16 августа. Память преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца

3607
Фото

Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Успенский пост.

В этот день совершается память:

Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (IV—V). Преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца (1147).

Святого Раждена Перса, первомученика Грузинского (457) (Груз.). Преподобного Космы отшельника (VI).

Священномученика Вячеслава Луканина диакона (1918); священномученика Николая Померанцева пресвитера (1938).

Преподобный Антоний Римлянин

Русский святой Антоний появился в Новгороде благодаря чуду. Родившись в Риме вскоре после разделения Церквей, он стал православным монахом и испытал на себе гонение со стороны латинян. Удалившись на берег моря, он целый год прожил на большом камне, подвизаясь в посте и молитве. Страшный ураган осени 1105 года сорвал камень вместе с Антонием в море. Однако камень не утонул, а меньше чем через месяц прибился к берегу Волхова, вблизи Новгорода, что было засвидетельствовано в летописях. А на другой год рыбаки выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную им в море много лет назад, еще до пострижения в монахи. На эти средства Антоний основал в Новгороде обитель и оказывал помощь многим нищим, сиротам и вдовам. Сохранился собор Рождества Богородицы, построенный при жизни святого.

Преподобный Косма отшельник

Преподобный Косма отшельник жил в VI веке в Фаранской пустыне (Палестина). Он был истинным монахом и твёрдым ревнителем Православия. Святой был сведущ в Священном Писании и творениях святых отцов и учителей Церкви. В святоотеческом наследии преподобный особенно выделял святителя Афанасия Александрийского (295—393). В беседе с иноком Василием, как-то пришедшим в Лавру Фаран, преподобный сказал: «Если ты встретишь слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, запиши его на своей одежде». Отцы Лавры заметили, что у преподобного Космы был обычай так чтить день Господень: еженедельно ночь под воскресенье он проводил стоя, пел псалмы и читал в келлии и в храме, не садясь, с восходом же солнца, окончив молитвенное правило, садился и читал Святое Евангелие — до начала часов и Божественной литургии.

Святой Ражден Перс, первомученик Грузинский

Святой Ражден, почитаемый как первомученик Грузинской Церкви, по происхождению был иранцем знатного рода. Когда царь Иберии святой Вахтанг Горгасал женился на дочери иранского царя Хормизда III — Балундухт, царица взяла с собой Раждена. В Картли святой Ражден принял христианство. Царь Вахтанг назначил его своим советником и полководцем. Во время войны с персами святой попал в плен. Персидский царь Пероз не смог убедить Раждена вернуться к прежней вере и бросил мученика в темницу, но затем, по просьбе грузин, отпустил в Картли, взяв клятву, что он обязательно вернётся. Святой Ражден попрощался с семьёй и, несмотря на уговоры близких и друзей, возвратился в Персию. После безуспешных попыток заставить мученика отречься от Христа персы распяли его на кресте и расстреляли из лука.

Евангелие дня

Как и очень многие люди, евангельские фарисеи пребывали в иллюзиях относительно себя самих. Они изучали Священное Писание и историю своего народа, всматривались в героическое прошлое, замечали преступления былых времён, отождествляли себя с праведниками и отмежёвывались от их гонителей. Они, как это зачастую и бывает, думали, что по своему складу они ближе к праведникам, а не к тем, кто подвергал праведников гонениям, а иной раз и предавал смерти. Христос неоднократно делал попытки разрушить эту иллюзию, и показать, что без изменения жизни по слову древних праведников невозможно им уподобиться. Одну из таких попыток зафиксировала 23-я глава Евангелия от Матфея, отрывок из которой читается сегодня за Литургией в православных храмах.

Глава 23.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

В истории Израиля были свои мученики. К таковым можно отнести, к примеру, пророков Исайю и Иеремию, оба они были жестоко убиты. Вполне естественно, что современные Христу иудеи отождествляли себя с мучениками, а не с теми, кто вёл их на казнь. Собственно, так поступают все люди.

Самый яркий пример такого рода, конечно же, отношение ко Христу, Который был распят римскими властями после основанного на клевете приговора. Когда мы читаем историю о Распятии Христа, то мы безусловно принимаем Его сторону и осуждаем как иудейских первосвященников, так и исполнителей приговора. Если же всмотреться в эту историю внимательнее, если подумать о том, каким образом дело дошло до казни, то мы увидим, что виноваты не только те люди, которые принимали непосредственное участие в убийстве Спасителя. Убийство, в целом, было своего рода общим делом практически всех живших тогда в Иудее людей, и связано это было с тем, что служение Христа и Его слова были поняты неправильно. Он призывал к внутреннему изменению человека, к вере, милосердию и справедливости, но Его современникам все это было ни к чему, ведь ни вера, ни милосердие, ни справедливость не могут ничего дать человеку в ближайшей перспективе, тогда как людей, как правило, интересует то, что мы можем получить в рамках земной жизни, желательно как можно скорее. Да, Христос исцелял, воскрешал и кормил, но при этом Он утверждал, что Его Царство не от мира сего, а это людям совершенно не интересно. В итоге же служение Христа закончилось Распятием.

