Церковный календарь

16 февраля. Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 февраля. Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Неделя о блудном сыне
Поста нет. 3 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Сретения Господня. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912).

Благоверного князя Романа Угличского (1285). Святителя Симеона, епископа Полоцкого, епископа Тверского (1289). Святителя Игнатия Мариупольского (1786). Пророка Азарии (X в. до Р. Х.). Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мучеников Адриана и Еввула (ок. 308–309). Мученика Власия Кесарийского (III). Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января).

Священномучеников Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского пресвитеров, преподобномученика Владимира Загребы и мученика Михаила Агаева (1938).

Неделя о блудном сыне

В этот день мы празднуем возвращение блудного сына, которое божественные отцы поставили в Триоди на втором месте по следующей причине. Поскольку некоторые знают за собой множество беззаконий, от юности живя блудно, проводя время праздно, в пьянстве и нечистоте, и таким образом впав во глубину зол, приходят в отчаяние, которое есть порождение гордости. Поэтому они никак не хотят перейти к исправлению, выставляя (в оправдание) пленение злом, из-за чего впадают в ещё большее зло. Святые отцы, проявляя и к таковым людям отеческое человеколюбие и желая избавить их от отчаяния, предлагают здесь настоящую притчу после первой, выдёргивая с корнем эту страсть и восставляя их к приобретению добродетели, открывая много согрешившим, блудным преблагое Божие милосердие, показывая через эту притчу Христову, что нет таких грехов, которые могут превзойти Его человеколюбие… Эта притча удаляет отчаяние и нерешительность начать добрую жизнь, поучает покаянию и обращению согрешившего подобно блудному.

Праведный Симеон Богоприимец

Преподобный Никодим Святогорец (XVIII век) собрал предания древних авторов о Симеоне Богоприимце. Некоторые святые отцы называют Симеона священником. Другие добавляют, что он был из 70 (72) иудеев, работавших над греческим переводом Ветхого Завета (Септуагинта, или перевод Семидесяти) для египетского царя Птолемея. Праведный Симеон при переводе слов Книги пророка Исаии «Се дева во чреве приимет…» усомнился в их значении и получил обетование от Ангела, что доживёт до исполнения пророчества и примет на руки рождённого Девой Мессию. Приняв на руки Христа, праведный Симеон сказал Ему: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк. 2:29–31). Эта молитва была воспринята Церковью и вошла в чинопоследование вечерни. Кроме этого, она помещена среди благодарственных молитв по принятии Святых Христовых Таин. Святитель Афанасий Великий говорит, что Симеон, едва увидев Христа, просит отпущения, так как стремится скорее спуститься в ад, чтобы сообщить праведникам о приходе Избавителя.

Праведная Анна Пророчица

Помимо праведного Симеона Богоприимца в храме во время Сретения находилась пророчица Анна. Праведной Анне было 84 года. Как отмечает евангелист Лука, она была вдовой, «проживши с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2:36–40). Святитель Григорий Палама говорит, что в образе Симеона и Анны Господь показал, какими должны быть желающие встретить Христа — вне зависимости от того, семейные они или безбрачные. Отличительной чертой Анны было постоянное пребывание в храме — днём и ночью. Евангелие называет Анну пророчицей, так как она Духом Святым узнала приход Мессии. Она же и одна из первых благовестниц. Анна всему Иерусалиму исповедала свою веру в то, что настало время исполнения мессианских пророчеств: она «славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)

Святитель Николай Японский был родом со Смоленщины, сыном диакона. Он успешно учился, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и принял постриг. Господь возжег в нем желание стать настоятелем консульского храма в Японии. Поначалу проповедь Евангелия показалась немыслимой. Настроения в Стране восходящего солнца не менялись с XVI–XVII веков — эпохи жестоких гонений и казней христиан-католиков. По словам святителя, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на изучение народа, языка — и, наконец, православная проповедь возымела успех. Богослужение и преподавание на японском языке, уважение к обычаям позволили святителю найти путь к сердцам жителей островов и привести ко Христу более 30 тысяч человек.

Священномученик Адриан (Троицкий)

Протоиерей Адриан Троицкий родился в 1872 году в селе Билярском Казанской губернии в семье диакона. С 1890 года — псаломщик, через 3 года — учитель в Соляновской церковно-приходской школе. В  1903 году рукоположен во диаконы, через 7 лет — во иереи, служил настоятелем Троицкого храма в селе Михайловском Царевококшайского уезда Казанской губернии. С 1913 года — протоиерей. После прихода к власти большевиков в 1918 году был арестован по подозрению в участии в антибольшевистском крестьянском Княжнинском восстании в Марийском крае. Обвинение не подтвердилось, священника освободили. Вновь арестован в 1937 году, содержался в тюрьме города Йошкар-Олы, обвинен среди прочего в создании контрреволюционной группы и обложении прихожан непомерным налогом. Вины не признал, сказав: «Никакой контрреволюционной работы я не проводил. Хлебными налогами верующих я не обкладывал. Хлеб собирался по решению общины верующих». По приговору «тройки» НКВД расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Священное Писание

1 Кор., 135 зач., VI, 12-20

12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15 Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19 Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20 Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Лк., 79 зач., XV, 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 15, 11-32

О чем ни говорит нам неделя блудного! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве из под блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем следствие того, — обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и, в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно принимается и восстанавливается в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня в роде нашем «прелюбодейном и грешном» грех блуда распространен настолько, что у многих может возникнуть отчаяние, ведь «блудники… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10). Но сегодняшняя притча помогает нам понять эти слова апостола Павла. Нет такого греха, который бы Бог не простил, если человек искренне в этом грехе раскаивается, кроме пребывания в нераскаянном состоянии, что называется грехом хулы на Духа Святого (см. Мф. 12, 31). А что значит раскаяние? Раскаяние означает осознание своей неправды, своего заблуждения и обещание больше не грешить. И если человек понимает, что совершает грех, что это действительно разрушает его душу, что это закрывает перед ним двери Царствия Небесного, если он приходит к Богу и, подобно блудному сыну, со слезами просит открыть для него двери родительского дома, тогда Господь прощает согрешившего.

Молитвословия

Тропарь равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.

Кондак равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Тропарь благоверного князя Романа Угличского

глас 4

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

Кондак благоверного князя Романа Угличского

глас 8

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

Тропарь праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия: видеста очи мои// спасение Твое мирови.

Кондак праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Старец днесь отрешитися/ от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,// Зиждителя и Господа.

Теги:
Праведный Симеон Богоприимец
праведная Анна Пророчица
святитель Николай Японский
православный календарь

Все публикации