Церковный календарь

18 июля. Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 июля. Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

5-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 5 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Афанасия Афонского (1000). Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).

Мучениц Анны и Кириллы (304). Преподобного Лампада Иринопольского (X).

Священномученика Геннадия Здоровцева пресвитера, преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары Яковлевой (1918); преподобного Агапита Таубе исповедника (1936).

Иконы Божией Матери, именуемой «Экономисса».

Обретение честных мощей преподобного Сергия Радонежского

Мощи Преподобного Сергия Радонежского были обретены 5 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне. Перед началом строительства нового храма в честь Живоначальной Троицы на месте деревянного, Преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумена и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи Преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Преподобный Афанасий Афонский

Основатель Великой Лавры на Афоне преподобный Афанасий учился в Константинополе, где встретился со своим духовным наставником преподобным Михаилом и военачальником Никифором. Михаил постриг Афанасия в монахи, а Никифор стал его другом. Он открыл Афанасию свое желание также принять иночество и уговорил его начать постройку обители на Афоне. В разгар строительства Афанасий узнал, что Никифор провозглашен византийским императором, и понял, что он не исполнит намерения стать монахом. Афанасий не хотел завершать начатое, но царь вновь убедил его вернуться к трудам. Вскоре лавра стала великой обителью. Однажды Афанасий осматривал купол новой церкви, и внезапно свод обрушился. Пять монахов погибли на месте. Когда откапывали Афанасия, то слышали, как он славит Бога из-под груды камней. Нашли его уже мертвым.

Преподобномученица великая княгиня Елисавета

Великая княгиня Елисавета родилась в 1864 году в  семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, была родной сестрой императрицы Александры Феодоровны, супруги царя-страстотерпца Николая  II. В  1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. В 1891 году приняла Православие. Во время Русско-японской и Первой мировой войн помогала раненым. В 1905 году, после убийства супруга, посвятила себя делам милосердия и  благотворительности. В 1909 году основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия и стала ее настоятельницей. Она сочетала самоотверженное и безвозмездное лечение бедных с духовно-аскетическими подвигами: спала не более трех часов, молилась по ночам, строго постилась.

Незадолго до своей мученической кончины великая княгиня Елисавета Феодоровна писала: «Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя»». В 1918 году её арестовали и отправили в Алапаевск, где в заключении, вместе с великими князьями и верной келейницей инокиней Варварой, она провела последние месяцы жизни. 5 (18) июля 1918 года узников отвезли на заброшенный рудник. Там их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня молилась за палачей. Свидетели убийства слышали из глубины шахты пение Херувимской. Мощи преподобномученицы Елисаветы обрели после освобождения Алапаевска белой армией и перенесли в Иерусалим, согласно предсмертной воле княгини.

Священное Писание

Рим., 118 зач., XV, 17-29

17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что́ относится к Богу, 18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, 19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узна́ют.

22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.

23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, 24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.

27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.

28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, 29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.

Мф., 49 зач., XII, 46 - XIII, 3

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Глава 13

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 15, 17-29; Мф. 12, 46-13, 3

«Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Господь дает этим разуметь, что духовное родство, которое Он пришел насадить и возрастить на земле, не то, что родство плотское, хотя по форме отношений, оно одинаково с плотским. И в нем есть отцы и матери, - это те, которые рождают словом истины или благовествованием, как говорит апостол Павел. И в нем есть братья и сестры, - это те, которые от одного рождены духовно и растут в едином духе. Родственное сочетание здесь зиждется действием благодати. Но оно не внешне, не поверхностно, а также глубоко и жизненно, как и плотское, только место имеет в другой области - высшей, важнейшей. Потому-то и преобладает над плотским, и когда требует нужда, приносит его в жертву своим духовным интересам, без жаления, в полной уверенности, что это жертва Богу угодная и Им требуемая.

Служение Литургии преподобным Сергием Радонежским

Служение Преподобного Сергия Радонежского было проникнуто удивительным смирением. Он долго отказывался от принятия священного сана, а получив его, совершал литургию в простых богослужебных одеяниях. Между тем Бог прославлял Своего угодника чудесными явлениями. Один из учеников святого, преподобный Симон, удостоился такого видения: когда игумен служил литургию, Симон видел огонь, «ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошёл в святой потир, и им Преподобный причастился». Более того, ученики Преподобного Сергия были свидетелями того, как ему сослужил Ангел Господень. Смиренный подвижник запрещал своим ученикам рассказывать об этих чудесах до его кончины.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой преподобный Сергий прожил особую жизнь. Он вошел в историю государства нашего как человек, много послуживший для избавления народа от чужеземного ига, для соединения разделенных частей русского народа и русской страны. Но одновременно Преподобный явил нам особый пример жизни в соответствии с Божиим законом и с Божиими заповедями. Одна из них содержится в послании апостола Павла, которое мы сегодня слышали за Божественной литургией (Гал. 5, 22 – 6, 2). Он говорит следующее: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Для нас это заповедь. Мы должны научиться носить бремена и тяготы других людей, чтобы исполнять закон Христов. Преподобный Сергий дает нам именно такой пример. Он носил тяготы братьев здесь, на этой земле, где сейчас Свято-Троицкая Лавра. Он носил на себе тяготы народа, разделяемого и раздробляемого междоусобной бранью, он чувствовал эту тяжесть в сердце своем и служил тому, чтобы тяжкие бремена, лежавшие на народе, спали.

Молитвословия

Тропарь преподобного Афанасия Афонского

глас 3

Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Афанасия Афонского

глас 8

Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие.

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону

глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобнаго Сергия

глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Тропарь преподобного Сергия

глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия

глас 8

Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.

Теги:
Преподобный Сергий Радонежский
преподобномученица Елисавета Феодоровна
православный календарь

Все публикации