Церковный календарь

9 мая. Поминовение усопших воинов. Память святителя Стефана, епископа Пермского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 мая. Поминовение усопших воинов. Память святителя Стефана, епископа Пермского

2-я седмица по Пасхе

В этот день совершается память: Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322). Святителя Стефана, епископа Пермского (Великопермского) (1396). Праведной Глафиры девы (322). Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.).

Святитель Стефан, епископ Пермский

Просвещение Перми начал в 1379 году святой Стефан Пермский. Для успеха своей миссии он выучил язык зырян, создал для них алфавит и перевёл Священное Писание и богослужебные книги. Свою проповедь святитель начал у реки Виледи, где совершил первые массовые крещения. В главном поселении зырян Усть-Выми святой построил первый православный храм. Готовя себе помощников из местного населения, он создал школу для мальчиков-зырян, где учил их грамоте и основам богослужения. Преодолевая сопротивление местных шаманов, святитель обходил с проповедью Пермский край, разрушая кумирни и крестя новоообращённых. В 1383 году он принял сан епископа, с кафедрой в Усть-Выме, и стал рукополагать священников-зырян. До своей блаженной кончины в 1396 году святитель продолжал миссию в Пермской епархии, строил храмы и часовни.

Поминовение павших воинов

Ни одна страна не погребла стольких воинов, сколько — Россия. Воином был первый русский святой, благоверный князь Борис, отказавшийся воевать с братом за власть и тем давший пример истинной воинской чести. Воинами были монахи Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя), которых Сергий Радонежский благословил защищать Русь в Куликовской битве. И в самой страшной войне, которую вела Россия, в то время отринувшая Бога, честно сражались тысячи верующих и тысячи обратились в веру. Яркий пример — письмо солдата Самохвалова (имя неизвестно) с Курской дуги. И пусть он, учившийся в безбожной школе, еще писал святое слово с маленькой буквы, но сказал главное: «Мама, просите у бога, чтобы я остался жив… Мама, всю правду я вам говорю, когда был дома, не признавал никогда бога, вспоминаю его на дню 40 раз…»

— Литургия святителя Иоанна Златоуста. После литургии совершается благодарственный молебен и лития.

Священное Писание

Деян., 12 зач., IV, 23-31

23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.

24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!

25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?

26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, 28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, 30тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.

Ин., 16 зач., V, 24-30

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Молитвословия

Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского

глас 4

Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 4

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 8

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 23-31; Ин. 5, 24-30

«И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Вот чем все кончится! Как реки текут каждая в свое море, так течение жизней наших приспеет, наконец, каждое в место по характеру своему. И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие — дела мертвые и мертвящие. Живые дела те, которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те, которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим. Мертвые дела — все, которые хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении, по каким-либо видам себялюбия. Бог — жизнь; то только и живо, в чем есть часть Его. И вот у кого только мертвые и мертвящие дела, тот прямо идет и в последний день изыдет на осуждение смерти; а у кого дела все живые, тот идет и в последний день изыдет на получение вечной жизни.

Богослужение в День Победы

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года «в преддверии 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени», установил совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2010 году, накануне 65-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выпустил указ о богослужении в День Победы.

Предстоятель Русской Церкви благословил совершать ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке: во время совершения Божественной литургии на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах…», а по окончании литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы и заупокойную литию о почивших воинах. На молебне читается особая молитва, составленная самим Патриархом по образцу молитвы святителя Филарета Московского «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык». «Святитель Филарет написал эту молитву в связи с победой над Наполеоном и вообще полагал полезным читать эту молитву всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах», — объяснял свой выбор Святейший Патриарх Кирилл. С 2015 года в День Победы во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла ровно в полдень начинается заупокойный колокольный звон, который продолжается 15 минут.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Вся история мировых войн, так или иначе обращавшихся против России, свидетельствует о том, что в справедливой борьбе с агрессорами наша страна всегда побеждала или, выходя из войны, тем не менее сохраняла самоё себя. Мы связываем эти эпизоды мировой истории не только с успехами наших полководцев, нашего оружия, наших солдат, нашего жертвенного народа. Мы связываем эти успехи с милостью Божией, — и это несомненно так. И для того чтобы Господь помогал Отечеству нашему и народу нашему преодолевать трудности, с которыми приходится сталкиваться, мы должны крепко хранить веру в своих сердцах, мы должны дорожить тем, что Господь не отворачивается от народа нашего даже в самые трудные моменты истории. Даже отпадение от веры, которое имело место в послереволюционные годы, не отвратило от Отечества нашего любви Божией, хотя, несомненно, множество жертв Великой Отечественной войны стало ответом на жертвы невинных людей, разрушение храмов и святынь, на временное отступление большинства народа от веры.

Теги:
День Победы
святитель Стефан Пермский
православный календарь

Все публикации