Церковный календарь

27 февраля. Память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
27 февраля. Память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

Cедмица о мытаре и фарисее. Сплошная.
Поста нет. 14 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Авксентия (ок. 470). Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869).

Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Преподобного Марона, пустынника Сирийского (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийского (V). Преподобного Илариона Грузина, Святогорца (1864) (Груз.). Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).

Священномученика Павла Дернова пресвитера и сыновей его мучеников Бориса, Григория и Симеона (1918); священномученика Онисима, епископа Тульского (1937); священномученика Трифона Родонежского диакона (1938).

Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его мученика Феодора

В 1246 году, желая убить нелояльного князя Михаила Черниговского, завоеватели предложили ему в Орде ради «уважения» к хану выполнить языческие обряды, зная, что для христиан это недопустимо. Как и ожидалось, князь и его боярин Феодор отказались, исповедав верность Христу. После убийства тела святых были брошены псам, но псы не тронули их, а ночью над мощами мучеников появился огненный столп. Русские перенесли мощи святых в Чернигов, где мощи находились до XVI века. В 1578 году по желанию царя Иоанна IV мощи были перенесены в Москву. Царь при этом сам составил службу на перенесение мощей. Мощи вначале положили в храме, посвящённом этим святым. В XVIII веке мощи перенесли в Сретенский собор (1770 год), а затем в Архангельский собор Московского Кремля (1774 год), где они и доныне пребывают под спудом.

Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Вместе с братом он был послан в 857 году имп. Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар, а затем в 862 году — в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. По природе болезненный и слабый, св. Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался 42 лет от роду в 869 году. Погребен учитель славян в римской церкви Св. Климента.

Преподобный Авксентий Вифинский

Преподобный Авксентий Вифинский (около 420–470) родился в знатной семье и был хорошо образован. При императоре Феодосии II он служил в придворной гвардии. Когда ему было 22 года, святой ушёл в один из монастырей Вифинии. Там он принял постриг и был посвящён в пресвитера. Стремясь к совершенству в молитве, преподобный несколько лет провёл уединённо в пещере на острове Оксия, затем в пещере Скопа в Вифинии (позднее там возник монастырь во имя преподобного Авксентия). Преподобный почитается как гимнограф. Для приходивших к нему паломников он слагал короткие — в 2–3 фразы — тропари, простые и назидательные. Среди тропарей преподобного Авксентия есть такие: «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, Свят, Свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас» (перевод диакона В. Василика).

Преподобный Шио Мгвимский

Преподобный Шио пришел в Грузию для проповеди Слова Божия в числе 12 учеников святого Иоанна Зедазнийского. По благословению католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере западнее города Мцхета. Святой подвизался в строгом посте и молитве и подобно святому пророку Илии питался небесным хлебом, который ему приносил голубь. Вскоре к этому месту устремились жаждущие пустыннической жизни. Святой Шио основал в Саркине обитель, в которой подвизались 2000 монахов. После совершения многих чудес святой Шио выкопал возле монастыря пещеру и провел в затворе 15 лет. Мощи угодника Божия были погребены в основанной им Мгвимской обители, и на его святой могиле поныне совершаются чудеса.

Священное Писание

2 Тим., 295 зач., III, 1-9

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Лк., 103 зач., XX, 45 — XXI, 4

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: 46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, 47 которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Глава 21

1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 3, 1-9

Кто такие "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся"? И кто другие "всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины"? Первые те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно, и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять перед Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай. Вторые это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают, — что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они за удовлетворением пытливости своей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Важно понимать, что церковнославянский язык — это не далекое прошлое, а наше настоящее. Язык богослужения, несомненно, может претерпевать и претерпевает изменения. Церковнославянский язык, как и всякий язык, тоже развивается. Это хорошо видно, когда совершаешь богослужение, используя богослужебные книги разного времени. Даже славянский Евангельский текст, хорошо известный на слух любому воцерковленному православному человеку, предстает совершенно иным, если вы читаете Евангелия по тексту XVII века. <…> Изучение церковнославянского языка и обучение этому языку — важная общецерковная задача.

