Церковный календарь

30 июня. Память мучеников Мануила, Савела и Исмаила

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 июня. Память мучеников Мануила, Савела и Исмаила

4-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 17 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Мануила, Савела и Исмаила (362).

Священномученика Аверкия Северовостокова пресвитера (1918); преподобного Максима Попова исповедника (1934); мученицы Пелагии Балакиревой (1943).

Мученики Мануил, Савел и Исмаил

Братья Мануил, Савел и Исмаил родились в знатной персидской семье и были воспитаны матерью в христианской вере. Возмужав, они выбрали военное дело и достигли высоких чинов. Однажды персидский шах послал их для переговоров о мире с византийским императором Юлианом Отступником, восстановившим языческие культы. Тот пригласил парламентеров разделить с ним веселье на языческом празднике. Братья, вынужденно принявшие приглашение, во время пира уединились для молитвы, а слуге, которого послал за ними царь, сказали, что христиане не могут участвовать в жертвоприношении. Узнав, кто они, Юлиан в гневе велел пытать их. Затем, разделив братьев, чтобы старший Мануил не влиял на младших, поочередно убеждал их отречься. Ничего не добившись, он приказал отрубить им головы, после чего пошел на Персию войной и погиб.

Священное Писание

Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.

19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.

20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.

21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.

Глава 11

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.

2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. || Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: 3Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.

Мф., 41 зач., XI, 16-20

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: 21 горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, 22 но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 10, 11-11, 2; Мф. 11, 16-20

Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, — они не пляшут; поют печальные — они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное — не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неумытным и муками нескончаемыми — не тревожимся, будто не слышим. Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет! Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение! Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано. Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Теряя целостность, мы теряем свою внутреннюю силу. А что же мы понимаем под целостностью? Не только определенный образ жизни, который помогает сохранять целомудрие в обычном, традиционном понимании этого слова. Целостность — это отсутствие двоедушия. Это отсутствие внутреннего разделения, когда человек думает одно, а говорит совсем другое; когда он представляет себя окружающим совсем не таким, каким он есть на самом деле. Мы нередко объясняем потерю человеческой целостности необходимостью «с волками жить — по-волчьи выть». Есть и другие пословицы, которые словно поощряют нас к двоедушию: быть одним с самим собой и совершенно другим с окружающими нас людьми. Но это и есть потеря целостности.

А мог ли Бог просто простить прародителей?

Бог и не обижался в нашем человеческом понимании, Он неизменен, это они отвернулись от Него, Его благодати.

От прародителей требовалось:

1. Раскаяние. Бог два раза явно подвигал их к этому Своими вопросами, а они не только не раскаялись во грехе, но фактически обвинили в нём Самого Бога. Грехопадение было возможно из-за свободы воли разумных существ, но изменить направление свободной воли возможно только изнутри, любовь не может быть навязана насильно. Спасение человека требовало его свободного согласия. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека, Бог не мог просто объявить зло добром, назвать грешника праведником.

2. Исправление (но они уже не могли не грешить, у них были поражены ум, чувства и воля). Обратим внимание, как силы души последовательно поражались грехом: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз (чувства, началось всё с них) и вожделенно (воля), потому что дает знание (ум); и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6).

Вывод: механическое прощение грешников значило бы дальнейшее умножение в них грехов, они бы превратились в «кощеев бессмертных». Смерть пресекала распространение греха, ведь грех не только поступок, но и состояние. Если у человека плохой запах изо рта, то одеколон не поможет, требуется лечение.

Почему счастье невозможно без Бога? Потому что любое мирское удовольствие неполно (ущербно, не всеобъемлюще), кратковременно (быстро пресыщает), эгоистично, а нередко и пагубно. В рассказе о первом грехе есть горькая ирония: люди хотели знать всё, а познали… свою наготу: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги… (Быт.3:7).

Молитвословия

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников

глас 2

Верою Христовою уязвлени, всеблаженнии,/ и Сего верно испивше чашу,/ персская служения и дерзость на землю низложисте,/ Троицы равночисленнии,// молитвы творяще о всех нас.

Теги:
православный календарь

Все публикации