Церковный календарь

3 июня. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 июня. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

7-я седмица по Пасхе.
День постный, разрешается рыба. 21 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обретение мощей блаженного Андрея Симбирского (1998).

Преподобного Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Преподобного Додо Гареджийского (623) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из чудотворных икон Древней Руси, относимая к «письму евангелиста Луки». В её истории тесно связаны церковные и государственные события. 3 июня вспоминается избавление Москвы от разорения крымскими татарами, что летописцы осмыслили как «новейшее чудо Богоматери». Когда татары подошли к Москве, блаженному Василию было видение, что Божия Матерь сошла со Своего места в Успенском соборе и вместе с московскими святыми собирается покинуть город, сам же храм наполняется огнём. В то же время слепая инокиня и некая отроковица увидели, как преподобный Сергий и преподобный Варлаам Хутынский на коленях умоляют «световидный собор» святых остаться. После молебна святых перед Владимирской иконой они возвратились с ней в Кремль. В тот же день татар отбросили от города.

Равноапостольные цари Константин и Елена

Придя в 323-м году к власти, Константин стал распространять и поддерживать христианство в Римской империи. В этом святом деле ему помогала его мать — царица Елена. Когда Константин решил построить храмы на священных местах Святой Земли и найти Крест Господень, царица с радостью взялась за это. Часть Креста, а также гвозди и шипы тернового венца  она привезла в Рим. А на месте страданий, захоронения и воскресения Иисуса Христа начала строительство храма, который до сих пор является главной святыней в Иерусалиме. За заслуги и усердие в деле распространения христианской веры Церковь стала называть императора Константина и царицу Елену равноапостольными.

Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор

Константин был потомком равноапостольного князя Владимира. Он получил в удел город Муром, жители которого в то время оставались язычниками. Они с оружием в руках сопротивлялись принятию Крещения и не пускали нового князя в город. Желая показать муромцам свое стремление к миру, он отправил к ним в качестве посланника своего сына, отрока Михаила, но язычники убили его. Взойдя, тем не менее, на княжеский престол, Константин не стал относиться к горожанам, как к врагам, но думал, прежде всего, об их просвещении Евангельской истиной, в этом ему помогал сын Феодор. Однажды язычники, недовольные строительством в Муроме храмов, окружили терем, угрожая князю смертью, но он смиренно вышел к ним с иконой Богородицы, чем изменил их настроение и остановил бунт. Когда Константин умер, горожане оплакивали его, как отца.

Преподобный Кассиан Грек

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, был из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе и поселился в Ферапонтовом монастыре. К монашеской жизни он пришел после того, как в ночном видении увидел преподобного Мартиниана, который побудил его принять постриг. Спустя некоторое время Кассиан оставил монастырь и близ города Углича, при слиянии Волги и Учмы, учредил обитель в честь Успения Божией Матери. Скончался угодник Божий в глубокой старости. Из Угличской летописи мы знаем о многих чудесах, произошедших по молитвам этого праведника.

Священное Писание

Деян., 47 зач., XXIII, 1-11

1 Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.

2 Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

3 Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.

4 Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?

5 Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь.

6 Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят.

7 Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось.

8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.

9 Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу.

10 Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.

11 В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

Ин., 54 зач., XVI, 15-23

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

17 Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

18 Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит.

19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; 23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 23, 1-11; Ин. 16, 15-23

Господь говорит святым апостолам перед страданиями: «вскоре не увидите Меня. и опять вскоре увидите Меня». Страдания Господа и смерть так поразили св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа, как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет воскресения Христова, — и они опять узрели Господа. Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете», говорил Он, «и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно необходимо так, как необходимо жене помучиться перед тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир. Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Владимирский образ стал образом града Москвы. Сегодня по милости Божией есть возможность прикасаться к этому образу и молиться перед ним, и знаем, что благочестивые москвичи молятся пред ним покровителям Руси и покровителям нашего града. И покуда будет сохраняться вера наша в Господа и Спасителя, покуда мы будем точно знать, что обращение к Нему, к Его Пречистой Матери — не пустой звук, не самовнушение, не фантазия, а реальная сила, которая нас соединяет с Богом, реальный канал связи человека с Царствием Божиим, покуда мы будем все это знать и сознавать, Господь будет слышать наши молитвы и отвечать на них. Собственно говоря, на чем основывается наша вера? Она основывается именно на этом опыте обратной связи с Небом, обратной связи с Божественным Царством. Именно через эту связь мы и соприкасаемся с Господом, с Его святыми угодниками, с Его Пречистой Матерью.

Свойство Божие — всеблаженство

Всеблаженство Божие выражается в совершенном отсутствии у Бога какой-либо внутренней неудовлетворенности, в вечном и неизменном наслаждении Бога вечно присущими Ему Его естественными совершенствами. Всеблаженство Божие нельзя осмысливать как форму самодовольства, характеризуемую равнодушием к сотворенному миру. Бог любит Свое Творение, промышляет и заботится о нём: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Если человек ищет истинного, вечного счастья, то найти его он может только в Боге.

Молитвословия

Тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

глас 4

Ветхаго Рима имея воспитание,/ державу отечества своего, град Мангупский, оставль,/ и нивочтоже вменил еси княжение/ и славу маловременную суетнаго века Христа ради,/ и паче земнаго богатства избра богатство себе Небесное и славу вечную/ возвысив ум свой к Богу,/ и житие свое со Ангелы вожделел еси восприяти,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ и Богоспасаемаго Углеча града достигл еси,/ и близ в пределех области его, над Волгою рекою, в пустыню вселився,/ и обитель преславну в честь Божия Матере воздвигл еси,/ и в ней тело свое предложив, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Кассиане,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

глас 8

Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане.

Тропарь равноапостольных царя Константина и царицы Елены

глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены

глас 3

Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора

глас 4

Константин днесь весело ликовствует,/ предстоя престолу Святыя Троицы,/ видя отечествие свое, мастию духовною сияющее;/ емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его,/ и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора

глас 8

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе/ отечество его, хваляся, вопиет,/ имеющее его начальника и заступника,/ яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския./ Сего ради вопием ему сице:/ радуйся, княже Константине преблаженне.

Молитва святым благоверным князьям Константину и чадам его: Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам

О храбрый воине и избранный воеводо небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли, благовернаго князя Михаила послушнаго тебе до смерти и кровь свою пролиявшаго за град сей и яко незлобиваго агнца заколена бывша (тщашеся бо тьмы душ обратити ко Господу спасаемых), и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию, и живущия и труждающияся в ней, соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим, и к раце мощей ваших с верою прибегающим, безбеднии правителие будите: злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение, молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси, прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наша заступники, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Владимирская икона Божией Матери
равноапостольные Константин и Елена
преподобный Кассиан Грек
православный календарь

Все публикации