Церковный календарь

22 января. Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 января. Память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

31-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 9 января по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мученика Полиевкта (259). Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569).

Преподобного Ионы, в схиме Петра, Киевского, чудотворца (1902). Пророка Самея (X в. до Р. Х.). Святителя Петра, епископа Севастии Армянской (IV). Преподобного Евстратия чудотворца (IX).

Священномученика Павла Никольского пресвитера (1943).

Святитель Филипп, митрополит Московский

Святитель Филипп (в миру Феодор) происходил из боярского рода. В юности его приблизил великий князь Василий III, но служба при дворе, равно как и земные блага, не прельщали юношу. Тайно, в простой одежде, он покинул Москву и достиг Соловецкого монастыря, где принял постриг и нес самые тяжелые послушания. Когда на трон взошел Иоанн Васильевич Грозный, он призвал к себе Филиппа, которого знал и любил в детстве. Царь рассчитывал на его полную поддержку в борьбе с боярами и против его воли возвел на митрополичий престол. Но беззакония опричнины и бесчисленные казни возмущали святителя, и он стал мужественно обличать царя, пережившего в детстве страх убиения и ставшего до безумия вспыльчивым и яростным. За это митрополита заключили в оковы и колодки, а потом заточили в монастырь, где он и принял мученическую кончину.

Мученик Полиевкт

Святой Полиевкт жил в середине III века. Когда началось гонение на христиан, его товарищ Неарх, исповедующий истинную веру, сказал Полиевкту: «Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречёшься от дружбы со мной». Однако Полиевкт неожиданно ответил Неарху, что видел во сне Христа, Который снял с него одежду и надел другую, светлую. «С этой минуты, — сказал он, — я готов служить Господу Иисусу Христу». Возгоревшись духом, святой Полиевкт вышел на городскую площадь и разорвал висевший там царский указ об обязательном поклонении идолам. Тесть мученика, местный правитель Фелокс, и жена бывшего язычника были в ужасе и пытались уговорить его не губить своей жизни. Но святой Полиевкт с радостью преклонил свою голову под меч палача и крестился в собственной крови.

Священное Писание

Субботы по Богоявлении: Еф., 233 зач., VI, 10-17

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Субботы по Богоявлении: Мф., 7 зач., IV, 1-11

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 6, 10-17; Мф. 4, 1-11

Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это в след за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны «все старание»; то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир, — мир за это начнет теснить его: он спасся от власти диавола, диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, — но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии, и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде. Три врага, — каждый с безчисленным полчищем, — но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, — противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так как бы прочих не было совсем. Говорит: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных». Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит. Итак, смотри всякий, куда следует направлять стрелы, или по крайней мере с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. — И ограждай! — Апостол прописал несколько орудий; но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Иисуса бей ратников.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Филипп ясно понимал особое предназначение Церкви, которая, с одной стороны, в мире, а с другой — вне мира. Она вне мира той самой стороной, которая не имеет ничего общего с материальным. Именно об этой природе Церкви и сказал апостол Павел, когда назвал ее «Телом Христовым» (см. 1 Кор. 12, 27). Именно эта природа Церкви и обусловливает предназначение Церкви быть голосом совести для народа, быть проводником слова Божия и в этом смысле сохранять свою автономию от всякого рода внешних влияний. В чем же должна состоять эта автономия Церкви? А в том, что для Церкви высший авторитет — это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром. Она может и должна сотрудничать с окружающим миром. Но она не может, ни при каких условиях, в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой бы то ни было властью. Потому что только власть Христа, Который есть Глава Церкви, и управляет Церковью, и определяет пути ее исторического бытия.

Иосиф Исихаст о гневе

Гнев сам по себе естествен. Как нервы в теле. А он — нерв души. И каждый должен им пользоваться против демонов, людей-еретиков и всего препятствующего пути Божию. Если же гневаешься на единодушных братьев или, бывая вне себя, разрушаешь дела рук своих, знай, что ты болен тщеславием и злоупотребляешь нервом души. А избавляешься от этого любовью ко всем и истинным смирением. Поэтому, когда найдет на тебя гнев, крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не дашь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз, станет слабее и прекратится совсем. Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью.

Богослужебный устав — Типикон

В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого, который пришёл в России на смену Студийскому.

Типикон не является священной книгой на все времена, априори не подлежащий каким-либо измениям. Содержание Типикона отражает определенную благочестивую богослужебную традицию.

