Церковный календарь

18 января. Крещенский сочельник. Память пророка Михея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 января. Крещенский сочельник. Память пророка Михея

33-я седмица по Пятидесятнице. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). 
День постный. 5 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского, и мученика Феоны волхва (303). Преподобной Синклитикии Александрийской (ок. 350). Преподобного Симеона Псково-Печерского (1960).

Пророка Михея (IX в. до Р. Х.). Преподобной Аполлинарии (ок. 470). Преподобного ФостирияПреподобного Мины (VI). Преподобного Григория Акритского (ок. 820).

Священномученика Андрея Зимина пресвитера (1920); мученика Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мученицы Евгении Доможировой (1933); священномученика Сергия Лаврова пресвитера (1934); мученика Матфея Гусева (1938).

Пророк Михей

Святой пророк Михей был современником пророка Исаии. Священное Писание и предание ничего не говорят нам о его происхождении, родителях и жизни. Некоторые библейские толкователи думают, что одно из его пророчеств спасло жизнь Иеремии (Иер. 26,18–24). Ему принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира (Мих. 5, 2–4). Он предсказал гибель царю Ахаву в войне с ассирийцами, за что был посажен в темницу. Освобожденный после гибели Ахава (3 Цар. 22, 8–22), святой пророк мученически скончался в IХ веке до Р. Х.

Преподобная Аполлинария

Преподобная Аполлинария — дочь приближённого византийского императора Феодосия Младшего. Возжелав иноческой жизни, она тайно от родителей переоделась в одежду инока и поступила в скит к святому Макарию Египетскому, назвав себя иноком Дорофеем. У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они послали её в скит преподобного Макария, где девицу исцелил инок Дорофей (преподобная Аполлинария). Однако по возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Разгневанные родители послали в скит воинов и потребовали выдать виновника оскорбления дочери. Святая Аполлинария взяла вину на себя и пошла в дом своих родителей. Там она открылась своим близким, исцелила сестру, а затем возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась.

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Симеон в детстве услышал о жизни преподобного Серафима Саровского, нашел в поле камень и стал на нем молиться, подражая подвижнику. Часто в их доме останавливался преподобный Корнилий Крыпецкий и говорил, что мальчику предстоит быть монахом. Однажды, придя с родителями на богомолье в Псково-Печерскую обитель, отрок пожелал остаться там навсегда, но лишь спустя несколько лет отец отпустил его в монастырь. После революции преподобного Симеона хотели поставить наместником обители, но он по смирению отказался. Его постригли в схиму и назначили духовником братии. За свое смирение и любовь к ближнему иеросхимонах Симеон удостоился даров Святого Духа: прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов.

Священное Писание

1 Кор., 143 зач., IX, 19-27

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: 20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; 21 для чуждых закона — как чуждый закона,— не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона; 22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.

26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; 27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Лк., 9 зач., III, 1-18

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, 2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, 4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; 5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 6 и узрит всякая плоть спасение Божие.

7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

10 И спрашивал его народ: что же нам делать?

11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?

13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,- 16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.

18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пока совесть не обличит человека, он не чувствует своей вины. Даже если его призвать к покаянию или если он приходит к покаянию по традиции, по обычаю, как это нередко бывает в Церкви перед причастием, – если совесть его не обличает, то подлинного покаяния нет. А что же говорил Иоанн Креститель? К чему он призывал? Ведь он был человеком Ветхого Завета, когда люди, стремясь исполнить предписания ветхого закона, закона, полученного свыше, именно через это стремились спастись. Конечно, Иоанн призывал людей к покаянию в том, в чем они от закона отступали, – в самом важном, в духовном и нравственном, что нес тот закон. Для Иоанна Предтечи, как и для тех, кто крестился от него в реках Иорданских, очень важным было это восстановление связи с законом, и видимым знаком тому было омовение, свидетельствующее о прощении грехов. Закон как эталон, как правило жизни и правило веры, конечно, нарушался людьми, и Иоанн требовал покаяния, возвращения к нормам закона в человеческой жизни.

Великое освящение воды

Великим освящением воды называется чин, совершаемый в праздник Крещения Господня и имеющий порядок, близкий к крещальному. Оно совершается в память освящения вод и всего тварного мира Христом во время Крещения на Иордане. Уже в VI веке этот чин стал общепринятым на Православном Востоке. Сообщения паломников VI века говорят об освящении воды на праздник Крещения на Иордане в Святой земле и в фонтане атриума храма Святой Софии в Константинополе, после чего христиане несли святую воду домой. Как и Студийский, Иерусалимский устав говорит об однократном великом освящении воды — после праздничной вечерни накануне Богоявления, но с XIII–XIV веков утвердилась традиция двукратного освящения. В Русской Церкви великое освящение воды совершают в канун Крещения на вечерне и в сам праздник после литургии.

Великая Агиасма

Греческое слово «агиасма» буквально означает «святыня». У византийских авторов это слово использовалось в значении «святой источник», «святое миро» и даже «мощи святых». Церковнославянский язык воспринял его в значении «святая вода». В богослужебных книгах понятие «агиасма» (или «великая агиасма») обычно используется применительно к великому водоосвящению на Богоявление (соответственно, редко встречающееся выражение «малая агиасма» относится к малому освящению вод). Святитель Иоанн Златоуст (IV век) в «Слове на Богоявление» описывает обычай брать в этот праздник святую воду и её благодатные свойства: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды, и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится от продолжительности времени, но, почёрпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остаётся неповреждённою и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Молитвословия

Тропарь Крещенского сочельника

глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак Крещенского сочельника

глас 2

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.

Теги:
Крещенский сочельник
пророк Михей
преподобная Аполлинария
православный календарь

Все публикации