Церковный календарь

3 июня. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 июня. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Понедельник 6-й седмицы по Пасхе
Поста нет. 21 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Владимирской иконы Божией Матери. Равноапостольных царя Константина Великого (337) и матери его, святой царицы Елены (327). Благоверных князей Константина (1129) и чад его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634). Икон Божией Матери: «Умягчение злых сердец», «Нерушимая стена».

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя из чудотворных икон Древней Руси, относимая к «письму евангелиста Луки». В её истории тесно связаны церковные и государственные события. 3 июня вспоминается избавление Москвы от разорения крымскими татарами, что летописцы осмыслили как «новейшее чудо Богоматери». Когда татары подошли к Москве, блаженному Василию было видение, что Божия Матерь сошла со Своего места в Успенском соборе и вместе с московскими святыми собирается покинуть город, сам же храм наполняется огнём. В то же время слепая инокиня и некая отроковица увидели, как преподобный Сергий и преподобный Варлаам Хутынский на коленях умоляют «световидный собор» святых остаться. После молебна святых перед Владимирской иконой они возвратились с ней в Кремль. В тот же день татар отбросили от города.

Равноапостольные цари Константин и Елена

Придя в 323-м году к власти, Константин стал распространять и поддерживать христианство в Римской империи. В этом святом деле ему помогала его мать – царица Елена. Когда Константин решил построить храмы на священных местах Святой Земли и найти Крест Господень, царица с радостью взялась за это. Часть Креста, а также гвозди и шипы тернового венца  она привезла в Рим. А на месте страданий, захоронения и воскресения Иисуса Христа начала строительство храма, который до сих пор является главной святыней в Иерусалиме. За заслуги и усердие в деле распространения христианской веры Церковь стала называть императора Константина и царицу Елену равноапостольными.

Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор

Константин был потомком равноапостольного князя Владимира. Он получил в удел город Муром, жители которого в то время оставались язычниками. Они с оружием в руках сопротивлялись принятию Крещения и не пускали нового князя в город. Желая показать муромцам свое стремление к миру, он отправил к ним в качестве посланника своего сына, отрока Михаила, но язычники убили его. Взойдя, тем не менее, на княжеский престол, Константин не стал относиться к горожанам, как к врагам, но думал, прежде всего, об их просвещении Евангельской истиной, в этом ему помогал сын Феодор. Однажды язычники, недовольные строительством в Муроме храмов, окружили терем, угрожая князю смертью, но он смиренно вышел к ним с иконой Богородицы, чем изменил их настроение и остановил бунт. Когда Константин умер, горожане оплакивали его, как отца.

Преподобный Кассиан Грек

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, был из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе и поселился в Ферапонтовом монастыре. К монашеской жизни он пришел после того, как в ночном видении увидел преподобного Мартиниана, который побудил его принять постриг. Спустя некоторое время Кассиан оставил монастырь и близ города Углича, при слиянии Волги и Учмы, учредил обитель в честь Успения Божией Матери. Скончался угодник Божий в глубокой старости. Из Угличской летописи мы знаем о многих чудесах, произошедших по молитвам этого праведника.

Священное Писание

Деян., 39 зач., XVII, 1-15

1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.

2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, 3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.

4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.

5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.

6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, 7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.

8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.

9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.

10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.

12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.

13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.

14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.

15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.

Ин., 40 зач., XI, 47-57

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его.

54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.

56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?

57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Молитвословия

Тропарь равноапостольных царя Константина и царицы Елены

глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57

«Что нам делать? Этот Человек много чудес творит». Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: «лучше, чтобы один человек умер», а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Каким должен быть ответ христианина на оскорбление? Удивительно! Если человек остается спокойным, если у него не вырабатывается активная встречная реакция, то оскорбление сходит на нет. Ведь цель оскорбления заключается в том, чтобы нанести удар по человеку, разрушить его внутренний мир, спутать мысли, толкнуть на неправильные дела. А если, по слову Златоустого святителя, мы не воспламеняемся, то цель обидчика не достигнута. У святителя Иоанна Златоуста есть даже небольшое повествование о том, как действуют оскорбления на человека. Он сравнивает людей, наносящих оскорбление, с теми, кто осаждает крепость или город. Чтобы захватить крепость, нужно не только стрелять из пушек или атаковать стены – нужно посеять смуту среди обороняющихся. И если смута посеяна, то сила обороняющихся ослабляется, и у тех, кто нападает на город или крепость, появляется возможность одержать победу.

Теги:
Владимирская икона Божией Матери
равноапостольные Константин и Елена
преподобный Кассиан Грек
православный календарь

Все публикации