Церковный календарь

16 августа. Память преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 августа. Память преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца

9-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 3 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V). Преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца (1147).

Святого Раждена Перса, первомученика Грузинского (457) (Груз.). Преподобного Космы отшельника (VI).

Священномученика Вячеслава Луканина диакона (1918); священномученика Николая Померанцева пресвитера (1938).

Преподобный Антоний Римлянин

Русский святой Антоний появился в Новгороде благодаря чуду. Родившись в Риме вскоре после разделения Церквей, он стал православным монахом и испытал на себе гонение со стороны латинян. Удалившись на берег моря, он целый год прожил на большом камне, подвизаясь в посте и молитве. Страшный ураган осени 1105 года сорвал камень вместе с Антонием в море. Однако камень не утонул, а меньше чем через месяц прибился к берегу Волхова, вблизи Новгорода, что было засвидетельствовано в летописях. А на другой год рыбаки выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную им в море много лет назад, еще до пострижения в монахи. На эти средства Антоний основал в Новгороде обитель и оказывал помощь многим нищим, сиротам и вдовам. Сохранился собор Рождества Богородицы, построенный при жизни святого.

 Преподобный Косма отшельник

Преподобный Косма отшельник жил в VI веке в Фаранской пустыне (Палестина). Он был истинным монахом и твёрдым ревнителем Православия. Святой был сведущ в Священном Писании и творениях святых отцов и учителей Церкви. В святоотеческом наследии преподобный особенно выделял святителя Афанасия Александрийского (295–393). В беседе с иноком Василием, как-то пришедшим в Лавру Фаран, преподобный сказал: «Если ты встретишь слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, запиши его на своей одежде». Отцы Лавры заметили, что у преподобного Космы был обычай так чтить день Господень: еженедельно ночь под воскресенье он проводил стоя, пел псалмы и читал в келлии и в храме, не садясь, с восходом же солнца, окончив молитвенное правило, садился и читал Святое Евангелие — до начала часов и Божественной литургии.

Святой Ражден Перс, первомученик Грузинский

Святой Ражден, почитаемый как первомученик Грузинской Церкви, по происхождению был иранцем знатного рода. Когда царь Иберии святой Вахтанг Горгасал женился на дочери иранского царя Хормизда III — Балундухт, царица взяла с собой Раждена. В Картли святой Ражден принял христианство. Царь Вахтанг назначил его своим советником и полководцем. Во время войны с персами святой попал в плен. Персидский царь Пероз не смог убедить Раждена вернуться к прежней вере и бросил мученика в темницу, но затем, по просьбе грузин, отпустил в Картли, взяв клятву, что он обязательно вернётся. Святой Ражден попрощался с семьёй и, несмотря на уговоры близких и друзей, возвратился в Персию. После безуспешных попыток заставить мученика отречься от Христа персы распяли его на кресте и расстреляли из лука.

Священное Писание

1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40

26 Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,— все сие да будет к назиданию.

27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32 И духи пророческие послушны пророкам, 33потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.

39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; 40только всё должно быть благопристойно и чинно.

Мф., 83 зач., XXI, 12-14, 17-20

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13 и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 14, 26-40; Мф. 21, 12-14. 17-20

«Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого что пребывание в храме — отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай!

Паисий Святогорец о том, как просить помощи в молитвах

Прося Бога о различных нуждах, я говорю: «Боже мой, пусть Твоя помощь будет заметна, чтобы люди получили от этого и духовную пользу. Если же она не будет заметна, то не нужно нам помогать». Многие даже и не понимают, от каких бурь избавляет нас Бог, совершенно не думают об этом и не славословят Его. Допустим, кто-то оступается на лесах, но Бог устраивает так, что он цепляется там, где зацепиться было не за что, и остается в живых. Или кто-то падает и не получает увечий, попадает в автомобильную аварию и остается невредим. Во всех этих случаях надо помолиться, чтобы человек понял, что он спасся потому, что Бог помог ему и, поняв это, получил духовную пользу. Один мой знакомый упал с моста в реку и остался жив. Святые держат нас на руках. Одному юноше я дал в благословение крестик. Он мчался на мотоцикле и перелетел вместе с ним через такси, перевернулся в воздухе и помчался дальше по дороге — не получил ни царапины. От верной гибели спасаются многие, но немногие это осознают и исправляют себя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Есть замечательное духовное достижение, связанное с правильным прохождением святого поста, — это молитва. В молитве человек предстоит Богу; в молитве разум, освобождаемый от плена плоти, просвещается Божественной истиной. Достаточно вслушаться и вдуматься в замечательные слова псалмов и молитв, погрузиться в стихию богослужения, и как будто отступает все то, что окружает нас и будоражит сознание, что привносит в душу стихии мира сего. Молитва реально соединяет нас с Господом, и только через молитву мы способны почувствовать Божественное присутствие в нашей жизни.

Молитвословия

Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского

глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобного Антония

глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшел еси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Великаго Новаграда достигл еси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония

глас 8

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавста

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Исаакия Далмата и Фавста

глас 2

Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

Теги:
Преподобный Антоний Римлянин
православный календарь

Все публикации