Церковный календарь

27 мая. Память блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 мая. Память блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца

5-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 14 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Исидора (251). Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474).

Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XII). Мученика Максима (ок. 250). Преподобного Серапиона Синдонита (V). Святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175).

Священномученика Петра Рождествина пресвитера (1939).

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый

Блаженный Исидор происходил из знатной католической семьи. В юности он перешёл в Православие и принял на себя подвиг юродства. Святого прозвали Твердисловом, потому что его предсказания всегда сбывались. Так, на свадьбе князя Саввы Оболенского он предрёк жениху архиерейский сан. После кончины святого, которая сопровождалась дивным благоуханием, на его могиле в 1474 году была сооружена церковь. Вскоре была составлена особая служба праведнику — одно из первых гимнографических творений Московского царства. Автор службы святому Исидору неизвестен. Её текст во многом совпадает с более ранней службой святому блаженному Прокопию Устюжскому: в частности, дословно повторяются стихиры «на хвалитех». Схожи и каноны обоим блаженным, которые написаны по образцу канона праведному Евдокиму Каппадокиянину.

Мученик Исидор Хиосский

Святой жил на острове Хиос. Рослый, могучего телосложения, он был подневольно взят в римскую армию. Будучи христианином, Исидор вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен. Сотник донес военачальнику, что Исидор христианин. На допросе перед ним Исидор твердо исповедал веру в Христа Спасителя, отказался принести жертву идолам, за что был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога. Начальник велел отрезать святому язык, но и после этого тот продолжал внятно прославлять Христа, отчего мучитель сам потерял дар речи и в ужасе даже упал на землю. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ — отсечь голову святому Исидору. Святой с радостью встретил свой смертный приговор и сказал: «Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!»

Ярославо-Печерская икона Божией Матери

Ярославская (Печерская) икона Божией Матери прославилась в конце XIX века. Жительница Ярославля мещанка Александра Дмитриевна Добычкина 17 лет страдала от боли во всех суставах и сильной душевной тоски. Больная усердно молилась Божией Матери, прося у Неё исцеления. В 1823 году во сне она увидела храм с изображением Богоматери и услышала голос, повелевающий ей отыскать это изображение, чтобы получить исцеление. Александра выполнила указание таинственного голоса и отправилась на поиски. Войдя храм в честь Происхождения Честны́х Древ Креста Господня, находившийся в архиерейском доме, больная увидела написанное на стене изображение Киево-Печерской Богоматери и узнала в нём явившуюся ей во сне икону. У Александры начались сильные судороги, после которых наступило сначала облегчение, а затем и полное исцеление. С того времени от этого образа стали совершаться многочисленные исцеления. В годы гонений на Церковь чудотворное изображение было уничтожено — сколото руками безбожников.

Священное Писание

Деян., 36 зач., XV, 5-34

5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.

6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

15 И с сим согласны слова пророков, как написано: 16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, 17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.

18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, 25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, 26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".

30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.

32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.

33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.

34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.) 35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

Ин., 37 зач., X, 17-28

17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

19 От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?

21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?

22 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.

23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.

25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.

26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 15, 5-34; Ин. 10, 17-28

«Вы не верите, ибо вы не из овец Моих», говорит Господь неверовавшим иудеям. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною». Неверующие не от стада Христова. Тогда неверующие были такие, которые еще не входили в стадо, а теперь между нами неверующие все те, которые отпали от веры или отстали от стада Христова. Господь - пастырь: все Его овцы по Нем идут, следуя Его учению и исполняя Его святые заповеди. Грешники - это овцы больные и слабые, но все же плетущиеся тут же вместе со стадом. А веру потерявшие - это те, которые совсем отстали, и брошены на съедение зверям. Вот они-то настоящие отсталые. Они не из стада Христова и голоса Его не слушают; и Он не знает их, не знает потому, что они не дают знать о себе, как дала знать кровоточивая. И на суде сказано им будет: не знаю вас, отойдите.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

И сегодня ереси не просто существуют – они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник – не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе лежит человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Достаточно вспомнить Ария. Чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос – не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными… Ересь – это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.

