Церковный календарь

24 июня. Память апостолов Варфоломея и Варнавы (I)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 июня. Память апостолов Варфоломея и Варнавы (I)

24 июня. 2-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 10 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов Варфоломея и Варнавы (I).

Преподобного Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского (1572).

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X).

Апостол Варфоломей

Апостол Варфоломей (Нафанаил), из числа 12-ти апостолов Христовых, родился в Кане Галилейской. После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы отправился с апостолом Филиппом проповедовать Евангелие в Сирию и Малую Азию. В Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, почитавшуюся за божество у язычников; исцелили слепого, который крестился, уверовав во Христа, и еще много больных и бесноватых. Решением местного суда апостолов Филиппа и Варфоломея распяли. Но началось страшное землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Филипп скончался, а Варфоломей выжил и, исцеленный Господом, отправился в Индию. Был схвачен в Альбане (ныне Баку) и распят вниз головой, после чего с апостола содрали кожу и отсекли голову.

Икона Божией Матери «Достойно есть» (Милующая)

По афонскому преданию, в Х веке неподалёку от Кареи в пещере подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушёл в монастырь на всенощное бдение, а послушник остался один в келлии. Ночью к нему пришёл незнакомый инок, и они вместе начали молиться. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, послушник, став перед Её иконою «Милующая», начал петь: «Честнейшую Херувим…», но гость остановил его, сказав: «У нас не так величают Божию Матерь» — и запел иное начало: «Достойно есть яко во истину…», а потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом. По просьбе послушника инок записал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, стал невидим. Чудотворная икона, пред которой была воспета молитва, с тех пор стала называться «Достойно есть». Её с почётом перенесли в соборный храм Кареи, где она пребывает и доныне.

Священное Писание

Рим., 90 зач., V, 17 — VI, 2

17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

Глава 6

1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Мф., 31 зач., IX, 14-17

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 5, 17-6, 2; Мф. 9, 14-17)

Спрашивали Господа: почему ученики Его не постятся? Он отвечал: потому что еще не пришло для них время. Потом приточною речью показал, что, вообще, строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа - то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах. Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает и мех делает негожим. Это, впрочем, не значит, что строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке. Надобно сделать, чтобы потребность их шла извнутрь, чтоб они удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы можем преодолеть разрыв между собой и Богом очень быстро, в одно мгновение, принеся покаяние, раскаявшись в грехах и получив в таинстве Святой Евхаристии прощение этих грехов. Потому что в таинстве Причащения мы причащаемся той самой Кровью, которая искупила в том числе и наш личный грех — тот, в котором мы каемся. Великая милость была явлена роду человеческому, и то отчуждение от Бога, которое господствовало над человечеством от Адама до Христа, более не существует. Но это не значит, что грех автоматически прощается, что мы святы от рождения, что мы можем делать всё, что нам заблагорассудится, ссылаясь на то, что Христос искупил грехи. Если бы было так, то Святая Жертва Господня поощряла бы наше беззаконие. Но Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной Жертве. И происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через Причащение Тела и Крови Спасителя.

Предвидение и предопределение Божие

Бог не обусловлен пространством и временем, свойственным сотворённому Им материальному миру. Бог из вечности видит наш мир как на ладони. Он видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее «одновременно». Бог присутствует и действует в духовном и материальном мирах. Бог осуществляет свою заботу о мире — промысл (не промысел, а промысл!). Бог благословляет или попускает поступки людей. Что же касается предопределения, то Бог в своём предопределении мира уже учёл наш свободный выбор к добру или ко злу. Нарушая заповеди Божии, мы делаем плохо себе, но нарушить Божий план не способны.

Как Бог влияет на сотворённый Им мир?

Бог влияет на события в мире многообразно. Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:

— даруя человеку выбор цели и смысла жизни (Втор.30:19-20);

— попуская человеку проявлять свою даже богопротивную волю (Быт.3; Мф.23:37);

— призывая человечество ко спасению (Иез.33:11; Мф.11:28-29);

— изменяя Свои намерения в отношении нечестивцев в случае их покаяния (Иер.18:7-10, Ион.3);

— исполняя те или иные молитвы (Лк.1:13; Мф.15:28; Деян.10:4);

— изменяя действия установленных им физических законов ради блага верных Ему людей (Исх.14:21; Нав.10:13; 4Цар.20:6; Ин.11:43-44);

— воплотившись ради спасения людей (Лк.2:11; Ин.4:42);

— приводя мир к цели, определённой Его замыслом (Откр.21:1)

— и прочее.

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Варнавы

глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/ Егоже ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:/ молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостола Варнавы

глас 3

Господень был еси всеистинный служитель,/ апостолов же явился еси седмидесятих первый,/ озарил еси и с Павлом проповедь твою,/ всем возвещаяй Христа Спаса,/ сего ради песнопении// Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

Молитва преподобному Ефрему Новоторжскому

О священная главо, великий и предивный чудотворче, отче наш Ефреме! К тебе, скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику, смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас, скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас, чад твоих, отче священнейший, но поминай нас присно в небесных богоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши, и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемся страстьми и не имамы дерзновения ко Творцу, просити Его о помиловании и спасении. Темже тебе предлагаем, яко умилостивителя пред Господем, и тобою уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити и спасение вечное унаследовати, да славим и поем величие и благодать и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Варнава
апостол Нафанаил
икона Божией Матери «Достойно есть»
православный календарь

Все публикации