По словам святителя Афанасия (Сахарова): «Название нашего Церковного Устава «Типикон» характеризует его содержание и значение. Типикон от греческого слова τύπος — тип, образ, форма, образец, идеал. Идеал — это нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое. Наш Типикон — изложение идеального порядка богослужения, ставящее своим образцом древнее многочасовое богослужение великих отцов и подвижников. Теперь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере лишь приближается к идеальному порядку его, изложенному в Типиконе».

Каким образом возможно было исполнить указание Типикона о храмовых богослужениях, составляющих более половины суток? Здесь следует учитывать, что богослужения совершалось монахами поочерёдно (даже в рамках одной службы) и стасидии являлись принадлежностью любого храма. В книге М. Скабаллановича «Толковый Типикон» есть интереснейшая глава об идеальной всенощной, отслуженной в начале XX века в Киевской духовной академии.

В настоящее время в большинстве приходских храмов используют ежегодно издаваемые Патриархией Богослужебные указания.

Молитвословия

Тропарь мученика Полиевкта

глас 4

Мученик Твой, Господи, Полиевкт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Полиевкта

глас 4

Спасу приклоншу во Иордане главу,/ сокрушишася змиев главы./ Полиевктова же глава отсекшаяся// льстиваго посрами.

Тропарь святителя Филиппа Московского

глас 8

Первопрестольников преемниче,/ столпе Православия, истины поборниче,/ новый исповедниче, святителю Филиппе,/ положивый душу за паству твою,/ темже, яко имея дерзновение ко Христу,/ моли за град же и люди,// чтущия достойно святую память твою.

Кондак святителя Филиппа Московского

глас 3

Православия наставника и истины провозвестника,/ Златоустаго ревнителя,/ Российскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим,/ пищею словес своих разумно чада своя питающа,/ той бо языком хваление пояше,/ устнама же пение вещаше,// яко таинник Божия благодати.

Молитва святителю Филиппу Московскому

О великий угодниче Христов святителю отче наш Филиппе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны многогрешныя, вемы бо, сердцем и усты и со благоразумным разбойником исповедуем, яко по делом нашим беды постигшия нас приемлем, сими бо временными скорбьми избежим по милосердию Господа вечныя муки, грешником уготованныя: сеяхом бо семена своевольнаго жития, пожинаем же терния скорбей. Обаче немощни есмы, и в покаяние теплое пришедше, молимся, да преложит Господь гнев Свой на милость и тебе, святителю Христов, усердно просим: пролей теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, Емуже присно предстоиши и молишися о почитающих тя с любовию и уповающих на твое предстательство. Умоли праведнаго Судию, да защитит святую обитель сию, место, в нейже ты духовно породился еси, и путевождь иноком святаго места сего был еси. Упаси якоже добрый пастырь жезлом благости твоея разсеянныя овцы стада Христова и во дворы Господни всели я. Огради нас от соблазна ересей и расколов в православной Церкви нашей. Научи нас, во странствии сущих, горняя мудрствовати, а не земная, просвети разсеянный ум наш и на путь истины направи, охладевшее сердце наше любовию ко Господу и к ближним нашим согрей. Вдохни в нас ревность ко исполнению велений Божиих. Ослабленную грехами и нерадением волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго. Православие укрепи, нападения лукавнуюших и беззаконных человек на Церковь Божию далече отжени. Отпадшия ветви от лозы Христовы с тою паки соедини, испроси у Христа Бога душам и телесем нашим здравие и крепость, болящим исцеление даруй, страждущих утеши, скорбящим мир и отраду покажи, плачущия радоватися сотвори, печальныя ликовствовати соделай, враждующих умиротвори, завистливыя милостивны покажи, всякия в нас неправды исправи. Изжени всякую крамолу и лукавыя советы нечестивых разруши, обаче тех в покаяние приведи. Архиереем и духовным пастырем, поставленным пасти стадо Христово Российския Православныя церкви, подаждь премудрость и праведное житие, якоже и сам сими добродетельми украшался еси, старыя поддержи, юныя научи и уцеломудри, и даруй им молитвами твоими трудолюбие, послушание и мирное жительство. Нам же всем радость присную о Господе подаждь, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Подвигоположника Господа нашего Иисуса Христа, Емуже буди слава, благодарение и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Филипп Московский
мученик Полиевкт Мелитинский
православный календарь
январь

Все публикации