Церковный календарь

10 мая. Память апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 мая. Память апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня

2-я седмица по Пасхе

В этот день совершается память: Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня (107). Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1094). Праведного Евлогия Странноприимца (IV). Прославление священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1999).

Апостол от 70-ти Симеон Иерусалимский

Симеон приходился сродником Господу, будучи сыном Клеопы, младшего брата Иосифа Обручника, супруга Девы Марии, хранившего Ее в чистоте. Уже в зрелом возрасте он, видя дела Спасителя, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова (память 5 ноября по н.с.), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали Симеона. В правление императора Траяна римскому правителю Иудеи донесли, что Симеон происходит из рода царя Давида – а римляне задались целью уничтожить всех потомков великого царя – и к тому же исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем, и после долгих мучений распяли на кресте, как и Спасителя.

Преподобный Стефан, игумен Печерский

Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро Волынский, с юных лет подвизался в Киево-Печерской Лавре под руководством преподобного Феодосия и был его любимым учеником. Перед своей кончиной в 1074 году преподобный Феодосий по просьбе братии монастыря вручил управление обителью преподобному Стефану. Но через несколько лет иноки изменили своё отношение к новому игумену: в 1078 году они низложили его и изгнали из монастыря. Преподобный кротко и незлобиво воспринял своё изгнание – недалеко от родной обители, в Клове, он основал новый монастырь в честь Пресвятой Богородицы (в память положения Её ризы во Влахерне). В 1091 году святой Стефан был поставлен епископом ВладимираВолынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Священное Писание

Деян., 13 зач., V, 1-11

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, 2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.

7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.

8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.

9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.

10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.

11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.

Ин., 17 зач., V, 30 - VI, 2

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

41 Не принимаю славы от человеков, 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Глава 6

1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Молитвословия

Тропарь апостола Симеона

глас 1

Христова тя сродника, Симеоне священноначальниче,/ и мученика тверда священно восхваляем,/ прелесть потребившаго/ и веру соблюдшаго./ Темже, днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак апостола Симеона

глас 4

Яко звезду превелию,/ Церковь, имущи днесь богоглаголиваго Симеона,/ световодится, зовущи:/ радуйся, мучеников// честный венче.

Тропарь преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского

глас 8

Учению пов инуяся Богоноснаго Феодосия,/ поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду, еже добре пасый,/ церковь Богородицы,/ волею Тоя основанную чудне,/ совершил еси благолепно,/ приснопамятне Стефане,/в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 5, 1-11; Ин. 5, 30-6, 2

Отчего так согрешили Анания и Сапфира? Оттого что забыли, что Бог видит их дела и помышления. Если бы содержали они в мысли, что Бог все видит и вне и внутрь, яснее чем все люди и даже они сами, не пришло бы им и в голову так покривить душою перед Апостолами. Оттого же происходят и наши все грехи и грешные замыслы. Ухитряемся все прикрыть от взоров человеческих, и думаем, что все ничего. Люди точно не видят ничего и отдают нам цену, как исправным; но это не изменяет нашей существенной ничтожности. Ведая это, тверди всяк себе: почто сатана исполняет мое сердце лгать в лицо Богу? Очи Его светлее солнца видят в сокровенных тайниках сердца; ни ночь, ни море, ни подземелье не укрывают от Него. Помни это, и потому устраивай свое внутреннее и внешнее, хоть и невидное, поведение. Если бы Всевидящий был чужд для нас, - можно бы еще равнодушно относиться к Его всеведению; а то Он же и Судия, и суд Свой, в силу всеведения, произносит нередко прежде, чем чаем. Может быть, там у Него уже положено тотчас произнести суд и над нами, когда только мы еще думаем укрыться с своими грехами в темной лжи: «Не видит Бог!».

О служении без антиминсов в годы гонений на Церковь

В годы гонений на Церковь многие храмы закрывались, священники подвергались репрессиям, и им редко удавалось сохранить антиминсы, взятые из разорённых храмов. Чтобы не лишать репрессированных пастырей возможности совершать литургию, многие епископы разрешили выдавать антиминсы на руки, а некоторые специально освящали антиминсы для служения литургии в ссылке или в заключении. Но там их было очень сложно сохранить, так как все богослужебные принадлежности отыскивались и отбирались. В этих условиях некоторые священники по благословению своих епископов служили литургию без антиминсов. Архимандрит Таврион (Батозский) рассказывал о богослужении в лагере: «Как служили без антиминса, без престола? Один священник ложился, а остальные служили у него на груди. Вместо просфоры – хлеб. Господь на Тайной Вечере сказал, что хлеб пресуществляется в Его Тело. А вместо вина – вода. В Кане Галилейской Господь претворил воду в вино. И мы все причащались. Были радостны и веселы! С Богом нигде нет потерь!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Благодарю послевоенное поколение духовенства, к которому и сам принадлежу. <…> Желаю вам, дорогие отцы, сохранить здоровье, крепость сил и помочь новому поколению, которому незнакомы трудности, через которые мы проходили, осознать, сколь милостив Господь, какова сила Божественного промышления. В одночасье Бог изменил все, что происходило в нашей стране, практически без всяких человеческих усилий. Иногда мы ропщем на обстоятельства нашей жизни, нам кажется, что к нам несправедливы, что нас обижают; нам кажется, что мы живем в очень трудное время. Но нужно всегда помнить, что Господь есть Господин истории, Он ведет род человеческий, и это так очевидно на примере нашей страны. Поэтому не может не быть возрождения веры в нашем Отечестве – после того, что мы пережили, после того, что мы выстрадали, после того, как действительно в одночасье Бог явил нам новые возможности и новую жизнь.

Теги:
апостол от 70-ти Симеон
Святитель Стефан Печерский
православный календарь

Все публикации