Церковный календарь

26 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Российской просиявших
День постный, разрешается рыба. 13 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Акилины (293). Святителя Трифиллия, епископа Левкусии Кипрской (ок. 370). Преподобной Александры Дивеевской (1789).

Преподобных Андроника (ок. 1395) и Саввы (XV) Московских. Мученицы Антонины (284–305). Преподобных Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).

Священномученика Алексия Архангельского пресвитера (1918); мученицы Пелагии Жидко (1944).

Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших

Праздник Всем святым, в земле Российской просиявшим, совершавшийся ещё в Древней Руси, но не имевший широкого распространения, был восстановлен Поместным Собором Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Инициатор его восстановления — профессор Петроградского университета Б. А. Тураев, который вместе с иеромонахом Владимирского Рождественского монастыря Афанасием (Сахаровым), будущим священноисповедником, рассмотрев древнюю службу XVI века «Всем святым новым чудотворцам Российским», решили позаимствовать из неё лишь немногое и составить новую службу. Часть песнопений они сложили заново, а часть взяли из отдельных служб русским святым. За короткий срок (с 13 августа по 8 сентября 1918 года) новая служба была составлена, одобрена Поместным Собором и затем издана отдельной брошюрой.

Богослужение Недели Всех святых, в земле Русской просиявших

Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, имеет несколько интересных особенностей. Прежде всего, в молитве, читаемой на литии, предлагается поминать всех русских святых поимённо, по чинам святости; соответственно, даже при быстром чтении такое перечисление занимает более часа. Кроме того, хотя богослужение должно совершаться в воскресный день и, соответственно, необходимо петь на вечерне «на стиховне» воскресные стихиры, в службе наряду присутствуют и праздничные стихиры, которые, согласно указанию автора последования, поются, если служба совершается не в воскресенье, а в другой день. Таким образом, эти песнопения, по преимуществу, остаются вне праздничного богослужения. Между тем именно эти стихиры стали наиболее известными и любимыми песнопениями службы, гимном Святой Руси: «Земле Русская, граде святый, украшай свой дом, в немже божественный велий сонм святых прослави… Новый дом Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».

Афонские подвижники в истории России

Более 150 афонских подвижников просияли в святости со времен первых монахов Святой Горы. Святые Афона неразрывными узами связаны с историей России. Достаточно вспомнить святителя Киприана, насельника Святой Горы, ставшего митрополитом Московским и всея Руси после святителя Алексия Московского и поддержанного преподобным Сергием Радонежским, несмотря на противление со стороны великого князя Московского Димитрия Донского. Постриженником Афона был и один из ближайших учеников преподобного Сергия, Сергий Обнорский. Большую роль в становлении духовной учености на Руси сыграл Максим Грек. Он немало пострадал как заступник простого народа перед государем. Среди русских подвижников, глубоко принявших в сердце афонскую духовную традицию, были преподобный Нил Сорский, долгое время проведший на Святой Горе, преподобный Иннокентий Комельский, а в ХХ веке — преподобный Силуан Афонский, бывший родом из тамбовского села. Неоценимый вклад в развитие традиции исихазма среди российского монашества внес преподобный Паисий Величковский, основавший на Афоне скит Святого Илии.

Мученица Акилина Старшая

Святая Акилина родилась в финикийском городе Библосе в 281 году в христианской семье. Вера Акилины была настолько глубокой и горячей, что она ещё 12-летней отроковицей стала убеждать сверстницязычниц отказаться от идолопоклонства и обратиться ко Хрис ту. За свою проповедь мученица была схвачена и приведена к проконсулу Волусиану, который не смог заставить отроковицу отречься от Христа. Проконсул повелел бить её хлыстами и затем пронзить голову через уши раскалёнными прутьями. Мучители посчитали святую умершей и бросили её за город на съедение псам. Но вскоре исцелённая Ангелом мученица вновь предстала перед Волусианом, который обвинил её в колдовстве и приказал обезглавить. На месте казни святая Акилина скончалась, но палач, боясь гнева Волусиана, отсек ей, уже мёртвой, голову.

Преподобная Александра Дивеевская

Первоначальницей Дивеевской обители была преподобная Александра (Мельгунова). Рано овдовев и оставшись одна с трёхлетней дочерью, она тайно приняла в Киеве монашеский постриг. После явления Божией Матери, повелевшей ей основать монастырь, преподобная отправилась странствовать. Около 1760 года она посетила село Дивеево, где получила извещение от Ангела, что именно здесь нужно устроить обитель. В Дивееве Александра поселилась сразу после смерти десятилетней дочери. Новая община (Александра и четыре послушницы) находилась под духовным руководством саровских старцев. В 1767 году началось строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Незадолго до кончины в 1789 году святая Александра попросила преподобного Серафима Саровского, тогда ещё молодого иеродиакона, позаботиться об общине.

