Церковный календарь

27 февраля. Память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 февраля. Память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Седмица сырная (масленица). Сплошная. Скоромная пища без мяса
Поста нет. 14 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Авксентия (ок. 470). Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869).

Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Преподобного Марона, пустынника Сирийского (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийского (V). Преподобного Илариона Грузина, Святогорца (1864) (Груз.). Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).

Священномученика Павла Дернова пресвитера и сыновей его мучеников Бориса, Григория и Симеона (1918); священномученика Онисима, епископа Тульского (1937); священномученика Трифона Родонежского диакона (1938).

Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его мученика Феодора

В 1246 году, желая убить нелояльного князя Михаила Черниговского, завоеватели предложили ему в Орде ради «уважения» к хану выполнить языческие обряды, зная, что для христиан это недопустимо. Как и ожидалось, князь и его боярин Феодор отказались, исповедав верность Христу. После убийства тела святых были брошены псам, но псы не тронули их, а ночью над мощами мучеников появился огненный столп. Русские перенесли мощи святых в Чернигов, где мощи находились до XVI века. В 1578 году по желанию царя Иоанна IV мощи были перенесены в Москву. Царь при этом сам составил службу на перенесение мощей. Мощи вначале положили в храме, посвящённом этим святым. В XVIII веке мощи перенесли в Сретенский собор (1770 год), а затем в Архангельский собор Московского Кремля (1774 год), где они и доныне пребывают под спудом.

Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Вместе с братом он был послан в 857 году имп. Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар, а затем в 862 году — в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. По природе болезненный и слабый, св. Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался 42 лет от роду в 869 году. Погребен учитель славян в римской церкви Св. Климента.

Преподобный Авксентий Вифинский

Преподобный Авксентий Вифинский (около 420–470) родился в знатной семье и был хорошо образован. При императоре Феодосии II он служил в придворной гвардии. Когда ему было 22 года, святой ушёл в один из монастырей Вифинии. Там он принял постриг и был посвящён в пресвитера. Стремясь к совершенству в молитве, преподобный несколько лет провёл уединённо в пещере на острове Оксия, затем в пещере Скопа в Вифинии (позднее там возник монастырь во имя преподобного Авксентия). Преподобный почитается как гимнограф. Для приходивших к нему паломников он слагал короткие — в 2–3 фразы — тропари, простые и назидательные. Среди тропарей преподобного Авксентия есть такие: «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, Свят, Свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас» (перевод диакона В. Василика).

Преподобный Шио Мгвимский

Преподобный Шио пришел в Грузию для проповеди Слова Божия в числе 12 учеников святого Иоанна Зедазнийского. По благословению католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере западнее города Мцхета. Святой подвизался в строгом посте и молитве и подобно святому пророку Илии питался небесным хлебом, который ему приносил голубь. Вскоре к этому месту устремились жаждущие пустыннической жизни. Святой Шио основал в Саркине обитель, в которой подвизались 2000 монахов. После совершения многих чудес святой Шио выкопал возле монастыря пещеру и провел в затворе 15 лет. Мощи угодника Божия были погребены в основанной им Мгвимской обители, и на его святой могиле поныне совершаются чудеса.

Священное Писание

Иуд., 78 зач., I, 11-25

11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; 13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

14 О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - 15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники".

16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, 21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, 23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, 25Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Лк., 110 зач., XXIII, 1-34, 44-56

1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, 2и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.

3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, 9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.

10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.

11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16 итак, наказав Его, отпущу.

17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. 18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.

19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.

21 Но они кричали: распни, распни Его!

22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.

24 И Пилат решил быть по прошению их, 25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, 29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!

30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!

31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: 45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.

46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.

47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.

48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.

50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.

54 День тот был пятница, и наступала суббота.