О соблюдении поста

Предписания поста в календаре — это монастырская практика, для мирян это не Талмуд, а ориентир. В отношении соблюдения поста не существует такой постановки вопроса — «или-или» (или со всей строгостью, или никак). Можно попробовать поститься в той мере, в какой сможешь. Любой опыт, даже если он будет отрицательным, не будет лишним. Тем более что святыми отцами категорически запрещено укорять и осуждать непостящегося. Пост подразумевает как сокращение пищи, так и увеличение молитвы. Чем строже мы постимся гастрономически, тем больше должны молиться. Должна быть гармония телесного и духовного труда.

Не будет ли скучно в раю?

В будущем веке райское существование будет качественно другим, чем нынешнее земное. На качественно ином уровне радости. Принципиальным отличием состояния его обитателей от состояния наших современников, живущих земной жизнью, будет блаженство. Блаженство райских жителей будет не кратковременным, а постоянным, не прерываемым ни изнутри, ни извне.

К сожалению, многие представляют себе рай совершенно по-мусульмански. Ведь что такое рай для мусульманина? Это место, где правоверным дадут то, в чём они испытывали недостаток на земле. В христианском же понимании праведники будут вечно блаженствовать и радоваться, главным образом, не просто от комфорта, а от того, что будут созерцать и познавать Бога во всей Его славе.

Бог бесконечен во всех аспектах. Это такой Собеседник, который всегда интересен. Он способен вечно удивлять нас.

Согрешить в раю человек не сможет, все праведники окончательно утвердятся в добре.

Молитвословия

Тропарь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

глас 4

От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/ пресветлую видев, яко девицу чисту,/ юже приемь, приведе,/ яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/ и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/ разумом и именем мудре.

Кондак равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

глас 2

Твердым и Богодохновенным учением/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/ разсевая пресветлое Божие слово,/ на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.

Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

О преславнии просветителие словенских язык, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, ваших письмен и учений светом просветившеся и в вере Христовой наставльшеся, яко чада ко отцем, усердно ныне прибегаем и сокрушением сердечным молимся: аще и завет ваших не соблюдохом, о угождении бо Богу небрегохом и от братняго единомыслия в вере отпадохом, обаче якоже древле в земном житии вашем, сице и ныне грешных и недостойных не отвратите тщи, но, яко имуще велие ко Господу дерзновение, прилежно Того молите, да обратит нас в путь спасения, да умирит раздоры единоверных, да приведет к единомыслию отпавших и всех нас духом любве да соединит Единей Святей, Соборней и Апостольстей Церкви! Вемы бо, яко много может молитва праведных по благосердию Владыки. Не оставите убо нас, унылых и недостойных, чад ваших, ихже ради грехов паства ваша, враждою разделяема и соблазнами инославных прельщаема, умалися, овцы же словесныя, разрываемы, восхищаются волки губительными. Подаждьте убо нам молитвами вашими ревность Православия, яко да отеческая преда­ния добре сохраним, каноны церковные верно соблюдем, всяких лжеучений странных отбежим и, тако в житии богоугодном преспевающе, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже купно с вами прославим в Троице Единаго Бога во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Авксентия

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Авксентия

глас 2

Насладився, богомудре, воздержания/ и желания плоти твоея обуздав,/ явился еси, верою сияя,/ якоже сад посреди рая, процвел еси,// Авксентие отче священне.

Тропарь преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Светлости святых насладитися вожделев,/ в темную вселился еси пещеру, прехвальне,/ и добре подвизался еси, Исаакие,/ прельщен же быв от врага,/ паки крепко попрал еси того вся коварства./ И ныне, яко победитель,/ в веселии предстоя Христу Богу,/ проси нам мира и велия милости.

Кондак преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах

глас 5

Вражию прелесть низложивша и в постничестве светло просиявша,/ приидите, вернии, восхвалим Исаакия победоноснаго,/ иже, яко злато, во искушениих просил/ и просвещает сердца верно к нему притекающих,/ моляся Господеви непрестанно о душах наших.

Тропарь преподобного Марона, пустынника Сирийского

глас 8

Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/ светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/ иже некия горы достигл/ и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/ за превосходящую твою к Богу добродетель,/ и тамо обрет требище идольское. Богу освятив, в нем пребывал еси,/ и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/ дарова тебе дар Свой,/ имже пронесеся имя твое в человецех,/ целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./ Темже и зовем ти:/ радуйся, целителю наш скорый;/ радуйся, заступниче наш теплый,/ предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/ молися Той о призывающих имя твое святое,/ да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.

Теги:
Равноапостольный Кирилл
православный календарь

Все публикации