Церковный календарь

26 мая. Память преподобного Евфимия Иверского, Святогорца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 мая. Память преподобного Евфимия Иверского, Святогорца

5-я седмица по Пасхе
Поста нет. 13 мая по ст. ст..

В этот день совершается память: 

Мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного (ок. 177).

Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского, чудотворца (1688). Мученика Александра Римского (284–305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (606). Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (IX). Преподобного Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.).

Священномучеников Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, преподобномученика Макария Телегина и мученика Сергия Тихомирова (1922); мучеников Черкасских (XX).

Преподобный Евфимий Иверский, Святогорец

Евфимий был сыном преподобного Иоанна Иверского. В числе детей грузинских вельмож он был отправлен заложником в Константинополь, но с позволения императора отец забрал отрока с собой на Афон. Евфимий превосходно разбирался в византийской и античной литературе, в совершенстве овладел греческим языком, но стал забывать родной. Однажды заболевшему Евфимию явилась Богородица и исцелила юношу, повелев: «Встань и хорошо говори по-грузински». Узнав об этом, Иоанн благословил сына заняться переводом святоотеческих книг. Сохранилось 160 переведенных им сочинений. В старости Иоанн передал Евфимию управление Иверским монастырем. Начатое им дело перевода продолжил преподобный Георгий Иверский. К его словам прислушивалась царица Грузии, а своими трудами он способствовал возвышению нравов и просвещению своего народа.

Священное Писание

Деян., 35 зач., XIV, 20-27

20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.

27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Ин., 35 зач., IX, 39 — X, 9

39И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Глава 10.

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 14, 20-27; Ин. 9, 39-10, 9

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Не видящие - это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу; а видящие - это тогдашние книжники, ученые, которые по гордости ума и сами не веровали, и народу возбраняли. Умники наши себя считают зрячими, и, потому что считают себя такими, чуждаются веры в Господа, которой крепко держатся простые сердцем и умом. И стало быть, по истине-то Господней слепы они, а народ видит. Они точь в точь как те птицы, которые ночью видят, а днем не видят. Истина Христова им темна, а противное этой истине - ложь, им кажется ясною; тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: «неужели и мы слепы?» Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и невидения света на вас лежит. Можете видеть, да не хотите, полюбивши обманчивую, но прелестную ложь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Спасение во Христе нужно понимать не как магическое действие, автоматически спасающее человека вне каких-либо усилий с его стороны, но как открытую дверь, за которой — путь, ведущий к полноте жизни, к Царствию Небесному. Дверь в преграде между Небом и землей, Богом и человеком открыта для каждого через рождение, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа. И вот что жизненно важно: эта открытая дверь предназначена не только для тех, кто ею воспользовался и идет по пути спасения, но и для тех, кто еще блуждает во мраке и не знает пути. Ибо эта дверь никогда и ни перед кем не закроется, но будет открыта до скончания века, даруя надежду всем, кто, казалось бы, совсем потерял ее. И в самой этой надежде — спасение. Как и говорит о том апостол: ...Мы спасены в надежде (Рим. 8, 24).

О богослужебной книге «Апостол»

Богослужебную книгу, содержащую тексты Деяний апостолов и апостольских Посланий, принято называть «Апостолом». Как и богослужебное Евангелие, богослужебный Апостол разделён на зачала (законченные по смыслу фрагменты текста). Известно два типа служебных Апостолов: Апостол-лекционарий и Апостол с непрерывным текстом. Апостол-лекционарий (по-гречески «апракос») состоит из зачал, расположенных по дням церковного года. Перед каждым зачалом дана краткая вводная фраза, указывающая, к кому обращён текст (например, «Братие…» или «Возлюблении» — для Посланий апостола Иоанна Богослова), а также прокимны и аллилуарии. Апостол-лекционарий используется в современной Греческой Церкви. В славянских странах используют, как правило, служебный Апостол с непрерывным текстом, когда тексты Деяний и Посланий идут полностью и в традиционном порядке: Деяния, Соборные послания, Послания апостола Павла. Служебный Апостол имеет лекционарный аппарат: богослужебную разметку текста, вводные фразы, таблицу с указателем чтений.

Свойство Божие — любовь

Любовь — это такое Божественное свойство, соответственно которому Он живет Сам в Себе и действует вовне. Внутренне оно проявляется в том, что Божественные Ипостаси — Отец, и Сын, и Святой Дух — неизменно пребывают в состоянии всесовершенной любви как в отношении Себя Самих, так и Друг по отношению к Другу. Внешне любовь Божья обнаруживается в том, что Бог любит Свои творения, низводит на них благость, способствует проявлению любви в тех из них, которые наделены способностью любить. Любовь не просто качество, а образ личного бытия Бога. Бог есть Любовь (1Ин.4:16) не просто потому, что Он любит человека, в противном случае до нашего творения Бог бы не являлся Любовью. Отец, Сын и Святой Дух — это единство в любви. Любовь — это согласие и полное единение всех Лиц Святой Троицы.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Молитва преподобномученику Макарию, архимандриту Каневского

О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства, и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь мученицы Гликерии девы

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Гликерия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Гликерии девы

глас 3

Деву любящи и Богородицу Марию,/ соблюла еси нетленно твое девство,/ любовию же ко Господу усердствовавши,/ пострадала еси мужемудренно даже до смерти./ Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.

Теги:
преподобный Евфимий Иверский
православный календарь

Все публикации