Преподобный Андроник Московский

Преподобный Андроник, первый настоятель Спасо-Андроникова монастыря, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к Преподобному Сергию и принял от него постриг. Преподобный Андроник укреплялся в духовной жизни под надзором святого наставника, любившего своего ученика за безответное послушание. Когда митрополит Алексий пришел в Троицкую обитель и попросил отпустить с ним в Москву ученика для создания нового монастыря на реке Яузе, Преподобный Сергий благословил в настоятели обители преподобного Андроника. Будучи игуменом, Андроник Московский жил в воздержании и молитве; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Вторым игуменом монастыря стал ученик Андроника преподобный Савва Звенигородский.

Священное Писание

Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16

10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

11 Ибо нет лицеприятия у Бога.

12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Мф., 9 зач., IV, 18-23

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 2, 10-16; Мф. 4, 18-23

Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святым становится тот, кто обретает свободу – в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым – значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, и землю, и волов, и жену, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья – только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.

Святитель Афанасий Ковровский о церковной и домашней молитве

По правилам Святой Церкви, и на домашней молитве православные должны исполнять свой долг молитвы о всех собратьях живых и умерших. То правда, что церковная молитва выше домашней, но она выше главным образом потому, что там молящимся приходится ограничивать себя, стеснять свою свободу, вводить в известные рамки своё настроение, подчинять свои желания общему чину и порядку, творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять устав церковный. Когда же этого нет, тогда и в храме остаётся самоугождение, требующее в угоду себе нарушения уставов, — тогда мала цена и церковной молитвы. С другой стороны, несомненно и то, что всякая молитва православная, где бы и при каких обстоятельствах она ни была возносима, как возносимая верным и послушным чадом Церкви, есть по существу молитва церковная и как получившая свою силу только от единожды совершённой на Голгофе и постоянно повторяемой во святой Евхаристии, — есть вместе с тем и молитва евхаристическая.

Из книги сербского православного писателя Павле Рак «Приближение к Афону»

Можно много говорить об Афоне… Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова. Первое впечатление, обычно, — всего лишь неопределенное воодушевление от светлой красы: неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство ее сокровищ оставались спрятанными от нас. И не просто потому, что узнать можно, только пройдя десятки километров по его разнообразным тропинкам, не потому, что многие его ризницы с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч, — все дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы.

Молитвословия

Молитва всем святым, в земле Русской просиявшим

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобных Андроника и Саввы Московских

глас 8

От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, / в пустыни вселистеся Сергия великаго, / того житию последующе, / плоды смирения и послушания возрастили есте, / сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники / обетныя обители святителя Алексия, / с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение / и душам нашим велию милость.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Тропарь святителя Трифиллия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Трифиллие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Трифиллия

глас 8

Изрядством жития чистоту девства прием, Трифиллие,/ первопрестольник показался еси Левкусии/ и явился еси тем провозвеститель и богоразумия наставник./ Сего ради радостно взываем ти:// радуйся, святителей украшение.

Тропарь мученицы Акилины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Акилина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Акилины

глас 2

Девства твоего добротами предочистивши душу твою,/ на высоту мучением востекла еси,/ Акилино всечестная,/ любовию Жениха твоего Христа уязвившися,/ Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися,// с нимиже не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобной Александры Дивеевской

Глас 5

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/
благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.

Кондак преподобной Александры Дивеевской

Глас 3

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Молитва преподобной Александре Дивеевской

О преподобная и богоносная мати Алесандро, дивеевская первоначальнице и похвало, веру несумненную делами богоугодными явившая, во исполнение обетования Богородицы в трудех и подвизех непрестанных неленостно потрудившаяся, и в благоустроении земли святыя ея все имение и житие твое иждившая, пророчество царицы небесныя в наследие избраннику ея Саровскому пред кончиною твоею праведною вверившая, и душу твою, самим Господом предочищенную, в руце Божии предавшая, молися за ны, маловерныя и нерадивыя, да и мы приступим к доброму деланию с правою верою, в терпении содевая свое спасение, за златоустом взывающе в печали и радости, скорби и утешении: слава Богу за все. Аминь.

Теги:
Мученица Акилина
преподобная Александра Дивеевская
преподобный Андроник Московский
православный календарь

Все публикации