Церковный календарь

3 мая. Кипрской иконы Божией Матери (392)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 мая. Кипрской иконы Божией Матери (392)

2-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 20 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Радоница. Поминовение усопших.

Преподобного Феодора Трихины.

Преподобного Александра Ошевенского (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685). Святителя Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Святителя Феодосия исповедника, епископа Коломенского (1937).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

Радоница

Во вторник Фоминой седмицы совершается поминовение усопших. Основанием для этого служит воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, а также разрешение церковного устава творить обычное поминовение усопших начиная с Фомина понедельника, так как на Пасху и всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются панихиды и гласное поминовение усопших, а отпевание совершается особым пасхальным чином. В Триоди нет специального последования службы для этого дня. Обычно после вечернего богослужения и литургии совершается великая панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Поминовение усопших в этот день совершается и на кладбищах. Верующие приходят на могилы близких с радостною вестью о Воскресении Христовом, поэтому сегодняшний день поминовения и называется Радоницей.

Кипрская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на Кипре, в городе Ларнака, на месте погребения праведного Лазаря. Образ поместили в монастыре Ставруни, устроенном на месте её чудесного обретения. В IX веке для иконы выстроили храм Панагии Ангелоктисты — «церковь Богородицы, построенная Ангелами». По преданию, строительство церкви началось немного в стороне от того места, где она расположена сейчас. На следующий день после закладки фундамент церкви чудесным образом переместился в то место, где она стоит и сейчас. Отсюда пошло её название. В сказании, помещённом в греческом синаксаре на Неделю Православия, говорится о том, что святой образ поставили на воротах, ведущих к церкви. Однажды, проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил в икону стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. Из раны тотчас потекла кровь, так сильно, что обагрила землю. Аравитянин в ужасе поскакал домой, но умер по дороге. Впоследствии икона была утеряна, в храме сохранилась её мозаичная копия.

Священное Писание

Деян., 10 зач., IV, 1-10

1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, 6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; 7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?

8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!

9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Ин., 10 зач., III, 16-21

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 4, 1-10; Ин. З, 16-21

"Неверующий в Сына Божия уже осужден". За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме, по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример в св. ап. Павле. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молитва нас соединяет с Богом и с горним миром, и это не односторонняя связь: не только наша мысль востекает к Богу, но в ответ на это и Божия благодать нисходит на нас. Когда же мы молимся о наших умерших родных и близких, то наша молитва востекает к Богу, и если мы совершаем молитву горячо, искренне, от любящих сердец, то Господь слышит эту молитву и обращает Свою любовь на тех, кто пребывает в ином мире, за кого мы воздыхаем пред Ним. Но точно так же и те, за кого мы молимся, несомненно чувствуют эту молитву, слышат ее. Молитва за усопших дает нам ясное понимание того, что смерти нет.

Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

Третьего мая 1990 года отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков). Будущий святитель, приняв монашество в 17 лет, прошел через многие испытания: арест в 1932 году, армейскую службу, новый арест в кровавом 1937 году с двухлетней каторгой на строительстве канала Москва – Волга, среднеазиатскую ссылку, участие в войне на  самых опасных участках фронта, чудесное спасение из окружения, несправедливое осуждение за дезертирство, Воркутлаг, тяжелейшую болезнь и несколько ранений. А затем было наместничество в Псково-Печерском монастыре и Троице-Сергиевой Лавре и архиерейское служение. В 60-х годах он правая рука Патриарха Алексия I, с 1971 года – Патриарх. Его служение проходило под жестким контролем советской власти. «Я в золотой клетке»,  – говорил он про себя. Предстоятель Русской Церкви жил фактически в заключении. И лишь под конец жизни Господь сподобил его организовать и возглавить торжества 1000-летия Крещения Руси, ставшие началом «второго крещения» нашей страны.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Ошевенского

глас 4

Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Александра Ошевенского

глас 8

Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш.

Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 5

Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.

Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 6

Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей — иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.

Тропарь праведных Марфы и Марии

глас 3

Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры,/ Марфо и Марие преславныя,/ чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте,/ мироносиц вземше чин,/ и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте,/ сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго/ со Ангелы и всеми святыми славно царствуете./ Умолите, Егоже возлюбили есте,/ и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися/ и Царствия Небеснаго сподобитися.

 

Теги:
православный календарь

Все публикации