Церковный календарь

26 июня. Память преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 июня. Память преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой)

2-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 13 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Акилины Старшей (293). Святителя Трифиллия, епископа Левкусии Кипрской (ок. 370). Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой) (1789). Преподобных Андроника, игумена (1395), и Саввы (XV), иконописцев Московских. Мученицы Антонины Никейской (284–305). Преподобных Анны (826) и сына её, Иоанна Вифинского (IX).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Мученица Акилина Старшая

Святая Акилина родилась в финикийском городе Библосе в 281 году в христианской семье. Вера Акилины была настолько глубокой и горячей, что она ещё 12-летней отроковицей стала убеждать сверстницязычниц отказаться от идолопоклонства и обратиться ко Хрис ту. За свою проповедь мученица была схвачена и приведена к проконсулу Волусиану, который не смог заставить отроковицу отречься от Христа. Проконсул повелел бить её хлыстами и затем пронзить голову через уши раскалёнными прутьями. Мучители посчитали святую умершей и бросили её за город на съедение псам. Но вскоре исцелённая Ангелом мученица вновь предстала перед Волусианом, который обвинил её в колдовстве и приказал обезглавить. На месте казни святая Акилина скончалась, но палач, боясь гнева Волусиана, отсек ей, уже мёртвой, голову.

Преподобная Александра Дивеевская

Первоначальницей Дивеевской обители была преподобная Александра (Мельгунова). Рано овдовев и оставшись одна с трёхлетней дочерью, она тайно приняла в Киеве монашеский постриг. После явления Божией Матери, повелевшей ей основать монастырь, преподобная отправилась странствовать. Около 1760 года она посетила село Дивеево, где получила извещение от Ангела, что именно здесь нужно устроить обитель. В Дивееве Александра поселилась сразу после смерти десятилетней дочери. Новая община (Александра и четыре послушницы) находилась под духовным руководством саровских старцев. В 1767 году началось строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Незадолго до кончины в 1789 году святая Александра попросила преподобного Серафима Саровского, тогда ещё молодого иеродиакона, позаботиться об общине.

Преподобный Андроник Московский

Преподобный Андроник, первый настоятель Спасо-Андроникова монастыря, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к Преподобному Сергию и принял от него постриг. Преподобный Андроник укреплялся в духовной жизни под надзором святого наставника, любившего своего ученика за безответное послушание. Когда митрополит Алексий пришел в Троицкую обитель и попросил отпустить с ним в Москву ученика для создания нового монастыря на реке Яузе, Преподобный Сергий благословил в настоятели обители преподобного Андроника. Будучи игуменом, Андроник Московский жил в воздержании и молитве; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Вторым игуменом монастыря стал ученик Андроника преподобный Савва Звенигородский.

Священное Писание

Рим., 87 зач., IV, 13-25

13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.

14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; 15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.

16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам 17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.

18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое".

19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; 20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу 21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

22 Потому и вменилось ему в праведность.

23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, 24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, 25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

Мф., 23 зач., VII, 21-23

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Молитвословия

Тропарь преподобных Андроника и Саввы Московских

глас 8

От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, / в пустыни вселистеся Сергия великаго, / того житию последующе, / плоды смирения и послушания возрастили есте, / сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники / обетныя обители святителя Алексия, / с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение / и душам нашим велию милость.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Тропарь святителя Трифиллия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Трифиллие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Трифиллия

глас 8

Изрядством жития чистоту девства прием, Трифиллие,/ первопрестольник показался еси Левкусии/ и явился еси тем провозвеститель и богоразумия наставник./ Сего ради радостно взываем ти:// радуйся, святителей украшение.

Тропарь мученицы Акилины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Акилина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Акилины

глас 2

Девства твоего добротами предочистивши душу твою,/ на высоту мучением востекла еси,/ Акилино всечестная,/ любовию Жениха твоего Христа уязвившися,/ Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися,// с нимиже не престай моляся о всех нас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 4, 13-25; Мф. 7, 21-23

«Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Одною молитвою не спасешься; с молитвою надо соединять и исполнение воли Божией, — всего, что на ком лежит по его званию и строю жизни. И молитва предметом своим должна иметь преимущественно прошение о том, чтоб Бог сподобил нас не отступать ни в чем от святой воли Его. И обратно, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и доступнее к престолу Его. Даже так бывает, что где хождение в воле Божией не сопутствует молитве, там самая молитва не бывает настоящею молитвою, трезвенною и сердечною, а только внешнею, читательною, во время которой нравственная неисправность как туманом закрывается многословием, при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то, и другое сладить благочестием, и будет плод.

Святитель Афанасий Ковровский о церковной и домашней молитве

По правилам Святой Церкви, и на домашней молитве православные должны исполнять свой долг молитвы о всех собратьях живых и умерших. То правда, что церковная молитва выше домашней, но она выше главным образом потому, что там молящимся приходится ограничивать себя, стеснять свою свободу, вводить в известные рамки своё настроение, подчинять свои желания общему чину и порядку, творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять устав церковный. Когда же этого нет, тогда и в храме остаётся самоугождение, требующее в угоду себе нарушения уставов, – тогда мала цена и церковной молитвы. С другой стороны, несомненно и то, что всякая молитва православная, где бы и при каких обстоятельствах она ни была возносима, как возносимая верным и послушным чадом Церкви, есть по существу молитва церковная и как получившая свою силу только от единожды совершённой на Голгофе и постоянно повторяемой во святой Евхаристии, – есть вместе с тем и молитва евхаристическая.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня, когда повсеместная и навязчивая пропаганда ложных ценностей развращает умы и сердца молодых людей, нам необходимо делать все возможное, чтобы обратить их к Тому, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Ведь молодость — это время особой восприимчивости человека ко всему новому и неизведанному. И задача Церкви в том, чтобы вместо настойчивой проповеди гедонизма и вседозволенности юноши и девушки услышали бы проповедь Благой вести. И не просто услышали, но и пришли и наполнили наши храмы, изменили образ своей жизни и реально почувствовали, какое счастье быть с Богом в этой жизни.

Теги:
Мученица Акилина
преподобная Александра Дивеевская
преподобный Андроник Московский
православный календарь

Все публикации