
Неделя 32-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Евфимия Великого (473).
Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII—XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобного Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I—II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Преподобного Евфимия исповедника (1944) (Груз.).
Священномученика Павла Добромыслова пресвитера (1940).
Престольные праздники
Храм свт. Тихона Задонского и прп. Евфимия Великого Седмиезерной Богородичной пустыни (К)
Преподобный Евфимий Великий
Преподобный Евфимий жил в Армении и происходил из знатного рода. После смерти отца мать посвятила мальчика Богу и отдала на воспитание своему брату-пресвитеру. Уже в молодости святому было поручено управление городскими монастырями. Но эта деятельность тяготила подвижника, и он отправился в Иерусалим поклониться святыням, а потом ушел в Иудейскую пустыню. Слава об отшельнике быстро распространилась, и его пещера вскоре стала «краеугольным камнем» основанной Евфимием обители. Святой учил иноков жить своим трудом. «Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами». Святой дожил до 97 лет, завещав братии помогать всем нуждающимся.
Преподобный Евфимий Сянжемский
Преподобный Евфимий подвизался на реке Сянжеме в конце ХV века. Там он построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. Вскоре к нему пришел его ученик преподобный Харитон. Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считала негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видела на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года. Его преемником по игуменству стал его любимый ученик — преподобный Харитон. Оба преподобных были погребены в Вознесенской церкви.
Евангелие дня
Жития святых свидетельствуют, что стремление к Богу и жизнь по заповедям Христовым всегда требуют от человека напряжения всех его сил, в том числе и сил интеллектуальных: святые были вынуждены непрестанно искать ответы на два основных вопроса, во-первых, на вопрос о воле Божией в той или иной конкретной ситуации, а во-вторых, на вопрос о том, как осуществить волю Божию. В Евангелии мы тоже видим портреты людей, которые стремились ко спасению, а потому были вынуждены предпринимать нетривиальные действия для его достижения. Один из примеров такого рода — мытарь Закхей, о котором повествует 19-я глава Евангелия от Луки. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 19.
01Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
02И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
03искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
04и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
05Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
06И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
07И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
08Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
09Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
Закхей появляется на страницах Евангелия внезапно и как бы случайно. Город, в котором он жил — Иерихон — находился на пути следования Господа Иисуса Христа. И описание Христова пути послужило основой для появления Закхея в Евангелии от Луки. Апостол Лука даёт нам некоторые предварительные сведения о Закхее: он мытарь, он богат, он небольшого роста, и он хочет видеть Иисуса. Из этих сведений невозможно сделать вывод о том, с чем было связано желание Закхея увидеть Христа — то ли это простое любопытство, то ли нечто большее. Однако имеет ли значение побудительная причина? Кажется разумным предположение, что если причина не упомянута в Евангелии, то о ней и не стоит рассуждать, ведь есть масса примеров того, как люди, зайдя в храм фактически случайно, оказывались в нём навсегда. Само желание человека оказаться в храме, или, как в случае с Закхеем, увидеть Иисуса — уже от Бога, и неважно, чем оно вызвано с сугубо практической точки зрения.
Значительно интересней было бы поразмышлять вот о чём: Бог подсказывает нам благие и спасительные действия, но всегда ли у нас хватает мужества, чтобы поступать так, как того хочет Бог?
Спаситель зовёт к Себе всех, однако было бы глубочайшей ошибкой думать, что Его призыв предполагает бездействие с нашей стороны. В самом деле: если кто-то пригласит человека на встречу, то приглашённый должен предпринять некоторый труд ради того, чтобы откликнуться на приглашение. Так и со Христом: Он приглашает всех, но дальше призван действовать сам человек. В зависимости от обстоятельств мы должны думать о том, как попасть на эту встречу. История Закхея показала, что даже физическое присутствие Христа рядом требует для встречи с Ним смекалки и забвения собственного статуса. Если же мы говорим о встрече со Христом в наше время — в период между Вознесением Господним и Его Вторым Пришествием — то здесь необходимо значительно больше смекалки и несопоставимо больше смирения. Собственно, вся наша аскетическая литература говорит именно об этом, и дай Бог, чтобы мы, вдохновившись примером мытаря Закхея, а также известных нам святых, обрели способность искать и находить пути ко Христу в любой, даже самой нетривиальной, жизненной ситуации!
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Христос предлагает нам научиться от Него. Чему научиться? Научиться тайне человеческого счастья. Понять, что только с Богом человек обретает силу, которая способна и голод, и слезы, и гонения преобразовать в блаженство. Потому что Бог является источником жизни, в Его руках наши жизни, и если мы в кротости и чистоте сердца открываем навстречу Ему свое сердце, если мы принимаем Бога, то мы становимся внутренне такими сильными, что и скорбь, и теснота ничто пред этой силой.
