Церковный календарь

31 августа. Мучеников Флора и Лавра

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 августа. Мучеников Флора и Лавра

11-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 18 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Флора и Лавра (II).

Мучеников Ерма, Серапиона и Полиена (II). Священномученика Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Святителей Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Преподобного Макария, игумена Пеликитского (ок. 830). Преподобного Иоанна Рыльского (946).

Священномученика Григория Бронникова пресвитера и мученика Евгения Дмитрева и Михаила Ерегодского (1937).

Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».

Мученики Флор и Лавр

Святые мученики Флор и Лавр были братьями по плоти и по духу и оба занимались строительством. Некто поручил им возвести каменный храм языческим богам. Сооружая его, святые братья раздавали бедным своё жалованье и при этом учили их истинному богопочитанию и исцеляли от болезней уверовавших во Христа. Таким образом они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и языческого жреца с его сыном. После того как храм был построен, братья освятили его во имя Господа Иисуса Христа, молились в нём вместе с обращёнными ими язычниками и сокрушили всех бывших там идолов. Узнав об этом, правитель велел схватить святых братьев и всех тех, кто был с ними. Флор и Лавр были брошены в глубокий колодец и засыпаны землёю, а все новообращённые христиане — сожжены.

Преподобный Иоанн Рыльский

Преподобный Иоанн Рыльский, самый почитаемый подвижник Болгарской Православной Церкви, родился в 876 году. Святой с юных лет подвизался в пустынножительстве в диких пещерах или на неприступных скалах Рыльских гор. Впоследствии пустынник принял под своё окормление иноков, устроивших монастырь с храмом в пещере. Достигнув преклонных лет и предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал учеников, дал им наставления, которые сохранились под названием «Завет Иоанна Рыльского», лёг на землю и скончался. Служба преподобному Иоанну Рыльскому имеет болгарское происхождение. В богослужебных текстах, до их правки в XX веке, были заметны южнославянские языковые особенности: «слезами постническими бразду (вместо “ниву”) напоил еси», «В постницех возсиявшему (вместо “возсиявшаго”) прообразование».

Священное Писание

1 Кор., 123 зач., I, 3-9

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Мф., 78 зач., XIX, 3-12

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12

Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: «Кто может вместить, да вместит». Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Начало ереси иконоборчества

Начало иконоборчества связано с деятельностью византийского императора Льва III Исавра. В 730 году Лев III собрал в Константинополе селентион (собрание) из высших церковных и светских сановников, на котором потребовал принять меры против иконопочитания. Патриарх Герман, отказавшийся одобрить иконоборчество, был низложен и сослан. Одной из первых иконоборческих мер Льва III было удаление образа Христова, который осенял Медные врата императорского дворца. Когда посланный для этого офицер поднялся по лестнице и снял образ с ворот, произошло народное возмущение, военный был убит толпой, за что император жестоко расправился со всеми, кого можно было обвинить в причастности к этому убийству. Ревнители веры Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий и Пётр были заключены в темницу и содержались там восемь месяцев; каждый день их избивали бычьими жилами. По приказу императора мученикам сожгли лица раскалённым железом и отрубили головы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь создал каждого человека неповторимым, Он создал наше многообразие как величайшую ценность. Трудно представить, что было бы, если бы все были одинаковыми. Наверное, это была бы очень тяжелая жизнь – мы были бы лишены возможностей для всестороннего развития и построения многоразличных человеческих обществ. Но вместе с разнообразием в мир приходит и разделение, и мы знаем, как разделение часто наносит глубочайший урон. Наверное, самое ужасное разделение – это разделение в семье, когда разводятся родители, когда дети остаются сиротами при живых родителях. Мы знаем, как разделения проникают и в общественные организации и союзы, которые призваны объединять людей для достижения общих целей – профессиональных, социальных и даже общенациональных. Но и там существуют разделения, часто очень болезненные, опасные, сводящие на нет весь положительный смысл таких объединений. Другими словами, человеческое многообразие несет в себе потенциал развития и одновременно потенциал разрушения, и, наверное, это очень хорошо понял апостол Павел, который, обращаясь к христианам Коринфа, где эти разделения были особенно ощутимы, написал пронзительные слова о необходимости иметь единство в духе и в мысли.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанна Рыльского

глас 1

Покаяния основание, прописание умиления,/ образ утешения, духовнаго совершения/ равноангельное житие твое бысть, преподобне./ В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый,/ отче Иоанне,/ моли Христа Бога о душах наших.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 2

Твердым умом и непрестанными молитвами/ борителя врага силу всегубительную до конца поборив,/ достойно от Христа прославился еси,/ Иоанне всеблаженне./ Тем твоих днесь мощей возвращения/ светлый совершающе праздник в веселии,/ согласно вопием ти:/ стаду и людем твоим ты еси с Богом, отче преподобне,/ похвала и утверждение.

Кондак преподобного Иоанна Рыльского

глас 2

В молитвах бодренно не усыпая/ и в пениих непрестанных Ангелом подобяся,/ в гроб вшел еси, тленную жизнь оставив,/ и к Небеси прешел еси/ на нетление, Иоанне отче,/ от смерти бо к животу вечному/ тя пресели Христос Бог, яко Своего угодника.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак мучеников Флора и Лавра

глас 8

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

Теги:
Мученики Флор и Лавр
преподобный Иоанн Рыльский
православный календарь

Все публикации