Церковный календарь

29 мая. Память преподобного Феодора Освященного, игумена

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 мая. Память преподобного Феодора Освященного, игумена

4-я седмица по Пасхе
Поста нет. 16 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прпеподобного Ефрема Перекомского, Новгородского, чудотворца (1545).

Преподобных Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блаженной отроковицы Музы (V). Преподобных отцов, в Лавре святого Саввы избиенных (614). Святителя Георгия II, епископа Митиленского (IX). Мученика Вукашина (1943) (Серб.).

Преподобный Феодор Освященный

Преподобный Феодор был ближайшим учеником преподобного Пахомия Великого. Он получил прозвание «Освященный», потому что первым из монашествующих Тавеннисской обители был рукоположен в сан пресвитера. Происходя из богатой египетской семьи, преподобный Феодор в четырнадцать лет тайно ушёл из дома, чтобы подвизаться под руководством преподобного Пахомия. Достигнув обители, он с любовью был принят преподобным Пахомием, который получил уведомление от Бога о приходе юного подвижника. Святой Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно в полном послушании своему наставнику и любви к братии. Видя преуспевание своего ученика, преподобный Пахомий поставил его строителем Тавеннисского монастыря, а после смерти великого аввы Пахомия святой Феодор стал во главе всех фиваидских обителей.

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Епископ Александр — ученик великого учителя Церкви и писателя Климента Александрийского. Во времена гонений императора Септимия Севера, будучи епископом Флавии Каппадокийской, святитель Александр три года томился в темнице. После освобождения отправился в паломничество в Иерусалим, где был встречен народом и пустынниками, извещенными свыше о его прибытии. По небесному откровению, в 212 году епископа Александра избрали соправителем престарелого Патриарха Наркисса. Это крайне редкий случай в практике древней Церкви. Александр 38 лет мудро управлял Иерусалимской Церковью, много потрудившись в христианском просвещении. Он собрал большую библиотеку из книг Священного Писания и творений христианских писателей. Во времена гонений императора Декия на суде твердо исповедал Христа, был брошен в темницу, где и скончался.

Священное Писание

Деян., 29 зач., XII, 1-11

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — 4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Ин., 31 зач., VIII, 31-42

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 12, 1-11; Ин. 8, 31-42

Сказал Господь:  «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, люди никогда бы не стали грешить, если бы видели подлинное лицо греха. Мы бы все содрогались от ужаса. Это лицо греха являлось некоторым святым, подвижникам, потому что они были сильны, потому что они были способны увидеть это лицо и не сойти с ума, не погибнуть; и они говорят, что лицо это ужасно. Но если показать хотя бы часть этого страшного лица людям, то кто бы совершал грех? Кто бы впадал в гордыню, кто бы исходил злобой, кто бы говорил ложь? Грех есть болезнь, так об этом говорят все святые отцы, писавшие на тему греха. Грех – это отклонение от нормы, это ненормальность, это действительно болезнь, болезнь духовная, которая нередко перетекает и в болезнь физическую.

Архимандрит Парфений (Мурелатос): «Когда молитесь закройтесь в сердце своем»

Христос говорит в отношении молитвы: «Спешите молиться! Бодрствуйте и молитесь! Ибо не знаете времени и часа, когда Сын Человеческий придет». Вечером, утром или в полночь? В другом месте Господь говорит: «Когда молитесь — закройтесь в сердце своем». Внутри себя. А все остальное должно остаться снаружи. Потому что демон, искушая людей, не дает им возможности молиться. Старается. Мы можем в течение дня делать все, что угодно: ходить, заниматься делами, читать, играть… И он нас оставляет — делайте, что хотите. И как только мы берем в руки четки: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» — будет звонить телефон, в дверь кто-то постучит, в окна кто-то начнет стучать. Кто-то будет в потолок стучать. Разные мысли в голову придут. И бес не дает людям помолиться. По возможности человек должен с самого юного возраста учиться молиться. Потому что молитва — это то звено, которое объединяет человека с Богом.

Свойство Божие — святость

Святость Божья проявляется в том, что Бог Сам в Себе чужд какой-либо греховности, действует исключительно на основании побуждений к добру, одобряет в разумно-свободных творениях то, что в них согласно с Его нравственным законом, и ненавидит беззаконие, зло. В строгом значении слова свят только Господь. Когда мы говорим о святости Божьих святых, мы подразумеваем их нравственное совершенство, нравственную чистоту, особую близость Богу (особую духовно-благодатную связь с Богом). Святые святы по благодатной причастности Тому, Кто свят по естеству.

Добродетель кротости

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим... (Мф.11:28-29).

По словам преподобного Иоанна Лествичника, добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодора Освященного

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Феодоре:/ постом, бдением, молитвою небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Феодора Освященного

глас 2

В дому Божии, яко финикс, процвел еси,/ плоды же добродетелей Господеви принесл пощением изрядным,/ отче преподобне,/ темже и ублажаешися,// яко Безплотных равностоятелен.

Тропарь преподобного Ефрема Перекомского

глас 4

От юности твоей весь Богови поработился еси, блаженне,/ и Того ради любве отечество и род оставил еси,/ в пустыню вселився,/ в нейже жестокое житие показав,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Ефреме преподобне./ Моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Ефрема Перекомского

глас 8

Ангельскому житию поревновав, преподобне,/ вся земная оставив, ко Христу притекл еси/ и, Того заповедьми ограждся,/ явился еси столп непоколебим от вражиих нападаний./ Тем зовем ти:/ радуйся, Ефреме, светило пресветлое.

 

Теги:
Преподобный Феодор Освященный
священномученик Александр Иерусалимский
православный календарь

Все публикации