Церковный календарь

26 июня. Память преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 июня. Память преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой)

3-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 13 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Акилины (293). Святителя Трифиллия, епископа Левкусии Кипрской (ок. 370). Преподобной Александры Дивеевской (1789).

Преподобных Андроника (ок. 1395) и Саввы (XV) Московских. Мученицы Антонины (284–305). Преподобных Анны (826) и сына ее Иоанна (IX).

Священномученика Алексия Архангельского пресвитера (1918); мученицы Пелагии Жидко (1944).

Мученица Акилина Старшая

Святая Акилина родилась в финикийском городе Библосе в 281 году в христианской семье. Вера Акилины была настолько глубокой и горячей, что она ещё 12-летней отроковицей стала убеждать сверстницязычниц отказаться от идолопоклонства и обратиться ко Хрис ту. За свою проповедь мученица была схвачена и приведена к проконсулу Волусиану, который не смог заставить отроковицу отречься от Христа. Проконсул повелел бить её хлыстами и затем пронзить голову через уши раскалёнными прутьями. Мучители посчитали святую умершей и бросили её за город на съедение псам. Но вскоре исцелённая Ангелом мученица вновь предстала перед Волусианом, который обвинил её в колдовстве и приказал обезглавить. На месте казни святая Акилина скончалась, но палач, боясь гнева Волусиана, отсек ей, уже мёртвой, голову.

Преподобная Александра Дивеевская

Первоначальницей Дивеевской обители была преподобная Александра (Мельгунова). Рано овдовев и оставшись одна с трёхлетней дочерью, она тайно приняла в Киеве монашеский постриг. После явления Божией Матери, повелевшей ей основать монастырь, преподобная отправилась странствовать. Около 1760 года она посетила село Дивеево, где получила извещение от Ангела, что именно здесь нужно устроить обитель. В Дивееве Александра поселилась сразу после смерти десятилетней дочери. Новая община (Александра и четыре послушницы) находилась под духовным руководством саровских старцев. В 1767 году началось строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Незадолго до кончины в 1789 году святая Александра попросила преподобного Серафима Саровского, тогда ещё молодого иеродиакона, позаботиться об общине.

Преподобный Андроник Московский

Преподобный Андроник, первый настоятель Спасо-Андроникова монастыря, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к Преподобному Сергию и принял от него постриг. Преподобный Андроник укреплялся в духовной жизни под надзором святого наставника, любившего своего ученика за безответное послушание. Когда митрополит Алексий пришел в Троицкую обитель и попросил отпустить с ним в Москву ученика для создания нового монастыря на реке Яузе, Преподобный Сергий благословил в настоятели обители преподобного Андроника. Будучи игуменом, Андроник Московский жил в воздержании и молитве; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Вторым игуменом монастыря стал ученик Андроника преподобный Савва Звенигородский.

Священное Писание

Рим., 101 зач., IX, 6-19

6 Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.

8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.

9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.

10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.

11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.

14 Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.

15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.

16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

Мф., 38 зач., X, 32-36; XI, 1

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

Глава 11

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 9, 6-19; Мф. 10, 32-35; 11, 1

«Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным». Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, взошел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, — послал Духа Святого на св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, — и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед человеками, а Он перед Богом Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня, когда повсеместная и навязчивая пропаганда ложных ценностей развращает умы и сердца молодых людей, нам необходимо делать все возможное, чтобы обратить их к Тому, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Ведь молодость — это время особой восприимчивости человека ко всему новому и неизведанному. И задача Церкви в том, чтобы вместо настойчивой проповеди гедонизма и вседозволенности юноши и девушки услышали бы проповедь Благой вести. И не просто услышали, но и пришли и наполнили наши храмы, изменили образ своей жизни и реально почувствовали, какое счастье быть с Богом в этой жизни.

Святитель Афанасий Ковровский о церковной и домашней молитве

По правилам Святой Церкви, и на домашней молитве православные должны исполнять свой долг молитвы о всех собратьях живых и умерших. То правда, что церковная молитва выше домашней, но она выше главным образом потому, что там молящимся приходится ограничивать себя, стеснять свою свободу, вводить в известные рамки своё настроение, подчинять свои желания общему чину и порядку, творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять устав церковный. Когда же этого нет, тогда и в храме остаётся самоугождение, требующее в угоду себе нарушения уставов, — тогда мала цена и церковной молитвы. С другой стороны, несомненно и то, что всякая молитва православная, где бы и при каких обстоятельствах она ни была возносима, как возносимая верным и послушным чадом Церкви, есть по существу молитва церковная и как получившая свою силу только от единожды совершённой на Голгофе и постоянно повторяемой во святой Евхаристии, — есть вместе с тем и молитва евхаристическая.

Молитвословия

Тропарь преподобных Андроника и Саввы Московских

глас 8

От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво, / в пустыни вселистеся Сергия великаго, / того житию последующе, / плоды смирения и послушания возрастили есте, / сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники / обетныя обители святителя Алексия, / с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение / и душам нашим велию милость.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева

глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Тропарь святителя Трифиллия

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Трифиллие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Трифиллия

глас 8

Изрядством жития чистоту девства прием, Трифиллие,/ первопрестольник показался еси Левкусии/ и явился еси тем провозвеститель и богоразумия наставник./ Сего ради радостно взываем ти:// радуйся, святителей украшение.

Тропарь мученицы Акилины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Акилина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Акилины

глас 2

Девства твоего добротами предочистивши душу твою,/ на высоту мучением востекла еси,/ Акилино всечестная,/ любовию Жениха твоего Христа уязвившися,/ Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися,// с нимиже не престай моляся о всех нас.

Тропарь преподобной Александры Дивеевской

Глас 5

Образ Христова смирения являющи, великая и святая жено/ преподобная мати наша Александро/ слез источник непрестанный соделалася еси,/ молитву к Богу чистейшую, любовь ко всем нелицемерную/ и изобилие благодати Божия стяжала еси/
благословение Царицы Небесныя/ об основании Четвертаго Ея Жребия во Вселенней исполнивши,/ восхваляем Тя с преподобным Серафимом,/ емуже и попечение об Обители сей заповедала еси/ и лобызающе стопы твоя, смиренно молим тя:// помяни нас у Престола Божия.

Кондак преподобной Александры Дивеевской

Глас 3

Воспоем днесь Пресвятую Деву,/ явившую в России первоначальницу последняго Удела Своего во Вселенней/ преподобную мати нашу Александру,/ да ея молитвами/ Господь подаст нам грехов прощение.

Молитва преподобной Александре Дивеевской

О преподобная и богоносная мати Алесандро, дивеевская первоначальнице и похвало, веру несумненную делами богоугодными явившая, во исполнение обетования Богородицы в трудех и подвизех непрестанных неленостно потрудившаяся, и в благоустроении земли святыя ея все имение и житие твое иждившая, пророчество царицы небесныя в наследие избраннику ея Саровскому пред кончиною твоею праведною вверившая, и душу твою, самим Господом предочищенную, в руце Божии предавшая, молися за ны, маловерныя и нерадивыя, да и мы приступим к доброму деланию с правою верою, в терпении содевая свое спасение, за златоустом взывающе в печали и радости, скорби и утешении: слава Богу за все. Аминь.

Теги:
Мученица Акилина
преподобная Александра Дивеевская
преподобный Андроник Московский
православный календарь

Все публикации