Можно ли сказать, что мы, если бы жили в той местности в то время, поняли бы Христа и не стали, пусть и молчаливыми, но соучастниками Его казни? Для поиска ответа на этот вопрос необходимо задаться ещё одним вопросом: а понимаем ли мы и принимаем ли Христа сейчас? Что мы ждём от Него? Интересно ли нам неотмирное Царство, которое Он проповедовал, или же нас больше интересует возможность получить нечто от Христа в рамках земной жизни? Если нас привлекают перспективы лишь благополучной земной жизни, то получается, что мы ничем не отличаемся от гонителей Христа. И это, конечно же, повод глубоко задуматься, внимательно перечитав Евангелие и толкования к нему.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Паисий Святогорец о том, как просить помощи в молитвах

Прося Бога о различных нуждах, я говорю: «Боже мой, пусть Твоя помощь будет заметна, чтобы люди получили от этого и духовную пользу. Если же она не будет заметна, то не нужно нам помогать». Многие даже и не понимают, от каких бурь избавляет нас Бог, совершенно не думают об этом и не славословят Его. Допустим, кто-то оступается на лесах, но Бог устраивает так, что он цепляется там, где зацепиться было не за что, и остается в живых. Или кто-то падает и не получает увечий, попадает в автомобильную аварию и остается невредим. Во всех этих случаях надо помолиться, чтобы человек понял, что он спасся потому, что Бог помог ему и, поняв это, получил духовную пользу. Один мой знакомый упал с моста в реку и остался жив. Святые держат нас на руках. Одному юноше я дал в благословение крестик. Он мчался на мотоцикле и перелетел вместе с ним через такси, перевернулся в воздухе и помчался дальше по дороге — не получил ни царапины. От верной гибели спасаются многие, но немногие это осознают и исправляют себя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

«Господи, помоги» — такие простые слова. Мы должны произносить их всякий раз, когда нуждаемся в помощи Божией, произносить так часто, как это бывает необходимо. Этими словами мы устанавливаем связь с Богом, мы к Нему обращаемся. И Он нам отвечает — не всегда, но когда мы достойны этого ответа. В этой связи содержится некий барометр наших отношений с Богом. Если Бог молчит и не отвечает нам, значит, что-то неправильно в нашей жизни. Для того и дается нам время покаяния и молитвы, время поста, чтобы мы переосмыслили свою жизнь, чтобы мы могли раскаяться в наших согрешениях, очистить нашу душу, установить живую связь с Господом, через которую нам подается и прощение грехов, и ответ на наши прошения, и радость, которая является следствием прикосновения к нам Божественной благодати.

Церковные Таинства

Церковные Таинства — священнодействия, посредством которых верующим сообщается спасительная сила Божья, невидимая Божественная благодать (особые дары Святого Духа).

Таинства — благодатные средства, способствующие спасению человека. Их совершают епископы и священники (в исключительных случаях одно из Таинств, Крещение, могут совершать миряне).

Таинства, необходимые для всех спасаемых: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение. Необязательные для всех: Брак, Священство, Елеосвящение. Формально таинств семь, хотя к ним можно отнести, например, и монашеский постриг (а, скажем, чин освящения храма нельзя — таинство совершают над человеком).

Понятие «Таинства» не следует путать с понятием «обряды». Слово «обряд» происходит от слова «обряжать». Обряды — это внешние формы богослужения и богопочитания. Обряды можно условно поделить на несколько групп, например: 1) богослужебные (великое освящение воды, освящение плодов, чин посвящения в чтеца, помазание елеем на Утрени, вынос св. плащаницы в Великую Пятницу, освящение артоса и др.); 2) обряды, связанные с частными нуждами верующих (освящение домов и помещений; поминовение усопших; освящение пищи и вообще всякой вещи; благословение на учение или путешествие и др.). Что касается такой группы обрядов как «символические», к ней можно причислить обряды как первого типа, так и второго (крестное знамение, каждение и пр.).

Молитвословия

Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского

глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония Римлянина, Новгородского

глас 8

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Исаакия, Далмата и Фавста

глас 2

Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года