17 января. Собор 70-ти апостолов

6867
Фото

Седмица 30-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Святителя Евстафия I, архиепископа Сербского (ок. 1285).

Преподобного Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобномученика Зосимы и мученика Афанасия (III—IV).

Священномучеников Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933); священномученика Николая Маслова пресвитера (1939); священномученика Павла Фелицына пресвитера (1941).

Собор 70-ти апостолов

Перед последней проповедью в Галилее Господь избрал 70 апостолов, чтобы они по двое пошли в галилейские города и приготовили их к приходу Христа. Миссия 70-ти, в отличие от служения 12-ти апостолов, была временной; 70 апостолов — это апостолы («вестники») в самом общем смысле. 70 учеников, посланных Христом, и 70 апостолов, соборную память которых празднует Церковь, — это не одни и те же люди. В «Житиях святых» святитель Димитрий Ростовский говорит, что «близ вольного страдания Господня умалишася зело ученицы Его, и едва кто от Седмидесяти остался при Нем». Лик 70-ти был восполнен в течение I века: в него вошли и те, кто мог не видеть Христа и был обращён трудами апостолов; так, в лике 70-ти апостолов есть ученики апостола Павла — Лука, Тимофей, Тит, Сила и другие.

Святитель Евстафий I, архиепископ Сербский

Святитель Евстафий был родом из области Будимльской в Сербии. Юноша принял постриг в монастыре Архангела Михаила в Зетской области (Черногория) и проводил суровую иноческую жизнь.
Известно, что он отдавал нищим даже свое монастырское пропитание и одежду. Совершив паломничество в Иерусалим, он поселился на Святом Афоне в сербском монастыре Хиландар. Преподобный Евстафий приобрел известность как строгий аскет и добрый учитель и был возведен в сан игумена монастыря. Через несколько лет его рукоположили во епископа Зетской епархии. Тогда святитель и вернулся на родину. Богатый духовный опыт и иноческая жизнь снискали ему любовь соотечественников, и святитель Евстафий был избран на престол архиепископов сербских, преемников святого Саввы. Семь лет святитель Евстафий управлял Сербской Церковью и мирно скончался около 1285 года. Тело его было погребено в монастыре Жидоча, а при его раке совершались многочисленные исцеления. Позже нетленные мощи святого были перенесены в Пеши.

Преподобный Ахила, диакон Печерский

Преподобный Ахила диакон, возлюбив от младенчества постническую жизнь и отвергшись мира, пришёл в Печерский монастырь, чтобы угодить Господу. Приняв на себя ангельский образ, он проходил тесный путь иночества с терпением, послушанием и смирением. Воздержанием своим в пище и питии он превосходил многих подвижников, ибо не вкушал ни сладкой, ни варёной пищи. Зелие (овощи) святой употреблял весьма редко, и то в малом количестве. Обыкновенно его пищей была одна просфора в неделю. «Многое показал еси пощение, о Ахило: едва единою в седмицы и се едину малу просфору снедаше», сказано в кондаке преподобному. За такую постническую жизнь Господь Иисус Христос сподобил его вечного блаженства со святыми. К заступничеству святого Ахилы прибегают желающие избавиться от «порабощения чревных страстей».

Евангелие дня

В наши дни многие люди интересуются историей своих предков, задумываются о том, каковы корни культуры, в которой мы живём. Обращаясь к классическим произведениям русской литературы, к художественному искусству, к обычаям и обрядам, существовавшим веками, люди с удивлением переоткрывают для себя их подлинный смысл, увидев их христианскую основу. Но всегда ли культура помогает в деле познания Христа или при неправильном подходе может даже мешать? Ответить на этот вопрос позволяет отрывок из 3-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 3.

