Церковный календарь

22 марта. Память сорока мучеников Севастийских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 марта. Память сорока мучеников Севастийских

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
День постный. 9 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320).

Мученика Урпасиана (ок. 295). Святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). Праведного Тарасия.

Священномученика Михаила Маслова, Алексия Смирнова, Димитрия Гливенко, Сергия Лебедева, Сергия Цветкова пресвитеров и Николая Горюнова диакона, прмч. Иоасафа Шахова и прмцц. Наталии Ульяновой и Александры Самойловой (1938).

Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666).

Литургия святителя Василия Великого.

Крестопоклонная Неделя

История Крестопоклонной недели связана с константинопольской традицией проводить Крещения в Великую Субботу. С третьей недели поста начиналась активная катехизация. Для укрепления в вере на пути к Крещению оглашенным и всем молящимся предлагали для поклонения часть Животворящего Древа Креста Господня, привезённого в столицу равноапостольной Еленой (IV век). Богослужение сохранило связь с традицией: начиная со среды Крестопоклонной седмицы на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о тех, кто вскоре через Таинства станет причастником Света — Христа. В каноне третьей недели главной темой являются крестные страдания Спасителя, но есть отголоски и древней (до Х века) иерусалимской традиции, в которой эта неделя поста была Неделей о мытаре и фарисее: вторая литургическая тема дня связана с этой притчей (Лк. 18:10–14). Изнесение и поклонение Кресту совершается по тому же чину, что в день Воздвижения Креста (27 сентября) и Происхождения Древ Креста Господня (14 августа).

Сорок мучеников Севастийских

22 марта Церковь празднует память сорока мучеников, погибших за веру в Христа в римской провинции Севастия (нынешняя Армения). Являясь христианами, они открыто исповедовали свою веру, что не понравилось их начальнику, который был язычником. Уговоры и приказы не могли сломить их дух, и тогда мучеников загнали в ледяное озеро, устроив рядом баню, и поставили перед ними условие: тот, кто отречется от Христа, сможет зайти и согреться, а остальные замерзнут в холодной воде. 39 человек самоотверженно свидетельствовали о своей вере, и лишь один смалодушничал и сбежал. Но его место занял стражник, глядя на искреннюю веру своих пленников, он уверовал в Христа и вошел в озеро, став мучеником. Образ сорока севастийских воинов стал примером для стойких в своих убеждениях людей, которые не боятся лишений и готовы на смерть ради веры.

Священное Писание

Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Глава 5.

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.

4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Мк., 37 зач., VIII, 34 — IX, 1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 4, 14-5, 6; Мк. 8, 34-9, 1

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, — а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот — вот конец и венцы!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Некоторые люди с удивлением говорят «Где же Бог?», если видят, что происходит нечто несправедливое, скверное, гадкое. Где же Промысл Божий, если видишь, что пути человеческой истории все дальше уходят от Бога? Многие не могут понять эту тайну истории рода человеческого и спрашивают: «Если бы Бог был, неужели бы Он такое допустил?» И для того чтобы правильно ответить на вопрос, почему Бог все это допускает, нужно взглянуть на распятого на Кресте Христа Спасителя. О чем же говорит этот Крест? Он говорит о полной человеческой немощности, о неспособности людей не только достичь Царствия Божия, но даже добрых жизненных целей. У человека никогда не хватило бы сил, если бы через Крест и Воскресение не явлена была нам Божественная благодать, которая спасает человека, которая наполняет силой, могущей преобразовать его в сына Божиего. Благодать, которая меняет ход человеческой жизни, когда, казалось бы, всякая надежда на спасение исчерпана. Благодать, которая из камней сих соделывает детей Авраама (см. Мф. 3, 9).

О поклонении Честному и Животворящему Кресту Господню

В третью неделю Великого Поста празднуется поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Крест выносится на всенощной, и при поклонении ему Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Традиция праздника была установлена в первые века христианства, о нем писал святитель Иоанн Златоуст в IV веке. В VII веке святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, говорил в поучении о Кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» Дойдя до середины самого строгого поста и терпя определенные лишения, верующие видят перед собой Крест, который напоминает им о страданиях и смерти Господней и воодушевляет постящихся на продолжение не столь уж трудного подвига ради очищения души и тела. Крест называют Древом жизни. Он напоминает поэтому также о падении Адама и о том, что именно через Древо Креста, на котором был распят Господь, человечество получило избавление от последствий этого падения и жизнь вечную, обещанную Спасителем.

Святитель Василий Великий о сорока мучениках Севастийских

Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении и без гонения оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях. Все подобны один другому, все равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы.

Молитвословия

Тропарь Креста

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Креста

глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.

Тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.

Кондак 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 6

Все воинство мира оставльше,/ на Небесех Владыце прилепистеся,/ страстотерпцы Господни четыредесять,/ сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/ достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Сорок Севастийских мучеников
православный календарь

Все публикации