
Седмица 31-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Престольные праздники
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Казани (К)
Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (К)
Иоанно-Предтеченский придел храма Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с. Шумбут Рыбно-Слободского района (К)
На второй день Богоявления совершается память Иоанна Крестителя — Собор святого Иоанна Предтечи, то есть собрание верных, чтобы почтить святого, крестившего Спасителя. В сирийских календарях этот день назывался «Похвалой святому Иоанну Предтече». Гимнография дня говорит о высоте подвига Предтечи, называя его «Ангелом» — за аскетическую жизнь («бестелесным подобное житие показав»), «пророков превышним» и «печатью пророков» — он не только возвещал пришествие Христа, но и проповедал Христа явленного: «Егоже бо они многообразно видеша и гадательно проповедаша, Сего крестити во Иордане сподобился еси», «гласом» пришествия Христа. Канон дня (автор — Феофан Начертанный) отмечает страх и трепет Предтечи, когда к нему пришёл креститься Христос — Единственный, Кто может дать всем оставление грехов.
Евангелие дня
Грехи, как мы все знаем, бывают разными по своей тяжести. Так, никто не поставит знак равенства между осуждением в мыслях и убийством, или же между недостаточно внимательной молитвой и воровством. Но есть среди грехов и те, которые имеют тяжесть значительно большую, чем любой из подпадающих под осуждение уголовным кодексом грехов. Причём грех этот для государственного закона и вовсе незаметен, однако он прекрасно заметен для Бога. О нём мы можем услышать в том отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Имя этому греху — соблазн, источником которого может по неосторожности стать любой человек.
Глава 9.
42А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44где червь их не умирает и огонь не угасает.
45И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46где червь их не умирает и огонь не угасает.
47И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48где червь их не умирает и огонь не угасает.
49Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
Глава 10.
01Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Из контекста только что прозвучавшего отрывка Евангелия от Марка ясно, что не только один грех от другого отличается своей тяжестью, но и соблазны тоже отличаются друг от друга. Можно, скажем, соблазнить человека съесть недозволенный постным уставом кусочек молочного шоколада, а можно лишить человека веры во Христа. Спаситель здесь упомянул второй вид соблазна, сказав так: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня» (Мк. 9:42).
Многие толкователи Евангелия от Марка отмечали, что эти Свои слова Христос адресовал не широкому кругу учеников, не фарисеям и не книжникам, а апостолам. Легко понять, почему Он поступил таким образом.
Всем нам прекрасно известно, что ничто так не отторгает людей от Церкви, как грехи христиан, особенно же священнослужителей, и чем выше в церковной иерархии находится человек, тем разрушительнее будут его грехи. Конечно же, Спаситель это прекрасно понимал, а потому Его предостережение — в первую очередь предостережение всем нам, тем, кто имеет честь перед своим именем произносить слово, указывающее на священный сан.
В продолжение размышления о соблазнах Господь сказал, что человека соблазнить может не только другой человек, но и само наше тело. Было бы слишком вульгарным понимать слова Спасителя как указание лишь на те грехи, которые именуются плотскими, нет, речь идёт о значительно более серьёзных вещах, в частности, о том, что избыточное попечение о теле заставляет нас идти на нравственные преступления, которые становятся соблазном для других людей.
Ответственность за такие грехи чрезвычайно высока, а потому нам стоит всеми силами стараться их избегать. Но как это сделать? Ответ довольно прост, он содержится в аскетическом учении Церкви: мы не должны позволять плоти диктовать свои условия, но, чтобы начать над ней господствовать, нам необходимо научиться делать то малое, что рекомендует делать Церковь всем своим чадам: регулярно молиться дома, участвовать в церковных таинствах, не пренебрегать постами и помнить, что всё перечисленное мы должны исполнять до той поры, пока по воле Божией не разлучимся с нашими телами.
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Сказанное чрезвычайно важно, ибо определяет два непременных условия принятия человеком спасительной Евангельской Вести, два условия человеческого спасения. Мы можем спастись, если имеем веру и крестились. Известно крещение покаянием, совершавшееся Иоанном Предтечей над иудеями в водах реки Иордан. Крещение, о котором говорит Спаситель, — также погружение в воду и омовение. Однако в этом Таинстве содержится новая реальность: это крещение во имя Единого Бога, в Троице прославляемого, — Отца, Сына и Святого Духа. Крещаясь во имя Божие, человек тем самым реально свидетельствует о своей вере, обнаруживает и исповедует ее, одновременно через омовение получая очищение и освобождение от грехов, и соединяется с тайной жизни Триединого Бога.
Можно ли пить святую воду не натощак?
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшегося времени суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божья дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
Молитвословия
Тропарь Иоанна Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.
Кондак Иоанна Предтечи
глас 6
Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.