01В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

02и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

03Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

04Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

05Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

06и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

07Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

08сотворите же достойный плод покаяния

09и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Как-то много лет назад я был на одной миссионерской конференции. Представители самых разных профессий, священники и миряне, историки, филологи, журналисты размышляли о проблемах проповеди христианства в современном мире. Среди докладчиков один говорил о том, что особенно близко христианство русскому народу, что именно русская культура является христианской по преимуществу, что она буквально создана христианством и более того, лучше всего выражает христианские идеи. С начальными тезисами сложно спорить, потому что русская культура, литература, музыка, термины духовной и нравственной жизни, пословицы и поговорки действительно имеют христианские корни. Более того, очевидно, что сам характер русского народа, его представления о добре и зле, ключевые нравственные категории также во многом сформированы христианской традицией и имеют явные корни в Священном Писании и Предании Церкви. Однако после того, как он сказал, что христианство лучше всего выражается на языке русской культуры, один из присутствующих священников начал очень эмоционально ему возражать. Сам он по происхождению был представителем одного из коренных народов России и эта мысль, что называется, задела его за живое. Пафос его слов сводился к следующему: если ограничить язык проповеди языком русской культуры, это ограничит проповедь всем остальным народам, которых, как известно в России очень много. Он совершенно справедливо подчёркивал, что в своё время благодаря проповеди апостола Павла, миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия, преподобного Стефана Пермского и многих других, христианство перешло все культурные и языковые границы и обрело возможность говорить о Боге с представителями любых народов на их языке. Оно смогло вместить любые местные традиции, любые элементы культуры и быта, если они не противоречили вере и нравственной жизни.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим очень яркую проповедь Иоанна Крестителя, который строго и гневно запрещает иудеям надеяться на этническую, кровную связь с Авраамом как на нечто само по себе спасительное. Да, Бог обещал праотцу Аврааму благословить его потомков, но благословение это не автоматическое, оно распространяется на тех, кто продолжает веру Авраама и стремится к таким же глубоким и личным отношениям с Творцом, какие были у него. Вместо ложной надежды, которая подпитывала их самоуверенность, Иоанн призывал слушающих к покаянию и преображению жизни. Он был уверен сам и убеждал их, что благодаря покаянию и вере, истинные отношения с Богом могут быть доступны каждому, к какому бы народу он ни принадлежал и на каком бы языке ни говорил.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Вера есть величайшая сила — духовная и интеллектуальная, способная так устроить человеческую душу, что человек становится счастливым и достигает той цели бытия, к которой, собственно, и призывают его все философии, все мировоззрения, а если говорить применительно к нашему времени — все политические программы. Все говорят, что человек будет жить лучше, жить счастливо, если он сделает то-то и то-то. Мы знаем, что во всем этом может быть лишь какая-то крупица правды, вся же правда только в Слове Божием.

Вода «Богоявленская и Крещенская»

Святая вода освящается дважды: 18 и 19 января. Освящение совершается одним и тем же чином, то есть нет никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января. Неправильно считать, что одна из них «сильнее» или «слабее» другой.

Для чего нужна святая вода?

Святая вода — это святыня, это Божие благословение человеку. Относится к ней нужно с почтением. Как правило, святую воду пьют натощак, при этом читают молитву. В особых случаях святую воду пьют и не на голодный желудок. Например, при болезнях, каких-то искушениях и так далее. Святая вода не действует «автоматически» или «магически». Необходимо, чтобы человек сам стремился жить духовной жизнью, старался идти навстречу Богу. Святая вода — это не оберег, не средство «борьбы с порчей». Это святыня, это Божие благословение. Категорически невозможно использовать святую воду в каких-то «оккультных целях»: для «снятия порчи», «сглаза», «негативной энергетики» и т.д. Недопустимо носить святую воду всякого рода «целителям» и «знахарям», которые якобы помогают людям.

Молитвословия

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Христовых учеников лик седмьдесят/ Божественно, вернии, в песнех восхвалим,/ теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную,// и пребывают светильницы Божественныя веры.

Тропарь преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго

глас 8

Постническое житие облобызав/ и многими труды от младых ногтей себе обложив,/ на степень диаконства произведен быв, всечестне, / в коем служил еси в церкви Божия Матере непорочне, / Ейже молися, / во еже спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго

глас 2

Велие имел еси воистинну воздержание, славне, / и многое показал еси лощение, о Ахило, / зане едва единою в седмицы,/ и се едину малу просфору снедаше/ и бденным стоянием к Нему выну дручашеся,/ тем тя, яко постника и преподобным сообщника/ чтуще, ублажаем.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 4

Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 6. Подобен: Еже о нас:

Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь апостола Фаддея

глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Кондак преподобнаго Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского

глас 3. Подобен: Дева днесь:

Яко Ангел во плоти на земли показася, / пощением насажден бысть, отче преподобне Феоктисте,/ наставник иноком многим быв,/ сего ради вопием ти: / моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Апостолы от семидесяти
Публикации 17 января 2023
Апостолы от семидесяти

17 января Православная Церковь празднует Собор семидесяти апостолов. Вспомним о том, кем были эти проповедники веры Христовой, и для чего установлен этот праздник.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.