31 марта. Память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского

3740
Фото

Седмица 5-я Великого поста
День постный. 17 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386).

Мучеников Трофима и Евкарпия (ок. 300). Преподобного Анина монаха.

Священномученика Димитрия Розанова пресвитера, преподобномученицы Наталии Баклановой (1938).

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

Святитель Кирилл родился в Иерусалиме и, достигнув совершеннолетия, принял монашество. В сане главы Иерусалимской Церкви ему пришлось немало пострадать. Когда в городе наступил голод, святитель истратил все свое имущество, а затем стал продавать и церковные вещи, покупая пшеницу для голодающих. Еретики-ариане распустили слух, будто видели блудницу в священном облачении, и добились изгнания святителя, а потом, при поддержке императора-еретика, — и его заточения. Взошедший затем на трон Юлиан Отступник объявил амнистию, но святитель стал обличать самого императора, возрождавшего язычество, и вновь был изгнан. В третий раз святитель Кирилл был сослан при Валенте, тоже еретике, и лишь при Феодосии Великом вернулся на кафедру. Поучения святителя для готовящихся принять Крещение и новокрещеных не потеряли своего значения и в наши дни.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLV, 11-17

11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

На веч.: Быт. XXII, 1-18

1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире*. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Притч. XVII, 17 — XVIII, 5

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,— себе на го́ре, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

ГЛАВА 18.

1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Взывай громко», говорит Господь св. пророку Илии, «не удерживайся, обличая беззакония людей Моих». Что же сделали? «Они ищут Меня, желают приближения к Богу». Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, бескровных вводят в дом, нагих одевают. Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; «тогда откроется, как заря, свет твой. . . и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит? возопиешь, и Он скажет? «вот Я!». . . И будет Господь вождем твоим всегда» (Ис. 58, 1-11).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Этими словами святой преподобный Ефрем Сирин обращает наши сердца к Богу с молитвой о стяжании перечисленных добродетелей. Но следует обратить внимание, что любовь, которая в ряду этих добродетелей стоит на последнем месте, занимает это место не потому, что любовь самая незначительная добродетель, а, напротив, потому, что это самая возвышенная и великая добродетель. Это верхняя ступень лестницы добродетелей, ведущих в Царство Божие.

Архимандрит Кронид (Любимов) об обращении к Богу в скорбях

«Бог для того и попускает нам скорби, чтобы при них мы скорее к Нему обращались, чтобы скорее о Нем вспоминали. «Мне слишком тяжело, горькая моя жизнь, — говоришь ты, — я не могу и к Богу обратиться, перекреститься не могу, сказать Богу, что мне тяжело, не могу — не хочется...» Но ты хоть это скажи Богу. Скажи так, именно такими словами или подобным какими-нибудь, выражающими скорбь души твоей, только непременно скажи — и увидишь, как это хорошо, спасительно для тебя; не успеешь договорить слов своих, как тебе легче будет. Скорбными словами нашими, особенно когда мы к Богу их обращаем, скорбь наша всегда облегчается. Что Богу выскажешь от души, то не будет больше тяготить душу. Бог всегда благодатью Своей отзывается в сердце нашем на сердечные к Нему слова. «Но, ах, зачем же мне все скорбеть и скорбеть, так часто и так много скорбеть? Успокоюсь я теперь, как к Богу обращусь; но после ведь и опять будет то же, и опять буду скорбеть так же». Что делать? Прогоняй от себя теперешнюю твою скорбь, а о будущей не беспокойся, будущей скорбью займешься, когда она придет, если только придет. Вот зачем тебе надобно по временам скорбеть — чтобы потом внити в Царствие Божие, где живут и радуются только те, которые в этой жизни многими скорбями приучаются в Боге находить радость и успокоение себе».

Святитель Тихон Задонский о духовном посте

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза?

Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злям приходям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, — отврати очи твои, еже не видети суеты. Уклонися от зла и сотвори благо.

Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

О кончине мира

После Страшного Суда произойдёт кончина мира. Ещё в Ветхом Завете было известно, что небо и земля погибнут (Пс.101:26-27). Однако «кончина» не означает полного исчезновения мира, перехода его из бытия в небытие. Под кончиной нашего мира подразумевается его преображение, освобождение от гибельных последствий грехопадения.

Автор Апокалипсиса пишет: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:1-4).

Молитвословия

Кондак святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского

глас 4

Языком твоим, мудре,/ Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди/ едину чести Троицу,/ Естеством нераздельну, разделяему же Лицы./ Темже, радующеся, всесвятую твою память празднуем,/ иже к Богу молитвенника тя предлагающий.

Новости по теме

Ты думаешь, что любишь Бога?
Публикации 31 марта 2023
Ты думаешь, что любишь Бога?

«Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении». Так писал святитель Игнатий Брянчанинов. Закроем глаза на секунду и подумаем: а мы любим Бога?

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (386 г.)
Жития святых 31 марта 2017
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (386 г.)

Родился в Иерусалиме в 315 г. и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество. В 346 г. его рукоположили в пресвитера, а в 350 г., после смерти архиепископа Максима, он стал его преемником

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.