Свойство Божие — благость

Благость Божья выражается в том, что Бог Сам в Себе есть высочайшее Добро, всегда желает Себе и всем Своим творениям только Добра, готов подавать и действительно подаёт им столько благ, сколько они могут воспринять по своему естеству и состоянию. Благость Божья проявляется также и в Божьих карах, наказаниях грешников, ибо, наказывая, Бог исходит из целей нравственной пользы. Даже ад существует по Благости Божьей, как место для тех, кто не желает и уже не способен жить в единстве с Богом, по воле Бога.

Добродетельность Христа. Что такое христианская добродетель?

Христианские добродетели — такие духовно-нравственные совершенства, формируя и приумножая в себе которые человек уподобляется Своему Творцу.

Понятие «христианская добродетель» следует отличать от понятия «добродетель» в сугубо мирском, светском значении этого слова. В первом случае критерием для определения «добродетели» является слово Божье, тогда как во втором — общепринятые в том или ином социуме морально-этические нормы «добра» (опять же, понимаемого в светском значении слова).

Для неверующего человека слово «добродетельность» может восприниматься как синоним «человечности», «порядочности». В этом случае, что само собою ясно, «добродетельность» не подразумевает обязательного послушания и угождения Богу, в то время как «христианская добродетельность» немыслима без веры и опоры на Бога. Согласно христианскому пониманию, человек, отвергающий бытие Божье, отвергает и свое высшее предназначение, следует не по пути к Добру, а в ином направлении, и не может считаться добродетельным.

В самом же строгом значении термина «добродетельный», добродетельным человеком можно назвать лишь Господа Иисуса Христа, согласно известному исповеданию: «Ты еси́ еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́».

Молитвословия

Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивого

глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивого

глас 8

Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.

Молитва блаженному Исидору, Христа ради юродивому

О, преблаженный и великий угодниче Христов, святый праведный Исидоре! Восхваляя равноангельское житие твое и преславные от честных мощей твоих истекающие чудеса прославляя, ко святому гробу твоему припадаю смиренно и во умилении зову: Радуйся, пресветлая звездо, от запада притекшая и на восток просиявшая; Радуйся, отринувый неправоверие, уставы же православия до конца соблюдый; Радуйся, бывый яко буй пред очима мира греховнаго, Божией же премудрости некрадомое сокровище стяжавый; Радуйся, суетное и тленное поправый, да восприимеши венец нетленен; Радуйся, терпением древнему Иову уподобивыйся; Радуйся, воине Христов непобедимый, доблестно диавола победивый и все стрелы лукавого разженныя угасивый; Радуйся, многие и дивные цельбы от святого гроба твоего источающий; Радуйся, смиренномудрием богатеющий и чистоты сосуд избранный явивыйся; Радуйся, с верою призывающим тя скорый помощниче и заступниче; Радуйся, яко течение добре скончал еси и веру непорочно соблюл еси, и врагов бесплотных терпением твоим попрал еси, и мирские суетства препобедил еси. Сего ради и святая твоя чистая душа на небеса востече радующися, праведных же лицы сретоша тя веселящеся и небесные селения светло восприяша; блаженное же и честное тело твое на земли пребывает нетленно, верным исцеление подавая. Тем же молим тя, богомудре Исидоре, да ходатайствуеши о нас у Христа Бога, еже пребыти граду сему непоколебиму и безмятежну, правоверному же императору нашему Николаю Александровичу на супостаты победу и одоление даровати и всем православным христианам здравие и благое поспешение подати, да сподобимся вси милости и благодати Господа нашего Иисуса Христа, ему же подобает слава и держава, купно со безначальным отцем и с пресвятым и благим и животворящим его духом ныне и присно и во веки веков.

Теги:
Блаженный Исидор Ростовский
мученик Исидор Хиосский
православный календарь

Все публикации