Церковный календарь

3 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Поста нет. 20 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Преподобного Феодора Трихины.

Преподобного Александра Ошевенского (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685). Святителя Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Святителя Феодосия исповедника, епископа Коломенского (1937).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

Неделя святых жен-мироносиц

Неделя 3-я по Пасхе носит название Недели святых жёнмироносиц и праведных Иосифа с Никодимом. По объяснению Синаксаря, жёны-мироносицы были «первые и неложные свидетельницы Воскресения, Иосиф же и Никодим — погребения, а это важнейшие и содержательнейшие у нас догматы; вот по этой-то причине неложным свидетелям погребения вместе с жёнами, видевшими Воскресение, и установлено праздновать после первого уверения Фомы, ибо оно положено прежде потому, что случилось через восемь дней. Именно они, женщины, первыми увидели Воскресение и благовестили о нём ученикам. Ибо надлежало, чтобы пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение». Жёнымироносицы являют пример жизни во Христе и плоды этой жизни — подвиги любви и самопожертвования.

Богослужение Недели жен-мироносиц

Богослужение Недели жён-мироносиц включает пасхальный канон, стихиры Пасхи, а также воскресные песнопения, раскрывающие подвиг жён-мироносиц: «Мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, Воскресение же апостолом рцыте» (воскресные тропари «по непорочных»). Святые мироносицы, ставшие образом верности и преданности Христу, были свидетельницами не только Его Воскресения, но и Его страданий, поэтому Церковь в песнопениях этой Недели снова вспоминает Страсти Христовы: «оцта и желчи, Спасе, напоен был нас ради», «в животворные ребра копием прободен был еси». Но скорбные воспоминания соединены с указанием на спасительные плоды Крестных страданий Спасителя и радостью Его Воскресения, которое первыми удостоились увидеть жёны-мироносицы: «Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? сокрушился еси оживлением Воздвигшего мертвые»; «Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси Воскресением Твоим, Христе Боже».

Кипрская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на Кипре, в городе Ларнака, на месте погребения праведного Лазаря. Образ поместили в монастыре Ставруни, устроенном на месте её чудесного обретения. В IX веке для иконы выстроили храм Панагии Ангелоктисты — «церковь Богородицы, построенная Ангелами». По преданию, строительство церкви началось немного в стороне от того места, где она расположена сейчас. На следующий день после закладки фундамент церкви чудесным образом переместился в то место, где она стоит и сейчас. Отсюда пошло её название. В сказании, помещённом в греческом синаксаре на Неделю Православия, говорится о том, что святой образ поставили на воротах, ведущих к церкви. Однажды, проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил в икону стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. Из раны тотчас потекла кровь, так сильно, что обагрила землю. Аравитянин в ужасе поскакал домой, но умер по дороге. Впоследствии икона была утеряна, в храме сохранилась её мозаичная копия.

Священное Писание

Деян., 16 зач., VI, 1-7

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов* ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Мк., 69 зач., XV, 43 — XVI, 8

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 6, 1-7; Мк. 15, 43-16, 8

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой», и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы — образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения — жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике — рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы прославляем жен-мироносиц за их безымянный труд, за подвиг их жизни, равный апостольскому подвигу. Это прославление должно помочь многим из нас понять значение труда женщин и в современном обществе, когда, кроме осуществления необходимых домашних дел, на многих из них возлагается огромная ответственность в связи с теми многообразными задачами, которые сегодня женщины решают в обществе, оставаясь до сих пор в каком-то смысле опорой нашего народа, причем не только семей, но и всей нации. В первую очередь это духовная опора, ведь именно женщины-мироносицы не покинули Христа во время гонений на веру в нашей стране. Они не покинули тех преемников апостолов, которые восходили на свои голгофы; они сами восходили на голгофы, стремясь при этом сохранить в своих детях и внуках веру и передать эту веру последующим поколениям. Великое историческое и спасительное деяние было совершено нашими бабушками и матерями, которые не убоялись гонителей, но послужили Господу «до последняго своего издыхания».

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Ошевенского

глас 4

Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Александра Ошевенского

глас 8

Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш.

Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 5

Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.

Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 6

Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей — иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.

Тропарь праведных Марфы и Марии

глас 3

Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры,/ Марфо и Марие преславныя,/ чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте,/ мироносиц вземше чин,/ и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте,/ сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго/ со Ангелы и всеми святыми славно царствуете./ Умолите, Егоже возлюбили есте,/ и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися/ и Царствия Небеснаго сподобитися.

 

Теги:
православный календарь
Неделя жен-мироносиц

Все публикации