Церковный календарь

17 августа. Память семи отроков Ефесских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 августа. Память семи отроков Ефесских

9-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 4 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Обретение мощей праведного Алексия Бортсурманского (2000).

Преподобномученицы Евдокии (362–364). Мученика Елевферия (IV). Обретение мощей святителя Арсения Элассонского1.

Преподобномученика Михаила Жука, мучеников Симеона Воробьева и Димитрия Воробьева (1937).

Пензенской-Казанской иконы Божией Матери (1717).

Семь отроков Ефесских

Юноши Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин жили в III веке и состояли на военной службе. Во время гонений на христиан они исповедали перед императором Декием свою веру, но тот отпустил их, полагая, что выходцы из знатных семей одумаются. Юноши удалились в пещеру и стали готовиться к мученичеству. Тогда Декий повелел замуровать их там заживо. И вот Бог навел на отроков чудесный двухвековой сон. Они очнулись, когда владелец участка земли, где находилась гора с пещерой, разобрал вход в нее. Один из юношей отправился за хлебом и был задержан за то, что расплатился древней монетой. Император Феодосий, получив отчет о дознании, сам приехал к пещере и беседовал с отроками. Это нанесло удар по распространившейся тогда ереси, что отрицала воскресение мертвых. Прямо во время беседы юноши заснули вновь — уже до дня всеобщего воскресения.

Преподобномученица Евдокия

Преподобномученица Евдокия (её персидское имя — Ия; IV век) происходила из Анатолии. Она была захвачена в плен персами и проповедовала христианство среди других пленников, а также среди персидских женщин, многих из которых она смогла обратить ко Христу. За это святую арестовали и подвергли бичеванию. В темнице святая провела два месяца, затем предстала на суде и исповедовала веру во Христа, за что подверглась жестоким пыткам: её били палками с шипами, так что от тела отрывались куски мяса. После этого святую снова бросили в темницу и через шесть месяцев опять подвергли мучениям. На этот раз к обнажённому телу мученицы туго привязали тростник, впившийся в её тело. Затем Евдокию подвесили, переломали ей кости и, наконец, обезглавили. Позднее мощи святой Евдокии были перенесены в Константинополь.

Пензенская-Казанская икона Божией Матери

Пензенская-Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем городу Пензе при его основании в 1666 году. В 1717 году икона прославилась чудесным спасением Пензы от нашествия кочевников. В то время Орда совершала рейд вглубь России и, подойдя к Пензе, взяла город в осаду. Когда уже не оставалось надежд на спасение, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. Ныне чудотворный образ пребывает в пензенском Митрофаниевском храме.

Священное Писание

Рим., 113 зач., XIV, 6-9

6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Мф., 64 зач., XV, 32-39

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 14, 6-9; Мф. 15, 32-39

И в другой раз насытил Господь чудным насыщением сопровождавший Его народ, дабы показать, что Он готов всегда щедро наделять народ верующий. Он мог это делать и всякий раз, но не делал, чтоб не отучить от обычного образа жизни, Им же заведенного, утвержденного и поддерживаемого. Таково и общее Божие промышление. Главные всеобъемлющие действия промышления совершены вначале при устроении всех вещей; но устроив все и пустив в ход, Бог не связал Себя ничем, а оставил за Собою свободу привтекать, когда нужно, и чрезвычайною помощью. Он действует как хозяин в доме, который заводит порядки и, поддерживая их, не вяжет себя, однако, ими, а относится к ним властно, с хозяйственным благонамерением. Противники веры не понимают значения Божия, промышления и, расширяя его в мыслях своих далее должных пределов, и не видя осуществления своих соображений на деле, отвергают самое промышление. Того промышления, которого они требуют, точно нет; но несомненно есть такое, какое угодно учредить и содержать Самому Господу Богу.

Преподобный Силуан Афонский о свободе

Однажды старец беседовал со студентом, много говорившим о свободе. Его представления о ней сводились к исканию политических свобод и возможности действовать вообще по своим желаниям. Старец в ответ изложил ему свои взгляды. «Все хотят свободы, но надо знать, в чем она и как ее найти. Чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя «связать». Чем больше сам себя будешь связывать, тем бόльшую свободу будет иметь твой дух. Связать в себе нужно страсти, чтобы они не возобладали тобою, чтобы не делать ближнему вреда. Люди обычно ищут свободы, чтобы делать «что хочешь». Но это не есть свобода, а власть греха над тобою. Свобода творить блуд, насиловать и убивать, или другое что в этом роде – совсем не есть свобода, а как Господь сказал: «Всякий, творящий грех, раб есть греха». Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства. Мы думаем, что истинная свобода в том, чтобы не грешить, чтобы всем сердцем любить Бога и ближнего. Истинная свобода – это постоянное пребывание в Боге».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что такое празднословие? Это слова пустые, не несущие никакого смысла, это исходящий от человека шум. Как пустота духовная не является нейтральной в нравственном плане, но влечет за собой грех, так и пустословие — не пустая забава, не безобидное времяпровождение. Пустословие — это опасный порок. Наверное, каждый имел опыт общения утомительного, раздражающего, опустошающего. Бывает, люди общаются часами, но ничего полезного не выносят — только тяжесть на сердце, раздражение, осуждение. Пустословие несет слушающим то, что можно назвать отрицательной энергией. Пустое слово обладает отрицательным зарядом, который разрушает внутренний мир человека, причем это происходит исподволь. Если конфликты — это очевидное зло, то пустословие как бы нейтрально с точки зрения нравственности, но на самом деле несет в себе разрушительный заряд, который наносит очень большой вред не только тем, кто слышит пустые слова, но и тем, кто их произносит.

Молитвословия

Тропарь семи отроков Ефесских

глас 4

Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак семи отроков Ефесских

глас 4

Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Теги:
Семь Ефесских отроков
преподобномученица Евдокия
православный календарь

Все публикации