3 мая. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

3933
Фото

Страстная седмица

В этот день совершается память:

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Преподобного Феодора Трихины.

Преподобного Александра Ошевенского (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685). Святителя Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.).

Святителя Феодосия исповедника, епископа Коломенского (1937).

Кипрской иконы Божией Матери (392).

Кипрская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на Кипре, в городе Ларнака, на месте погребения праведного Лазаря. Образ поместили в монастыре Ставруни, устроенном на месте её чудесного обретения. В IX веке для иконы выстроили храм Панагии Ангелоктисты — «церковь Богородицы, построенная Ангелами». По преданию, строительство церкви началось немного в стороне от того места, где она расположена сейчас. На следующий день после закладки фундамент церкви чудесным образом переместился в то место, где она стоит и сейчас. Отсюда пошло её название. В сказании, помещённом в греческом синаксаре на Неделю Православия, говорится о том, что святой образ поставили на воротах, ведущих к церкви. Однажды, проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил в икону стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. Из раны тотчас потекла кровь, так сильно, что обагрила землю. Аравитянин в ужасе поскакал домой, но умер по дороге. Впоследствии икона была утеряна, в храме сохранилась её мозаичная копия.

Священное Писание

Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 32-49

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус

37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

Евангелист Лука рассказывает нам о завершении земной жизни Христа Спасителя, Его унижении, позорной казни на Кресте между преступниками. Для нас очень выглядит странным то, что на казнь пришло смотреть много народа: публичность казни как сильнейшая воспитательная и устрашительная мера в те времена была всеобщей традицией. В каком-то смысле люди, привыкшие видеть смерть осуждённых, уже воспринимали саму казнь как своего рода зрелище, развлечение — как бы чудовищно это ни воспринималось нами сегодня.

Однако с Иисусом с самого начала что-то пошло не так, как обычно. Избитый до полуживого состояния, падающий от бессилия, на грани возможностей, Иисус ведёт Себя совсем не так, как привыкли наблюдать зрители. Многие понимали, что Он — не виновен, Он — лишь помеха в политических и религиозных дрязгах высшего еврейского духовенства — но, конечно же, об этом предпочитали молчать. И то, что невинный осуждённый не ропщет, не умоляет о пощаде, или, напротив, не проклинает Своих палачей — вызывало изумление. Он смиренно принимает абсолютно все издевательства и оскорбления — и только молится Своему Небесному Отцу, чтобы Он — не наказал, а простил людей за совершаемое ими немыслимое преступление.

То, что происходит дальше, — не менее впечатляюще. Вместе с Иисусом распинают настоящих злодеев, отъявленных уголовников. То, что один из них изрыгает хулы — в том числе и на Иисуса — неудивительно. А вот реакция другого заслуживает внимания: совершенно не понимая, за что Иисуса убивают так же, как и настоящих преступников, проникнувшись уважением к тому, как Иисус реагирует на всю человеческую злобу и грязь, он обращается к Нему со странной просьбой: «помянуть» в Его Царстве Христа! Понятно, что мы никогда не поймём, что именно имел в виду этот разбойник — но очевидно одно: ему, в предсмертных муках, очень хотелось, чтобы хотя бы хотя бы память о нём сохранилась у этого Невинного Страдальца. Да, он признаёт, что позорная казнь на Кресте — закономерный, правильный итог всей его жизни — и в этом исповедании открывается какая-то новая, прежде неизвестная для него самого истина: я действительно плох, очень плох, заслуживаю смерти — но как же хорошо осознавать, что Ты, Господи, хорош! Он ведь сам не понимает, ни чего просит, ни у Кого просит — ему только лишь важно установить связь с Тем, Кто невинно страдает — и от этого ему уже легче переносить крестные муки.

Пример благоразумного разбойника — очень значимое утешение для каждого из нас, особенно когда мы остро ощущаем свою нераскаянность и греховность. Да, мы далеки от праведности, во многом мы очень неправы — и нечем нам желанное прощение заслужить. Но Ты-то, Господи, благ и праведен — и пусть между нами будет хотя бы тончайшая, словно шёлкова нить, связь — быть может, именно она и не позволит отчаянию охватить душу и выведет нас из хитросплетённого лабиринта греха к свету Твоей, Господи, правды и праведности!..

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как же может сочетаться сила с кротостью? А сочетаться она может очень прямым и правильным образом: потому что кротость это и есть сила. Кротость есть способность свою человеческую силу не употреблять во зло. Даже самый могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий — это тот, кто сознает свои грехи пред Богом, кто никогда не кичится своей силой перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто только в Боге видит подлинную силу. Такой человек всегда духовно красив и подлинно силен. Он всегда является помощником слабому, он употребляет свои силы и возможности только во благо.

Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

Третьего мая 1990 года отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков). Будущий святитель, приняв монашество в 17 лет, прошел через многие испытания: арест в 1932 году, армейскую службу, новый арест в кровавом 1937 году с двухлетней каторгой на строительстве канала Москва — Волга, среднеазиатскую ссылку, участие в войне на самых опасных участках фронта, чудесное спасение из окружения, несправедливое осуждение за дезертирство, Воркутлаг, тяжелейшую болезнь и несколько ранений. А затем было наместничество в Псково-Печерском монастыре и Троице-Сергиевой Лавре и архиерейское служение. В 60-х годах он правая рука Патриарха Алексия I, с 1971 года — Патриарх. Его служение проходило под жестким контролем советской власти. «Я в золотой клетке»,  — говорил он про себя. Предстоятель Русской Церкви жил фактически в заключении. И лишь под конец жизни Господь сподобил его организовать и возглавить торжества 1000-летия Крещения Руси, ставшие началом «второго крещения» нашей страны.

Молитвословия

Тропарь преподобного Александра Ошевенского

глас 4

Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Александра Ошевенского

глас 8

Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш.

Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 5

Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.

Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского

глас 6

Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей — иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.

Тропарь праведных Марфы и Марии

глас 3

Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры,/ Марфо и Марие преславныя,/ чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте,/ мироносиц вземше чин,/ и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте,/ сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго/ со Ангелы и всеми святыми славно царствуете./ Умолите, Егоже возлюбили есте,/ и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися/ и Царствия Небеснаго сподобитися.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года