками и сокрушили всех бывших там идолов. Узнав об этом, правитель велел схватить святых братьев и всех тех, кто был с ними. Флор и Лавр были брошены в глубокий колодец и засыпаны землёю, а все новообращённые христиане — сожжены.

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский, самый почитаемый подвижник Болгарской Православной Церкви, родился в 876 году. Святой с юных лет подвизался в пустынножительстве в диких пещерах или на неприступных скалах Рыльских гор. Впоследствии пустынник принял под своё окормление иноков, устроивших монастырь с храмом в пещере. Достигнув преклонных лет и предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал учеников, дал им наставления, которые сохранились под названием «Завет Иоанна Рыльского», лёг на землю и скончался. Служба преподобному Иоанну Рыльскому имеет болгарское происхождение. В богослужебных текстах, до их правки в XX веке, были заметны южнославянские языковые особенности: «слезами постническими бразду (вместо “ниву”) напоил еси», «В постницех возсиявшему (вместо “возсиявшаго”) прообразование».

Икона Божией Матери «Всецарица»

Икона Божией Матери «Всецарица» находится в соборном храме Ватопедской обители на святой горе Афон. По преданию, этой иконой, написанной в XVII веке, афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Из рассказа старца Иосифа известно о первом чуде, произошедшем у образа «Всецарицы». Некий юноша вошёл в храм и подошёл к иконе, но внезапно лицо Божией Матери засияло дивным светом, невидимая сила отбросила юношу от иконы, и он упал. Поднявшись, юноша со слезами признался монахам, что занимался колдовством и пришёл в обитель, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Чудо от иконы Богородицы навсегда отвратило его от колдовства, заставило покаяться и стать богобоязненным человеком. Известны многочисленные случаи исцелений онкобольных и наркозависимых после молитв перед этой иконой.

Священное Писание

2 Кор., 172 зач., II, 14 — III, 3

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Глава 3

1 Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?

2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Мф., 95 зач., XXIII, 23-28

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 2, 14-3, З; Мф. 23, 23-28

Очисти внутреннее, чтоб и внешнее чисто было. Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело; значит стыд всякий потерян. Но при исправности поведения видимого, не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугодию, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него дела свои. Это точь в точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыке. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении: ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении: что это ничего, - лишь бы явных грехов не было, или научает ее отлагать на завтра главное дело - завтра займемся серьезно собою, как следует, а ныне пусть душа поусладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Постережемся, как бы не устареть в этом настроении и как бы исправление для нас также не стало невозможным, как переучивание старика.

Начало ереси иконоборчества

Начало иконоборчества связано с деятельностью византийского императора Льва III Исавра. В 730 году Лев III собрал в Константинополе селентион (собрание) из высших церковных и светских сановников, на котором потребовал принять меры против иконопочитания. Патриарх Герман, отказавшийся одобрить иконоборчество, был низложен и сослан. Одной из первых иконоборческих мер Льва III было удаление образа Христова, который осенял Медные врата императорского дворца. Когда посланный для этого офицер поднялся по лестнице и снял образ с ворот, произошло народное возмущение, военный был убит толпой, за что император жестоко расправился со всеми, кого можно было обвинить в причастности к этому убийству. Ревнители веры Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий и Пётр были заключены в темницу и содержались там восемь месяцев; каждый день их избивали бычьими жилами. По приказу императора мученикам сожгли лица раскалённым железом и отрубили головы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Лицемерие опасно не только тем, что разрушает внутреннюю целостность. Лицемерие порождает ответную реакцию окружающих людей, формируя недоверие к тому, кто говорит ложь. А недоверие разрушает здоровую ткань человеческих отношений. Если нет доверия, то многое сделать нельзя. Нет доверия - невозможно построить семью, нет доверия - нельзя сохранить добрые отношения между родителями и детьми, нет доверия - невозможно устроить гармоничные общественные отношения, нет доверия - невозможно сохранить мир между странами и народами. И если лицемерие разрушает доверие, то тем самым оно вызывает встречную реакцию - подозрительность, которая в любой момент может привести к агрессивным действиям, направленным на то, чтобы упредить возможные опасные действия лжеца и лицемера. Вот так ложь, отцом которой является диавол, разрушает бытие, разрушает человеческие отношения, разрушает человеческую личность.

Молитвословия

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Всецарица»

О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из удела Афонскаго в Россию принесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютые скорби превознемогают, тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушных утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о Всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворную помощь скоро получив, прославляем Живоначальную Нераздельную Троицу, Отца, Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иоанна Рыльского

глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 2

Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 2

В молитвах бодренно не усыпая/ и в пениих непрестанных Ангелом подобяся,/ в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив,/ и к Небеси прешел еси/ на нетление, Иоанне отче,/ от смерти бо к животу вечному/ тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак мучеников Флора и Лавра

глас 8

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Теги:
Мученики Флор и Лавр
преподобный Иоанн Рыльский
православный календарь

Все публикации