Церковный календарь

3 мая. Кипрской иконы Божией Матери (392)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 мая. Кипрской иконы Божией Матери (392)

Светлая седмица.
Поста нет. 20 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память:  Преподобного Феодора Трихины.

Преподобного Александра Ошевенского (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685). Святителя Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Святителя Феодосия исповедника, епископа Коломенского (1937).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

Кипрская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на Кипре, в городе Ларнака, на месте погребения праведного Лазаря. Образ поместили в монастыре Ставруни, устроенном на месте её чудесного обретения. В IX веке для иконы выстроили храм Панагии Ангелоктисты — «церковь Богородицы, построенная Ангелами». По преданию, строительство церкви началось немного в стороне от того места, где она расположена сейчас. На следующий день после закладки фундамент церкви чудесным образом переместился в то место, где она стоит и сейчас. Отсюда пошло её название. В сказании, помещённом в греческом синаксаре на Неделю Православия, говорится о том, что святой образ поставили на воротах, ведущих к церкви. Однажды, проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил в икону стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. Из раны тотчас потекла кровь, так сильно, что обагрила землю. Аравитянин в ужасе поскакал домой, но умер по дороге. Впоследствии икона была утеряна, в храме сохранилась её мозаичная копия.

Священное Писание

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови.

20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.

21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Ин., 2 зач., I, 18-28

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24 А посланные были из фарисеев; 25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 1, 12-17; 21-26; Ин. 1, 18-28

Благовествуя воплощение Господа, ангел говорит: "радуйся благодатная"! и, возвещая пастырям о рождении Христа Спасителя, тоже говорит: "се благовествую вам радость велию ". Но, возвещая женам о Воскресении Господа, ангел говорит только: "Его нет здесь, Он Воскрес!" Не прибавляет "радуйтеся", ибо радость сама собою исполнит сердце, коль скоро придет удостоверение, что воистину Воскрес Господь. Тогда это удостоверение было осязательно: ангел предуготовил его, Господь явлением Своим завершил. И радость была у всех неистощимополная! Ныне у нас церковь, жилища и площади - все облечено в одежду радования, и все увлекаются общим потоком радости. Но ты подвигни несколько мысль свою отвлечься от внешнего и, собравшись в сердце, восставь истину Воскресения, во всей широте, глубине и высоте ее, чтобы не внешне только являться радующимся, но и в себе самом носить, исходящий извнутрь дух радости, как ключ светлой воды, бьющий из недр земли.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей… Это ранит верующих людей. Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились.

Особенности богослужения в Светлую седмицу

Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

Во Святую Пасху, как и в Светлую седмицу, нет места для рыданий о своих грехах и немощах. Все покаянные и просительные молитвословия из богослужения исключены: не стихословится Псалтирь, опускаются и почти все отдельные псалмы, входящие в состав богослужения в качестве неизменяемых частей. Даже "принесенное с неба" ангельское славословие о Триедином Боге - Трисвятое, обычно возносимое на каждой из служб суточного круга, во всю Пасхальную седмицу не произносится ни разу ни на общественном богослужении, ни на частных требах, ни в келейной молитве.

Панихиды на Светлой седмице служить не полагается, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений.

Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни.

Литургия совершается точно так же, как и в первый день Пасхи. Поются праздничные антифоны, произносится входной стих, вместо Трисвятого поется Елицы во Христа крестистеся, задостойнок - Светися, светися, новый Иерусалиме.

Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке).

Задостойник Пасхи

«Ангел вопияше…» — задостойник Пасхи, который до Вознесения поётся или читается вместо «Достойно есть». Он взят из 9-й песни пасхального канона Иоанна Дамаскина. Этим песнопением преподобный отсылает нас к церковному преданию, согласно которому первой о Воскресении узнала Богородица. Архангел Гавриил, предвозвестивший Ей рождение от Неё Спасителя, явился к Ней с радостной вестью о Воскресении Христа. Как пишет Иоанн Дамаскин: «Радостную весть о Господнем Воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…» Далее Архангел обращается к Новозаветной Церкви со словами пророка Исаии о Воскресении Христа: «Светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе». Под Сионом, по мнению блаженного Иеронима, подразумеваются святые, стоящие на вершине добродетелей. В конце задостойника Архангел вновь призывает Богородицу радоваться о Воскресении Рождённого Ей Христа.

Время празднования Пасхи

В разных Поместных Церквах время празднования Пасхи различалось. Малоазийские Церкви, где было много иудеохристиан, опираясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, праздновали Крестную Пасху вместе с иудеями, прерывая на это время пост Страстной седмицы, а через три дня после неё – Воскресение Христово, на какой бы день недели оно ни приходилось. Западная же Церковь, опираясь на авторитет апостола Павла, праздновала Пасху Воскресения в первый воскресный день после еврейской Пасхи, оправдывая свой обычай свободой христиан от иудейского обрядового закона. Западная Церковь считала неправильным прерывание поста на Страстной седмице малоазийскими христианами, потому что этот пост, по преданию апостолов, мог прекратиться только в день Воскресения Христова. В 325 году на Первом Вселенском Соборе было решено праздновать христианскую Пасху всем в одно и то же время, как её праздновали тогда в большинстве церквей, а именно: в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния (первого полнолуния после дня весеннего равноденствия).

Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

Третьего мая 1990 года отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков). Будущий святитель, приняв монашество в 17 лет, прошел через многие испытания: арест в 1932 году, армейскую службу, новый арест в кровавом 1937 году с двухлетней каторгой на строительстве канала Москва – Волга, среднеазиатскую ссылку, участие в войне на  самых опасных участках фронта, чудесное спасение из окружения, несправедливое осуждение за дезертирство, Воркутлаг, тяжелейшую болезнь и несколько ранений. А затем было наместничество в Псково-Печерском монастыре и Троице-Сергиевой Лавре и архиерейское служение. В 60-х годах он правая рука Патриарха Алексия I, с 1971 года – Патриарх. Его служение проходило под жестким контролем советской власти. «Я в золотой клетке»,  – говорил он про себя. Предстоятель Русской Церкви жил фактически в заключении. И лишь под конец жизни Господь сподобил его организовать и возглавить торжества 1000-летия Крещения Руси, ставшие началом «второго крещения» нашей страны.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Ошевенского

глас 4

Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Александра Ошевенского

глас 8

Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш.

Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 5

Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.

Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 6

Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей — иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.

Тропарь праведных Марфы и Марии

глас 3

Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры,/ Марфо и Марие преславныя,/ чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте,/ мироносиц вземше чин,/ и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте,/ сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго/ со Ангелы и всеми святыми славно царствуете./ Умолите, Егоже возлюбили есте,/ и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися/ и Царствия Небеснаго сподобитися.

 

Теги:
православный календарь

Все публикации