Церковный календарь

2 февраля. Преподобного Евфимия Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 февраля. Преподобного Евфимия Великого

Неделя 33-я по Пятидесятнице
Поста нет. 20 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Евфимия Великого (473).

Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII–XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобного Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I–II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Преподобного Евфимия исповедника (1944) (Груз.).

Священномученика Павла Добромыслова пресвитера (1940).

Неделя о Закхее

Неделя перед Неделей о мытаре и фарисее в богослужебном уставе не имеет особого обозначения, но часто именуется Неделей о Закхее — на ней заканчивается период пения Октоиха. Евангельское чтение выделяет символичность этой недели ввиду близости Великого поста. Закхей явил пример деятельного покаяния, решив, что половину имения отдаст нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо (Лк. 19:8). Спаситель говорит Закхею, залезшему на дерево: «Закхее, потщався слези (то есть сойди скорее): днесь бо в дому твоем подобает Ми внити» (Лк. 19:5). По слову святителя Николая Сербского, схождение Закхея ко Христу — образ духовной работы: «когда ум человеческий сойдёт в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком». 

Название Недели о Закхее, как и последующих недель, уже являющихся подготовительными к Великому посту, связано с библейскими чтениями в эти дни (в Неделю о Закхее — зачало Евангелия от Луки 19:1–10). В Древней Церкви, когда гимнография церковного года ещё не была создана, основу христианского богослужения составляли Библия и корпус молитв, которые затем вошли в Служебник и Требник. Праздники — памяти новозаветных событий — отмечались определёнными библейскими чтениями. Впоследствии развилась гимнография — тропари, каноны и так далее. Триодный цикл включает в себя жёстко фиксированную систему чтений: начиная от чтения о мытаре и фарисее в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивая чтением в Неделю всех святых. За пределами триодного цикла находится круг рядовых чтений на церковный год. Эта оставшаяся часть года — от Недели всех святых до недели о Закхее — имеет разную продолжительность, так как зависит от дат празднования Пасхи, но Неделя о Закхее всегда является завершением периода Октоиха.

Преподобный Евфимий Великий

Преподобный Евфимий жил в Армении и происходил из знатного рода. После смерти отца мать посвятила мальчика Богу и отдала на воспитание своему брату-пресвитеру. Уже в молодости святому было поручено управление городскими монастырями. Но эта деятельность тяготила подвижника, и он отправился в Иерусалим поклониться святыням, а потом ушел в Иудейскую пустыню. Слава об отшельнике быстро распространилась, и его пещера вскоре стала «краеугольным камнем» основанной Евфимием обители. Святой учил иноков жить своим трудом. «Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами». Святой дожил до 97 лет, завещав братии помогать всем нуждающимся.

Преподобный Евфимий Сянжемский

Преподобный Евфимий подвизался на реке Сянжеме в конце ХV века. Там он построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. Вскоре к нему пришел его ученик преподобный Харитон. Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считала негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видела на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года. Его преемником по игуменству стал его любимый ученик — преподобный Харитон. Оба преподобных были погребены в Вознесенской церкви.

Священное Писание

1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11 Проповедуй сие и учи.

12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Лк., 94 зач., XIX, 1-10 

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Это воскресенье посвящено воспоминанию о встрече Спасителя с мытарем Закхеем (см.: Лк. 19, 1–10). Закхей, обремененный, по-видимому, угрызениями совести, воспоминаниями о многих неправедных делах, решил увидеть Спасителя, о Ком он слышал как о великом чудотворце и великом проповеднике. Спаситель обратил внимание на Закхея, — уж больно из ряда вон выходящей была картина, когда важный чиновник, вопреки всяким понятиям о субординации, сидит на дереве. И Господь сказал ему: «Закхей, спустись, сегодня Я должен быть в твоем доме». Уже то, что Господь пошел в дом к Закхею, действительно не могло пройти мимо внимания всех остальных. К человеку, презираемому всем народом, грешнику и казнокраду, обижавшему людей чрезмерными требованиями в пользу оккупантов, вдруг идет Спаситель! Что происходит? Этим потрясен сам Закхей, и уже в доме своем он говорит Господу: «Тем, кого я обидел, воздам вчетверо, и тем, кто нуждается, помогу от своего имения». Глубокое раскаяние Закхея и является причиной того, что в преддверии Великого поста мы вспоминаем это Евангельское событие.

Молитвословия

Тропарь преподобного Евфимия Великого

глас 4

Веселися, пустыня нераждающая,/ благодушствуй, неболящая,/ яко умножи тебе чада муж желаний духовных,/ благочестием насадив,/ воздержанием воспитав добродетелей в совершенство./ Того молитвами, Христе Боже,// умири живот наш.

Кондак преподобного Евфимия Великого

глас 8

В честнем рождестве твоем радость тварь обрете/ и в Божественней памяти твоей, преподобне,/ благодушие прият многих твоих чудес,/ от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны,// яко да поем: аллилуия.

Тропарь преподобного Евфимия, схимника Печерского

глас 4

Евфимие всечестне, преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче, получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая, молися Господеви присно о всех нас, да и мы тех же благ сподобимся.

Кондак преподобного Евфимия, схимника Печерского

глас 4

Яко приял еси схиму, бысть выну тих и молчалив, препо­добне, никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничесоже глаголал еси, и пищи, разве зелия сурова, никоея же вкушал еси. Тем обрет днесь пищу неиждившую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися.

Тропарь преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

Затворивый себе Господа ради в темней пещере, / преподобне отче Лаврентие, многолетне / и Оному добре в ней угодивый, / подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити, / и тьмы страстей отвратитися, / и светлость получити Царствия Небеснаго.

Кондак преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Бог, рекий из тьмы свету возсияти,/ просил тебе из темна места, яко свет,/ и знаема всем показа, Лаврентие,/ яви же и Свету невечернему тя причастника, преподобне,/ в немже ликуя, поминай нас, хвалящих тя.

Теги:
Неделя о Закхее
преподобный Евфимий Великий
преподобный Евфимий Сянжемский
православный календарь

Все публикации