Церковный календарь

17 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

5-я седмица Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
День постный. 4 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).

Преподобного Иосифа песнописца (883). Преподобного Георгия, иже в Малеи (IX).

Преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Преподобного Зосимы (ок. 560). Мученицы Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

Преподобномученика Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); священномученика Николая, епископа Вельского, преподобномученицы Марии Гатчинской (1932); священномученика Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мученика Иоанна Колесникова (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста Православная Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста Пресвятой Богородице. Празднество это установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. В достопамятную ночь, когда соединенные силы неприятеля с моря и суши двинулись на сокрушение константинопольских стен, внезапно напротив самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила практически все суда. Тогда-то благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»! И с того времени в воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Преподобный Иосиф Песнописец

Преподобный Иосиф Песнописец. Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. В возрасте 15 лет ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Затем после посвящения в пресвитеры он переселился в Константинополь. Император Византии Лев Армянин, иконоборец, преследовал его и заключил в тюрьму. Получив свободу, прп. Иосиф устроил монастырь при храме Златоуста, но императором Феофаном снова был лишен свободы и сослан в Херсонес. Возвращенный оттуда императрицей Феодорой, был назначен скевофилаксом Патриаршей кафедры. Патриарх Фотий сделал его духовником всего константинопольского клира. Одаренный поэтическим талантом и проникнутый религиозным одушевлением, прп. Иосиф всю свою деятельность посвятил составлению богослужебных песнопений, в частности канонов. Он составил до 300 канонов — больше, чем кто-либо другой из церковных песнописцев.

Преподобный Иосиф Многоболезненный

Преподобный Иосиф жил в XIII веке. Он именуется Многоболезненным, так как, ещё будучи мирянином, многие годы тяжело болел. В какой-то момент он дал обет принять монашество, если Бог исцелит его от болезни. Господь услышал его, и после исцеления преподобный стал иноком в Киево-Печерском монастыре. Был он усерден в посте и молитвах и всегда старался послужить братии. Служба святому повествует, что и сам он стал целителем, получив от Бога такой дар. После кончины святого положили в Дальних пещерах. Митрополит Макарий Московский указывает на мощи святого как на пример древности троеперстного крестного знамения: «Правые руки преподобных Илии Муромца и Иосифа Многоболезненного имеют три первые перста соединёнными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец — пригнутыми к ладони».

Священное Писание

Евр., 322 зач., IX, 24-28

24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Мк., 35 зач., VIII, 27-31

27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?

28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.

29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Ев. 9, 24-28; Мк. 8, 27-31). Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: "Ты - Христос". Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: "Ты - Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный". Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: "кто меня разлучит от любви Христовой"! - и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось... началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви. Это было так странно и непонятно в те языческие времена, когда философы предлагали в качестве высочайших совершенно иные ценности. Именно в той системе ценностей воспитывалось человечество. И когда Господь провозглашает совсем иную парадигму человеческой жизни, когда Он призывает жить не по законам, проповеданным языческой мудростью, а по иному закону, закону любви, который предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру (ибо любовь, в первую очередь, характеризуется способностью жертвовать), — то тем самым Господь не только переворачивает общественное сознание того времени, но и изменяет вектор развития всей человеческой цивилизации.

Об акафисте Пресвятой Богородице

Первые упоминания об Акафисте Пресвятой Богородице относятся к X веку. Типикон Великой церкви (IX–X века), то есть устав Софии Константинопольской, сообщает, что в субботу пятой седмицы Великого поста совершается «Собор Пресвятой Госпожи нашей Богородицы в честном Её храме во Влахернах». Патриарх совершал службу, называемую паннихис, с кондаком, под которым, вероятно, имелся в виду именно Великий Акафист. Учёные находят в нём параллели с произведениями преподобного Романа Сладкопевца (VI век), это подтверждает древнее предание, что именно он был его автором. Текст Акафиста повествует о событиях Благовещения и Рождества Христова, из чего предполагается, что изначально он предназначался для пения на праздник Собора Богоматери, а затем – на праздник Благовещения. Во многих вариантах Иерусалимского устава, который оказал прямое влияние на формирование богослужения на Руси, Акафист в субботу пятой седмицы читал иерей, надев епитрахиль и фелонь, стоя перед особо чтимой иконой Божией Матери.

Молитвословия

Кондак преподобного Иосифа, глас 4

Покаяния источник неисчерпаемый,/ утешения податель некончаемаго/ и умиления пучина еси, Иосифе,/ слезы нам подаждь покаяния Божественнаго,/ имиже утешение, зде плачущеся,/ обрящем от Бога,// твоея помощи просяще, святе.

Кондак преподобного Иосифа песнописца, глас 4

Покаяния источник неисчерпаемый,/ утешения податель некончаемаго/ и умиления пучина еси, Иосифе,/ слезы нам подаждь покаяния Божественнаго,/ имиже утешение, зде плачущеся,/ обрящем от Бога,/ твоея помощи просяще, святе.

Тропарь преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и инее из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Иосифе, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа многоболезненного, глас 8

Многолетне страдая в болезнех,/ молитвою и обещанием восприятия иночества/ приял еси здравие от Бога,/ и, неленостно подвизався в Печерстей обители,/ наследил еси неболезненную и вечную жизнь,/ и исцелявши недуги чтущих тя,/ преподобне Иосифе, отче наш.

Теги:
Преподобный Иосиф Песнописец
Преподобный Иосиф Многоболезненный
православный календарь

Все публикации