Церковный календарь

21 апреля. Вход Господень в Иерусалим

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 апреля. Вход Господень в Иерусалим

Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). 

На трапезе разрешается рыба

В этот день совершается память: Вход Господень в Иерусалим. Апостолов от 70-ти Родиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Святителя Нифонта Печерского, епископа Новгородского (1156).

Вход Господень в Иерусалим

В воскресенье, предшествующее Пасхе, празднуется Вход Господень в Иерусалим. Об этом радостном событии, происшедшем всего за несколько дней до крестных страданий Спасителя, повествуют все четверо евангелистов. После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи для празднования ее направился в Иерусалим. Господь послал Своих учеников, чтобы они привели ослицу и молодого осла, владельцы которых были таинственно извещены о надобности отдать животных. О встрече Господа еще задолго возвестил пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле – сыне подъяремной» (Зах. 9:9). И вот одни горожане по дороге постилали Ему свои одежды, а другие устилали дорогу ветвями финиковых пальм – ваиями («ваиа» у евреев называется распускающаяся – оживающая – ветвь), которыми, по древней традиции, устилают дорогу царям-победителям.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Апостольское чтение

Флп., 247 зач., IV, 4-9

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте,- и Бог мира будет с вами.

Евангельское чтение

Ин., 41 зач., XII, 1-18

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Молитвословия

Тропарь на Вход Господень во Иерусалим

глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак на Вход Господень во Иерусалим

глас 1

На престол на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Фил. 4, 4-9; Ин. 12, 1-18

Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову»! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его»! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Записки паломницы о праздновании Вербного воскресенья в Иерусалиме

В седьмом часу весь народ восходит на Елеон, в церковь, вместе с епископом; поются гимны и антифоны, приличные этому дню и месту, также чтутся чтения. И когда наступает 9-й час, идут с песнями на Имвомон, то есть на то место, с которого Господь вознёсся на небо, и где все садятся, ибо весь народ, в присутствии епископа, получает приглашение воссесть, стоят всегда только диаконы… И когда наступает 11-й час, читается место из Евангелия, где дети с ветвями и пальмами встретили Господа, говоря: «Благословен Грядый во имя Господне». И тотчас встаёт епископ и весь народ, и затем с вершины горы Масличной все идут пешком. И весь народ идёт перед ним с песнопениями и антифонами, припевая: «Благословен Грядый во имя Господне». И все дети, сколько их есть в этих местах, даже те, которые не могут ходить, потому что очень слабы, и которых держат родители на руках, все держат ветви: одни – пальм, другие – маслин; и так сопровождают епископа в том образе, в котором некогда сопровождали Господа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же произошло, когда Господь смиренно взошел в Иерусалим? Люди поклоняются неким знакам превосходства, а Господь, в силу Своего смирения, пренебрег всеми обычаями торжественного входа победителя в столичный град и оказался выше всего, что так дорого людям, но на деле является предрассудком. Ибо смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая взглянуть на себя, на окружающий мир с высоты, увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой… Господь Иисус Христос сегодня учит нас тайне человеческого счастья. Ничто, из того, что присуще Богу, не может принести скорбь, разрушение надежд, омрачение души, – а смирение принадлежит Богу. И пусть праздник Входа Господня в Иерусалим научит нас великой Божественной мудрости, которая помогает человеку быть свободным от предрассудков, по-настоящему сильным, способным жить вместе с Богом, вмещающим в свое сердце Его любовь. Господь, явивший нам пример смиренномудрия через восшествие в град Иерусалим, да поможет каждому укрепляться в смиренномудрии.

— Вечернее богослужение

Теги:
Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье
православный календарь

Все публикации