
Седмица 30-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Святителя Афанасия Полтавского, чудотворца (1801). Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV).
Преподобномученика Иеремии Леонова (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого пресвитеров (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова пресвитеров (1938).
Литургия святителя Василия Великого.
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский. Выпускник Казанской духовной академии (1888). Расстрелян в Самаре 14 января 1938 г.
Память епископа Белгородского и Обоянского Луки (Конашевича). Возглавлял Казанскую епархию в сане епископа Казанского и Свияжского с 9 марта 1738 по 9 октября 1755 гг. Скончался в Белгороде 1 января 1758 г., погребен в местном Троицком соборе.
Память епископа Пермского и Соликамского Иоанна (Алексеева). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского с 25 марта 1899 по 5 апреля 1902 гг. Скончался в Перми 1 января 1905 г.
Престольные праздники
Храм-часовня свт. Василия Великого с. Саконы Алексеевского района (Ч)
Придел свт. Василия Великого Петропавловского храма с. Бехтерево Елабужского района (Н)
Храм свт. Василия Великого с. Верхняя Уратьма Нижнекамского района (Ч)
Храм свт. Василия Великого с. Аккиреево Черемшанского района (Ч)
Обрезание Господне
После того как Рождество и Крещение стали праздноваться раздельно и практика Римской Церкви отмечать Рождество Христово 25 декабря (по старому стилю) распространилась повсеместно, цикл праздников неподвижного цикла дополнили праздники Обрéзания Господня и Срéтения. Произошло это не позже VI века. Даты этих праздников зависят от даты Рождества: Обрéзание Гос подне совершается на 8-й день по Рождестве, Срéтение Господне — на 40-й день по Рождестве. Праздник Обрезания отмечается 1 января (по старому стилю), так как, по закону, именно на восьмой день над Младенцем Христом совершили обряд обрезания и наречения имени (Лк. 2:21). Обрезание Господне относится к великим, но не двунадесятым праздникам. На вечерне читается паремия из книги Бытия об обрезании как символе завета Бога с Авраамом.
Святитель Василий Великий
Святитель Василий родился в Каппадокии. В благочестивой семье было десять детей, пять из которых позже были причислены Церковью к лику Святых. Будущий святитель получил разностороннее образование в Константинополе и Афинах. Чувствуя призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, где изучал творения святых отцов и жил подвижнической жизнью. Вернувшись в Кесарию, он был посвящен в сан пресвитера, а позже избран на Кесарийскую кафедру. Став епископом Кесарии, прославился как пламенный защитник Православной веры. За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий был назван Великим. За свою короткую жизнь, а прожил он всего 49 лет, святитель оставил множество богословских трудов.
Святая Емилия, матерь святителя Василия Великого
Святая Емилия, осиротев, вышла замуж за благочестивого адвоката Василия. Её свекровь была Макрина, ученица святителя Григория Неокесарийского. Емилия воспитала десять детей, пять из которых стали святыми: святители Василий Великий и Григорий Нисский — великие богословы и отцы Церкви, святитель Пётр Севастийский, преуспевший в добродетелях не меньше братьев, преподобная Макрина — образец женского монашества, праведная Феосевия, ставшая диаконисой, помощницей святителя Григория. По словам святителя Василия, он приобрёл верное понятие о Боге от своей матери и бабки Макрины, воспитывавших детей в духе христианского благочестия и добродетели. Когда дети выросли, Емилия вместе со старшей дочерью Макриной основала монастырь и провела там остаток жизни. Она умерла, окружённая заботой дочери Макрины и сына Петра.
Евангелие дня
Что является одной из важнейших черт христианина? Кто-нибудь скажет, что это любовь и, конечно, будет прав. Впрочем, «любовь» — сегодня настолько размытое и широко обсуждаемое явление, что одного слова явно мало, ведь под ним каждый может понимать что-нибудь своё. Что же позволяет нам уточнить, о какой именно любви идёт речь? И какое качество для христиан оказывается не менее важным? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 2.
20И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
21По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца,дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50Но они не поняли сказанных Им слов.