55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Иуд. 1, 11-25

Горе возвещает св. апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордое и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь, со всеми, и обличить всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Важно понимать, что церковнославянский язык — это не далекое прошлое, а наше настоящее. Язык богослужения, несомненно, может претерпевать и претерпевает изменения. Церковнославянский язык, как и всякий язык, тоже развивается. Это хорошо видно, когда совершаешь богослужение, используя богослужебные книги разного времени. Даже славянский Евангельский текст, хорошо известный на слух любому воцерковленному православному человеку, предстает совершенно иным, если вы читаете Евангелия по тексту XVII века. <…> Изучение церковнославянского языка и обучение этому языку — важная общецерковная задача.

О соблюдении поста

Предписания поста в календаре — это монастырская практика, для мирян это не Талмуд, а ориентир. В отношении соблюдения поста не существует такой постановки вопроса — «или-или» (или со всей строгостью, или никак). Можно попробовать поститься в той мере, в какой сможешь. Любой опыт, даже если он будет отрицательным, не будет лишним. Тем более что святыми отцами категорически запрещено укорять и осуждать непостящегося. Пост подразумевает как сокращение пищи, так и увеличение молитвы. Чем строже мы постимся гастрономически, тем больше должны молиться. Должна быть гармония телесного и духовного труда.

Молитвословия

Тропарь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

глас 4

От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/ пресветлую видев, яко девицу чисту,/ юже приемь, приведе,/ яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/ и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/ разумом и именем мудре.

Кондак равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

глас 2

Твердым и Богодохновенным учением/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/ разсевая пресветлое Божие слово,/ на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.

Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

О преславнии просветителие словенских язык, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, ваших письмен и учений светом просветившеся и в вере Христовой наставльшеся, яко чада ко отцем, усердно ныне прибегаем и сокрушением сердечным молимся: аще и завет ваших не соблюдохом, о угождении бо Богу небрегохом и от братняго единомыслия в вере отпадохом, обаче якоже древле в земном житии вашем, сице и ныне грешных и недостойных не отвратите тщи, но, яко имуще велие ко Господу дерзновение, прилежно Того молите, да обратит нас в путь спасения, да умирит раздоры единоверных, да приведет к единомыслию отпавших и всех нас духом любве да соединит Единей Святей, Соборней и Апостольстей Церкви! Вемы бо, яко много может молитва праведных по благосердию Владыки. Не оставите убо нас, унылых и недостойных, чад ваших, ихже ради грехов паства ваша, враждою разделяема и соблазнами инославных прельщаема, умалися, овцы же словесныя, разрываемы, восхищаются волки губительными. Подаждьте убо нам молитвами вашими ревность Православия, яко да отеческая преда­ния добре сохраним, каноны церковные верно соблюдем, всяких лжеучений странных отбежим и, тако в житии богоугодном преспевающе, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже купно с вами прославим в Троице Единаго Бога во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Авксентия

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Авксентия

глас 2

Насладився, богомудре, воздержания/ и желания плоти твоея обуздав,/ явился еси, верою сияя,/ якоже сад посреди рая, процвел еси,// Авксентие отче священне.

Тропарь преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Светлости святых насладитися вожделев,/ в темную вселился еси пещеру, прехвальне,/ и добре подвизался еси, Исаакие,/ прельщен же быв от врага,/ паки крепко попрал еси того вся коварства./ И ныне, яко победитель,/ в веселии предстоя Христу Богу,/ проси нам мира и велия милости.

Кондак преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 5

Вражию прелесть низложивша и в постничестве светло просиявша,/ приидите, вернии, восхвалим Исаакия победоноснаго,/ иже, яко злато, во искушениих просил/ и просвещает сердца верно к нему притекающих,/ моляся Господеви непрестанно о душах наших.

Тропарь преподобного Марона, пустынника Сирийского

глас 8

Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/ светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/ иже некия горы достигл/ и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/ за превосходящую твою к Богу добродетель,/ и тамо обрет требище идольское. Богу освятив, в нем пребывал еси,/ и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/ дарова тебе дар Свой,/ имже пронесеся имя твое в человецех,/ целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./ Темже и зовем ти:/ радуйся, целителю наш скорый;/ радуйся, заступниче наш теплый,/ предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/ молися Той о призывающих имя твое святое,/ да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.

Теги:
Равноапостольный Кирилл
православный календарь

Все публикации