Церковный календарь

24 июня. Память апостолов Варфоломея и Варнавы (I)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 июня. Память апостолов Варфоломея и Варнавы (I)

2-я седмица по Пятидесятнице
Начало Петрова поста. 11 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов Варфоломея (Нафанаила) и Варнавы (Иосии) (I). Священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Преподобного Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей преподобного Ефрема Новоторжского, архимандрита (1572). Икон Божией Матери Абульская, «Достойно есть» (Милующая) (X).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Петров пост

Петров пост в древности назывался постом Пятидесятницы. Первоначальное происхождение Апостольского поста, вероятно, было обусловлено необходимостью компенсировать пропущенный по уважительной причине Великий пост: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы», — говорится в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского. Уже в книге «Апостольских постановлений» пост после Пятидесятницы в течение недели заповедуется совершать всем: «отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну неделю и после неё одну неделю поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре [Духа Святого], ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения». О недельном посте упоминает и святитель Афанасий Великий.

Продление поста Пятидесятницы до памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, вероятно, было обусловлено несколькими причинами. Праздник Пятидесятницы непосредственно связан со святыми апостолами, на которых первоначально сошёл Святой Дух. Длительные посты в церковной традиции были подготовкой к значительным праздникам, будь то Пасха, Рождество Христово или Успение Пресвятой Богородицы. Кроме того, если Пасха очень поздняя, то Петров пост продолжается около недели — срок который совпадает с древней традицией. Уже в VII веке преподобный Анастасий Синаит в своих писаниях не ограничивает пост после Пятидесятницы одной неделей, выражаясь неопределённо: «потом поститесь». Таким образом, пост Пятидесятницы стал длиться от восьми до сорока дней в зависимости от дня празднования Пасхи и называться Апостольским постом, «потому что через них [апостолов] мы сподобились многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания», как объяснял святитель Симеон Солунский.

Апостол Варфоломей

Апостол Варфоломей (Нафанаил), из числа 12-ти апостолов Христовых, родился в Кане Галилейской. После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы отправился с апостолом Филиппом проповедовать Евангелие в Сирию и Малую Азию. В Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, почитавшуюся за божество у язычников; исцелили слепого, который крестился, уверовав во Христа, и еще много больных и бесноватых. Решением местного суда апостолов Филиппа и Варфоломея распяли. Но началось страшное землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Филипп скончался, а Варфоломей выжил и, исцеленный Господом, отправился в Индию. Был схвачен в Альбане (ныне Баку) и распят вниз головой, после чего с апостола содрали кожу и отсекли голову.

Икона Божией Матери «Достойно есть» (Милующая)

По афонскому преданию, в Х веке неподалёку от Кареи в пещере подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушёл в монастырь на всенощное бдение, а послушник остался один в келлии. Ночью к нему пришёл незнакомый инок, и они вместе начали молиться. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, послушник, став перед Её иконою «Милующая», начал петь: «Честнейшую Херувим…», но гость остановил его, сказав: «У нас не так величают Божию Матерь» — и запел иное начало: «Достойно есть яко во истину…», а потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом. По просьбе послушника инок записал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, стал невидим. Чудотворная икона, пред которой была воспета молитва, с тех пор стала называться «Достойно есть». Её с почётом перенесли в соборный храм Кареи, где она пребывает и доныне.

Священное Писание

Рим., 83 зач., II, 28 — III, 18

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Глава 3.

1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?

2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.

3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.

5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению). 6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?

7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?

8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, 10как написано: нет праведного ни одного; 11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.

14 Уста их полны злословия и горечи.

15 Ноги их быстры на пролитие крови; 16 разрушение и пагуба на путях их; 17 они не знают пути мира.

18 Нет страха Божия перед глазами их.

Мф., 19 зач., VI, 31-34; VII, 9-11

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Глава 7

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Варнавы

глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/ Егоже ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:/ молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостола Варнавы

глас 3

Господень был еси всеистинный служитель,/ апостолов же явился еси седмидесятих первый,/ озарил еси и с Павлом проповедь твою,/ всем возвещаяй Христа Спаса,/ сего ради песнопении// Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси велие солнце Церкви,/ учений сиянием/ и чудесы страшными/ просвещая поющия тя, Варфоломее,// Господень апостоле.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 2, 28-3, 18; Мф. 6, 31-34; 7, 9-11

«Не заботьтесь». Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Забота такая — болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами. Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем почивать думает, как на прочной основе. Любоимание связало его, и он только и думает, чтоб побольше забрать в свои руки. Мамон этот стал ему вместо Бога. А ты трудиться — трудись, а заботою злою себя не томи. Жди успеха всякого от Бога и в Его руки предай участь свою. Все добываемое принимай, как дар от руки Господа, и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедродательности. Знай, что одна минута — и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Итак, не заботьтесь!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Такова история Церкви: никогда великие и добрые свершения, направленные на укрепление веры и благочестия в народе, не совершались с легкостью. Потому что незримая битва, незримое сражение, которое проходит по человеческому сердцу, как говорил замечательный наш писатель Достоевский, отображается и в общественных отношениях, и нередко бывает, что начинания, направленные на укрепление веры в нашем народе, встречают непонимание, а то и прямое сопротивление. Но этого не надо страшиться, ведь все так и должно быть. Дело Божие силой совершается, Царствие Небесное силой берется (Мф. 11, 12), и невозможно совершить по-настоящему доброе дело, особенно в значительных масштабах, без сопротивления извне или изнутри.

Теги:
Апостол Варнава
апостол Нафанаил
икона Божией Матери «Достойно есть»
православный календарь

Все публикации