51И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
В наши дни мало кто сомневается в том, что человек по имени Иисус существовал. Другое дело, что многие не верят в Его божественное происхождение и соответственно не считают его Богом. В древности и даже в средние века ситуация была обратной. Люди верили, что Бог есть и что ради Своих целей Он мог стать человеком или по крайней мере явиться на земле. Но, что он действительно стал человеком, а не просто выглядел, как человек, принять им было трудно. И правда, как можно променять божественное бытие на какую-то человеческую ограниченность, на плоть и кровь, на усталость, слёзы, голод и жажду... Однако именно поэтому евангелисты и описывают младенчество и отрочество Христа, что желают явным образом подчеркнуть реальность Его человеческой природы. Для чего же?
Сегодня Церковь вспоминает события обрезания Христа и Его приход на праздник в Иерусалимский храм в двенадцатилетнем возрасте. Начиная с Авраама все евреи обрезывали крайнюю плоть, что было символом того, что всю жизнь, всю свою силу, всё потомство человек предаёт в руки Божии. Впрочем, Иисус Христос — Богочеловек и, казалось бы, Ему обрезание не нужно. Но Он стал реальным человеком, вошёл в жизнь конкретного народа и проживал её вместе с конкретными людьми так, чтобы явить Своим примером возможность жить по-Божьему. Этот мотив послушания Богу — важнейший в сегодняшнем евангельском отрывке. Мария послушна архангелу и нарекает сыну имя Иисус, вместе с Иосифом она приходит в Иерусалим и, будучи послушна закону, обрезывает новорождённого. Позже, уже в отрочестве, она приучает подростка Иисуса ходить на праздники в храм, соблюдая заповедь, данную ещё при Моисее. Наконец, сам Спаситель, отвечая матери, что Ему надлежит быть в доме Своего Отца, показывает, что главное послушание для него — это послушание Богу. Таким образом, через все эти истории лейтмотивом звучит одна идея — человеку важно быть не просто хорошим, не просто любить других так, как он это понимает, важно всё это делать, сообразуясь с замыслом о нас Творца.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Многие не знают всех тонкостей вероучения, догматики, религиозной философии. Но большинство людей воспринимают веру только потому, что в сердце чувствуют Божественное присутствие и знают, что Бог отвечает на молитвы. Это и есть живой религиозный опыт, и никаких доказательств не требуется, если человек переживает реальное присутствие Бога в своей жизни и является свидетелем того, как Господь отвечает на молитву.
Архимандрит Кирилл (Павлов) о почитании родителей
Родители страдают, когда дети их испытывают какую-то скорбь. В особенности родительское сердце переживает, болит, когда дети находятся в болезнях. Им в это время ничто не мило, ничто их не радует. Лишь только когда милосердный Господь воздвигнет чад их от болезней, вздыхают они с облегчением, тогда уже радости родительской нет предела… Мы должны почитать родителей также и по той причине, что если мы поразмыслим над самою заповедью Господней, которая повелевает нам чтить отца своего и мать свою, то увидим, что она содержит в себе обетование Божие. А именно: за почтительность детям обещается долгоденствие и благоденствие. За непочтительность — краткость жизни со всевозможными бедствиями и несчастиями. История и те наглядные примеры, которые мы сами наблюдаем, убеждают нас в силе и справедливости слов Божиих. Действительно, люди, которые с почтением относились к своим родителям, заботились о них, доживают до глубокой старости и жизнь свою проводят во всяком благополучии, благоденствии. Напротив, дерзкие, непочтительные дети обычно только до преполовения дней своих доживают. И жизнь проводят во всевозможных бедствиях и несчастиях.
Молитвословия
Тропарь святителя Василия Великого
глас 1
Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия Великого
глас 4
Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.
Молитва святителю Василию Великому
О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Умоли Господа, да возвысится страна наша, и да дарует всему народу нашему здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей Горних на нас, смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте Небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да, оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную пети и славити во веки веков. Аминь
Тропарь Обрезания Господня
глас 1
На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Кондак Обрезания Господня
глас 3
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,// и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.