Церковный календарь

5 февраля. Память преподобного Геннадия Костромского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция сайта
5 февраля. Память преподобного Геннадия Костромского

Седмица 37-я по Пятидесятнице. Поста нет

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565)

Преподобный Геннадий (в миру Григорий; †1565) был единственным сыном в боярской семье Иоанна и Елены, живших в Могилёве. Григорий с детства любил храм Божий, посещал все службы, чем вызывал недовольство родителей. Они считали, что достаточно посещать храм на праздники, что не нужно удаляться от общения с людьми и уж совсем не следует молодому человеку вставать ночью на молитву. Отец говорил ему: «Разве ты сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми». Так как родители препятствовали ему в благочестии, Григорий решил уйти из дома и стать иноком. Найдя благоприятный момент, он покинул дом родителей, поменялся одеждой с нищими и, преодолев на пути много невзгод, добрался до Москвы. Посетив немало русских монастырей, он принял постриг и стал учеником преподобного Корнилия Комельского (1457–1537).

Преподобный Геннадий, начав иноческий подвиг под духовным руководством преподобного Корнилия Комельского во Введенском монастыре (Вологодская епархия), был отправлен в качестве настоятеля Преображенской обители на Сурском озере. Став игуменом, он наравне с братией выполнял работы: трудился в поварне, колол дрова, копал пруды, пёк просфоры и писал иконы. Святой носил на теле вериги с тяжёлыми крестами. Господь за смирение дал преподобному Геннадию дар прозорливости. Однажды по делам монастыря он был в Москве. Во время посещения им дома боярина Романа Юрьевича Захарьина (родоначальника рода Романовых) преподобный, по просьбе супруги боярина, благословил их детей: Даниила, Никиту и Анастасию. Анастасии, тогда ещё девочке, преподобный Геннадий предсказал, что она станет царицей: «Ты лоза прекрасная и ветвь плодовитая, будешь нам государыней-царицей благоверной». Предсказание святого старца сбылось в 1547 году, когда Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV Васильевича.

Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681)

Шестой Вселенский Собор был созван императором Константином IV Погонатом (Брадатым) (668-685) по причине возникновения учения об одном действии (моноэнергизм) и одной воле (монофелитство) в Господе Иисусе Христе, которое колебало Церковь в течение нескольких десятков лет. VI Собор проходил дольше всех Вселенских Соборов – 10 месяцев, число участников колебалось с 43 до 174 архиереев. Длительность собора была обусловлена многочисленными диспутами, которые проходили между православными архипастырями и защитниками монофелитства, которых возглавлял Антиохийский Патриарх Макарий. Кроме того, на Соборе были подвергнуты подробному разбору все труды монофелитов, а также собранные ими доказательства в пользу ереси. Свидетельства еретиков были сверены с подлинными писаниями святых отцов и опровергнуты.

Собор осудил монофелитство и моноэнергизм и принял догмат о соединении в Господе Иисусе Христе двух действий и двух воль: «Проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нём два естественные хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля следует, а не противоречит, или противоборствует, но подчиняется Его Божественной и всемогущей воле. Два Его естества проявились водной Его ипостаси, с обнаружением естественного различия в том, что то и другое естество хочет и производит свойственное себе в общении с другим. Поэтому-то мы и признаём две естественные воли и действия, взаимно сошедшиеся для спасения рода человеческого». Собор анафематствовал ересиархов: Константинопольского Патриарха Сергия и Римского папу Гонория и их последователей. Патриарх Макарий Антиохийский, не пожелавший на соборе признать православное вероопределение, был низложен и сослан в Рим.

В этот день также совершается память: Священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела Римлянина (312). Преподобного Геннадия Костромского (1565). Собор Костромских святых. Святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского (431). Перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского (1786). 

— Божественная литургия 

Евангельское чтение

Мк., 50 зач., XI, 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собираниясмокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им: 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,— будет ему, что ни скажет.

Апостольское чтение

Иак., 54 зач., III, 1-10

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 11, 11-23

Смоковница покрытая листьями была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют; оттого не имеют плодов живых; а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть плодородительная духовная сила; а что от нас, то только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень — чувство, что ты погибающий и что если не Господь — погибнешь: отсюда во всю жизнь, при всех делах и трудах — сердце сокрушенно и смиренно. Далее, как будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то страх и трепет в содевании спасения и непрестанное вопияние: "имиже веси судьбами, спаси мя". Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя, трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа — добре; а если нет — то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодородном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай.

Иак. З, 1-10; Мк. 11, 11-23

У смоковницы, которая была богата листьями, а плодов не имела, Господь отнял благословение, — и она иссохла. Это урок действием. Под этой смоковницей разумеются люди, по виду исправные, а в существе дела недостойные одобрения. Кто же такие? Которые красно разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, — держат только в уме предметы веры. И те таковы, которые по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны, и дела исправные являют только дотоле, пока нельзя скрыть неисправности в них, а когда можно, не делают. Например, милостыню подает, когда просит кто при людях, а попроси наедине, еще разбранит. Богу молиться в церковь идет и на виду всех молится, и дома молится, чтоб не осрамиться перед домашними. Но как скоро один и лба не перекрестит. О мысленном же и сердечном к Богу обращении и понятия не имеет. Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими. Ибо тогда не миновать нам суда изреченного над смоковницею.

Тропарь преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

глас 4

Яко пустыннолюбивая горлица, / от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, / чистотою и говением, молитвами и труждением / прославил еси Бога в душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, / иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех, / притекающих к тебе с верою.

Кондак преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

глас 3

Молитвою и постом, труждением и терпением/ умертвивый всякое плоти мудрование,/ чистоты сосуд благолепен,/ Божественных даров и чудес причастник,/ иноком же доблий наставник был еси,/ сподвизаяся блаженному Корнилию, отче Богомудре./ Сего ради вопием:/ молися ко Господу,/ да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашим.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение воспринимается сознанием современного невоцерковленного человека , тем более не христианина, как некое юродство, как слабость, а не как добродетель. К сожалению, и в художественной литературе, может быть, за исключением Достоевского, никто ярко не показал, что смирение является силой и красотой человека. Смирение воспринимается как некая слабость, неконкурентоспособность человека. А ведь это совсем не так. Смиренный человек – это не слабый человек. Смиренный человек – это тот, кто ходит пред очами Божиими, кто себя поставляет под волю Божию и под суд Божий. Вот что такое смирение! Смиренный человек может достигать не меньших высот в этой жизни, опираясь на свои силы, на свое образование, на свои возможности. Одно не исключает другого, потому что если человек, даже физически сильный или материально обеспеченный обладает смирением, то он свою силу полагает к стопам Божиим, он себя самого вручает Господу. Бог становится его водителем, и в этом водительстве Божием, в принятии этого водительства и проявляется подлинное смирение человека.

— Вечернее богослужение. Совершается служба с полиелеем

Евангельское чтение

Мф., 43 зач., XI, 27-30

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Теги:
Православный календарь
преподобный Геннадий Костромской

Все публикации