Церковный календарь

18 августа. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 августа. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова

Неделя 9-я по Пятидесятнице
День постный. 5 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния (362).

Преподобного Иова Ущельского (1628). Священномучеников Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мученика Понтия Римлянина (ок. 257). Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова (374).

Священномученика Стефана Хитрова пресвитера (1918); мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной (1919); священномученика Симона, епископа Уфимского (1921); священномученика Иоанна Смирнова диакона (1939).

Мученик Евсигний Антиохийский

Мученик Евсигний родился в Антиохии в середине III века. В течение 60 лет он служил в войсках римских императоров Диоклетиана, Максимиана Геркула, Констанция Хлора, Константина Великого и его сыновей. Был собеседником св. Василиска и свидетелем его мученического подвига. В старости он оставил военную службу и удалился на свою родину. По доносу одного из антиохийских граждан он как христианин предстал перед судом имп. Юлиана Отступника в 362 году и был усечен мечем в 110 лет.

Праведная Нонна Назианзская

Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым язычником. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине, и Бог услышал её молитвы. «Отцу моему представилось, — писал святитель Григорий Богослов, — будто бы он поёт стих Давида: “возвеселихся о рекших мне: в дом Гос подень пойдем”. И пение небывалое, и вместе с песнею является желание!» Григорий пришёл на I Вселенский Собор в Никею, где открыл своё обращение к Богу. Он был посвящён во епископа Назианзинского, а святая Нонна — в диаконисы. В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святителя Василия Великого во епископа Кесарийского. Через четыре года после этого он скончался, а вскоре преставилась ко Господу и его святая супруга.

Преподобный Иов Ущельский

Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря. В 1614 году он основал обитель в Мезенском краю. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько беден был монастырь. После пожалования царем богатых земель для монастыря преподобный устроил церковь и братские келии. Однажды, когда братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники, которые потребовали от преподобного отдать монастырские сокровища. После страшных истязаний они отсекли преподобному Иову голову. Ничего не найдя, разбойники ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело святого. На иконе святой изображен со свитком, в котором сказано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих».

Священное Писание

1 Кор., 128 зач., III, 9-17

9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.

11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Мф., 59 зач., XIV, 22-34

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. З, 9-17; Мф. 14, 22-34

Святой апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: «силен ветер, велики волны, вода не тверда»; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: «маловерный! зачем ты усомнился?», показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель — терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал — держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ.

Катакомбный период Римского христианства

Катакомбный период в истории римского христианства — это период гонений на веру, начавшихся уже в I веке. Катакомбы — это кладбища, здесь никто не жил. Главное назначение катакомб — захоронение умерших христиан отдельно от язычников и совершение Литургии. В промежутки между гонениями римские христиане могли собираться для богослужения не только в катакомбах, но и в частных домах и даже в особых богослужебных зданиях или храмах, появившихся не позднее III века. Во времена преследований христиане старались собираться в катакомбах; это было относительно безопасно, так как место погребения считалось неприкосновенным. В катакомбах хоронили жертв гонений; с этим обстоятельством связано развитие традиции служить Литургию на мощах мучеников. В катакомбах же были положены начала христианского искусства.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Какая же великая ответственность на нас — чтобы, выйдя за пределы Евхаристического собрания, за пределы храма, мы могли и там, в мире, чувствовать наше единство, оказывая друг другу поддержку, пребывая в единомыслии по многим проблемам, которые сегодня волнуют род человеческий! У христиан должно быть общее видение и общая позиция именно потому, что они едины во Христе Иисусе, Господе нашем, силою Святаго Духа через принятие Его Тела и Крови. Если будет так, то Церковь останется непобедимой и будет великим свидетелем Божией правды, которую понесут в мир ее чада в надежде, что причащение Тела и Крови Господней, соучастие в таинстве Святой Евхаристии, членство в Церкви, которая есть Тело Христово, освободит их от греха и даст оправдание в день Судный.

Молитвословия

Тропарь предпразднства Преображения

глас 4

Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.

Кондак предпразднства Преображения

глас 4

Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.

Теги:
Мученик Евсигний Антиохийский
праведная Нонна Назианзская
преподобный Иов Ущельский
православный календарь

Все публикации