Богослужебный язык
Старообрядческий раскол, возникший в связи с исправлением богослужебных книг при патриархе Никоне, оказался настолько болезненным, что с конца XVII в. практически прекращается адаптация богослужебных текстов к изменяющимся языковым нормам. По этой причине многим новоначальным христианам некоторые тексты представляются непонятными.
Непонятность бывает 2-х основных типов: языковая и смысловая.
А. Языковая
Например, затемняют смысл паронимы (слова, имеющие современное произношение, но иной смысл: живот, мир, неделя и пр.).
Примеры из Псалтири: глумиться — размышлять; оправдания — заповеди; ложь — ненадёжность; понос — позор; Теплая Предстательнице — Горячая (ревностная); Пастырь добрый — пастырь истинный.
Б. Смысловая
Богослужебные тексты рассчитаны на человека, знающего Св. Писание. Даже в том случае, когда византийское песнопение переведено на русский язык, от человека требуются знание Библии чтобы его адекватно понять. То есть понимать язык — еще не значит понимать богослужение.
Вот, к примеру, перевод одного из песнопений службы Пятидесятницы: «Медленноречивый, будучи покрыт священным мраком, возвестил богописанный закон, ибо, оттрясши нечистоту от умственного глаза, он видит Сущего». В данном случае нужно знать, что речь идет о Моисее и его восхождении в Божественный мрак на вершину Синайской горы.
Иногда приходится слышать: хожу в храм и почти ничего не понимаю. При этом ни в какой другой области человеческого опыта мы не услышим подобного, например: хочу выучить английский язык, уже 3 года слушаю новости на английском и ничего не понимаю. Тот, кто хочет выучить, тот учит.
Что делать с рассказами о тяжких грехах священников, которые легко найти в интернете?
Пойти в ближайшую церковь и познакомиться с православными священниками лично. Чтобы составить себе объективное впечатление о любой группе людей, включая священников, нужно личное знакомство, а не чтение враждебных слухов в интернете.
Как показывает опыт, сообщения в интернете могут быть нескольких типов.
Во-первых, попросту ложь — всякий церковный человек, который регулярно читает интернет, может легко вспомнить множество антицерковных уток.
Во-вторых — однобокая подача информации: реальная ситуация или конфликт описывается только с одной стороны, а когда мы потом выслушиваем другую, ситуация приобретает совсем иной оттенок.
В-третьих — реальные случаи недостойного поведения клириков (среди десятков тысяч служителей Церкви возможно и такое), которые подхвачены СМИ из любви к скандалам. В этом смысле о священниках, как и о самолётах пишут тогда, когда они падают.
Заметим, что греховность священника, не должна восприниматься, например, при совершении Таинств, как безусловная преграда для действия Божественной благодати.
Молитвословия
Тропарь преподобного Евфимия Великого
глас 4
Веселися, пустыня нераждающая,/ благодушствуй, неболящая,/ яко умножи тебе чада муж желаний духовных,/ благочестием насадив,/ воздержанием воспитав добродетелей в совершенство./ Того молитвами, Христе Боже,// умири живот наш.
Кондак преподобного Евфимия Великого
глас 8
В честнем рождестве твоем радость тварь обрете/ и в Божественней памяти твоей, преподобне,/ благодушие прият многих твоих чудес,/ от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны,// яко да поем: аллилуия.
Тропарь преподобного Евфимия, схимника Печерского
глас 4
Евфимие всечестне, преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче, получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая, молися Господеви присно о всех нас, да и мы тех же благ сподобимся.
Кондак преподобного Евфимия, схимника Печерского
глас 4
Яко приял еси схиму, бысть выну тих и молчалив, преподобне, никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничесоже глаголал еси, и пищи, разве зелия сурова, никоея же вкушал еси. Тем обрет днесь пищу неиждившую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися.
Тропарь преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах
Затворивый себе Господа ради в темней пещере, / преподобне отче Лаврентие, многолетне / и Оному добре в ней угодивый, / подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити, / и тьмы страстей отвратитися, / и светлость получити Царствия Небеснаго.
Кондак преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах
глас 4
Бог, рекий из тьмы свету возсияти,/ просил тебе из темна места, яко свет,/ и знаема всем показа, Лаврентие,/ яви же и Свету невечернему тя причастника, преподобне,/ в немже ликуя, поминай нас, хвалящих тя.