Страстная седмица
В этот день совершается память:
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Преподобного Александра Ошевенского (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685). Святителя Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.).
Святителя Феодосия исповедника, епископа Коломенского (1937).
Кипрской иконы Божией Матери (392).
Кипрская икона Божией Матери
Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на Кипре, в городе Ларнака, на месте погребения праведного Лазаря. Образ поместили в монастыре Ставруни, устроенном на месте её чудесного обретения. В IX веке для иконы выстроили храм Панагии Ангелоктисты — «церковь Богородицы, построенная Ангелами». По преданию, строительство церкви началось немного в стороне от того места, где она расположена сейчас. На следующий день после закладки фундамент церкви чудесным образом переместился в то место, где она стоит и сейчас. Отсюда пошло её название. В сказании, помещённом в греческом синаксаре на Неделю Православия, говорится о том, что святой образ поставили на воротах, ведущих к церкви. Однажды, проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил в икону стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. Из раны тотчас потекла кровь, так сильно, что обагрила землю. Аравитянин в ужасе поскакал домой, но умер по дороге. Впоследствии икона была утеряна, в храме сохранилась её мозаичная копия.
Священное Писание
Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 32-49
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
Евангелист Лука рассказывает нам о завершении земной жизни Христа Спасителя, Его унижении, позорной казни на Кресте между преступниками. Для нас очень выглядит странным то, что на казнь пришло смотреть много народа: публичность казни как сильнейшая воспитательная и устрашительная мера в те времена была всеобщей традицией. В каком-то смысле люди, привыкшие видеть смерть осуждённых, уже воспринимали саму казнь как своего рода зрелище, развлечение — как бы чудовищно это ни воспринималось нами сегодня.
Однако с Иисусом с самого начала что-то пошло не так, как обычно. Избитый до полуживого состояния, падающий от бессилия, на грани возможностей, Иисус ведёт Себя совсем не так, как привыкли наблюдать зрители. Многие понимали, что Он — не виновен, Он — лишь помеха в политических и религиозных дрязгах высшего еврейского духовенства — но, конечно же, об этом предпочитали молчать. И то, что невинный осуждённый не ропщет, не умоляет о пощаде, или, напротив, не проклинает Своих палачей — вызывало изумление. Он смиренно принимает абсолютно все издевательства и оскорбления — и только молится Своему Небесному Отцу, чтобы Он — не наказал, а простил людей за совершаемое ими немыслимое преступление.
То, что происходит дальше, — не менее впечатляюще. Вместе с Иисусом распинают настоящих злодеев, отъявленных уголовников. То, что один из них изрыгает хулы — в том числе и на Иисуса — неудивительно. А вот реакция другого заслуживает внимания: совершенно не понимая, за что Иисуса убивают так же, как и настоящих преступников, проникнувшись уважением к тому, как Иисус реагирует на всю человеческую злобу и грязь, он обращается к Нему со странной просьбой: «помянуть» в Его Царстве Христа! Понятно, что мы никогда не поймём, что именно имел в виду этот разбойник — но очевидно одно: ему, в предсмертных муках, очень хотелось, чтобы хотя бы хотя бы память о нём сохранилась у этого Невинного Страдальца. Да, он признаёт, что позорная казнь на Кресте — закономерный, правильный итог всей его жизни — и в этом исповедании открывается какая-то новая, прежде неизвестная для него самого истина: я действительно плох, очень плох, заслуживаю смерти — но как же хорошо осознавать, что Ты, Господи, хорош! Он ведь сам не понимает, ни чего просит, ни у Кого просит — ему только лишь важно установить связь с Тем, Кто невинно страдает — и от этого ему уже легче переносить крестные муки.
Пример благоразумного разбойника — очень значимое утешение для каждого из нас, особенно когда мы остро ощущаем свою нераскаянность и греховность. Да, мы далеки от праведности, во многом мы очень неправы — и нечем нам желанное прощение заслужить. Но Ты-то, Господи, благ и праведен — и пусть между нами будет хотя бы тончайшая, словно шёлкова нить, связь — быть может, именно она и не позволит отчаянию охватить душу и выведет нас из хитросплетённого лабиринта греха к свету Твоей, Господи, правды и праведности!..
Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Как же может сочетаться сила с кротостью? А сочетаться она может очень прямым и правильным образом: потому что кротость это и есть сила. Кротость есть способность свою человеческую силу не употреблять во зло. Даже самый могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий — это тот, кто сознает свои грехи пред Богом, кто никогда не кичится своей силой перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто только в Боге видит подлинную силу. Такой человек всегда духовно красив и подлинно силен. Он всегда является помощником слабому, он употребляет свои силы и возможности только во благо.
Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)
Третьего мая 1990 года отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков). Будущий святитель, приняв монашество в 17 лет, прошел через многие испытания: арест в 1932 году, армейскую службу, новый арест в кровавом 1937 году с двухлетней каторгой на строительстве канала Москва — Волга, среднеазиатскую ссылку, участие в войне на самых опасных участках фронта, чудесное спасение из окружения, несправедливое осуждение за дезертирство, Воркутлаг, тяжелейшую болезнь и несколько ранений. А затем было наместничество в Псково-Печерском монастыре и Троице-Сергиевой Лавре и архиерейское служение. В 60-х годах он правая рука Патриарха Алексия I, с 1971 года — Патриарх. Его служение проходило под жестким контролем советской власти. «Я в золотой клетке», — говорил он про себя. Предстоятель Русской Церкви жил фактически в заключении. И лишь под конец жизни Господь сподобил его организовать и возглавить торжества 1000-летия Крещения Руси, ставшие началом «второго крещения» нашей страны.
Молитвословия
Тропарь преподобного Александра Ошевенского
глас 4
Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.
Кондак преподобного Александра Ошевенского
глас 8
Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш.
Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского
глас 5
Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.
Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского
глас 6
Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей — иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.
Тропарь праведных Марфы и Марии
глас 3
Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры,/ Марфо и Марие преславныя,/ чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте,/ мироносиц вземше чин,/ и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте,/ сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго/ со Ангелы и всеми святыми славно царствуете./ Умолите, Егоже возлюбили есте,/ и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися/ и Царствия Небеснаго сподобитися.