Церковный календарь

10 января. Память мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 января. Память мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных

29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.
Поста нет. 27 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мучениц Агафии, Домны, Феофилы и иных (302).

Преподобного Игнатия Ломского, Ярославского (1591). Преподобного Корнилия Крыпецкого (1903). Апостола от 70-ти Никанора (34).

Священномучеников Никодима, епископа Белгородского, и Аркадия Решетникова диакона (1918); священномученика Александра Дагаева пресвитера (1920); священномучеников Феоктиста Хоперскова, Леонида Викторова, Николая Родимова пресвитеров (1937); священномучеников Арефы Насонова и Александра Цицеронова пресвитеров (1938).

Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных

В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 000 христиан, император Максимиан послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший богослужение епископ Анфим крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Таин. Все 20 000 молящихся православных христиан скончались в огне. В течение нескольких дней от пожарища разливалось по воздуху необычайное благоухание и исходило чудное золотистое сияние. Епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрылся в селении недалеко от Никомидии, но в скором времени также принял мученический венец.

Преподобный Игнатий Ломский

Преподобный Игнатий принял иноческий постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Позже он ушел из многолюдного Кириллова монастыря в окрестности города Ломска, где основал Спасскую пустынь. Через некоторое время он передал управление обителью одному из своих учеников и удалился в глухой лес. Здесь в одиночестве святой мог целиком посвятить себя молитве. Пропитание себе преподобный Игнатий обеспечивал тем, что плел лапти и оставлял их на лесной тропинке. Крестьяне, забирая лапти, оставляли взамен хлеб. Этим хлебом святой делился еще с одним отшельником, по имени Иоаким, который жил в трех верстах от него. Скончался святой подвижник в 1591 году.

Священное Писание

Евр., 319 зач., VIII, 7-13

7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.

8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.

10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Мк., 48 зач., X, 46-52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории — с самых первых дней существования христианской общины в Иерусалиме. Тех, кто исповедовал Христа Господом и Спасителем, побивали камнями, отлучали от общения, преследовали даже до конца земли. Только вдумайтесь в тот факт, что все апостолы, кроме евангелиста Иоанна Богослова, были умерщвлены, став жертвами гонений за Господа и Спасителя! Почему же последователей Христа уничтожали? А потому что многим казалось, что появление христианства угрожает их собственным религиозным целям и задачам. Так думали иудеи, так думали язычники, а вскоре и Римское государство поставило вопрос: а не угрожает ли христианство целостности, благополучию и сплоченности великой империи? И покуда некоторые из императоров полагали, что непременно угрожает, продолжались — вплоть до начала IV века — страшные гонения. Почти каждый день мы вспоминаем имена мучеников и исповедников эпохи тех самых страшных римских гонений, что обрушились на Церковь и на христиан якобы ради защиты государственных интересов.

Иосиф Ватопедский о даре рассуждения

Рассуждение — это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события. Рассуждение — это дар Святого Духа, который дается как награда хранящим чистоту совести, тщательным блюстителям Божественных заповедей. Рассуждение, опять же, — это кормило Церкви, посредством которого она руководит своими чадами в бурях и треволнениях неспокойного моря жизни. Рассуждение — штурвал плывущего по бушующим волнам корабля. В Писании есть такая фраза: «У мудрого глаза его — в голове его» (Еккл. 2:14). Это сказано о рассуждении. Рассуждение имеет такой свет, что оно равноценно прозорливости и пророчеству, так как тоже является духовным дарованием. Оно названо у апостола Павла различением духов: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:10–11). Это именно та соль, о которой говорил Господь, которая нам необходима, чтобы сохранять душевный мир.

Молитвословия

Тропарь мучеников Никомидийских

глас 2

Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша:/ в подвизе бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте./ Того, яко Блага, молите,// спастися, молимся, душам нашим.

Кондак мучеников Никомидийских

глас 2

Тверди душею по вере, святии,/ огнем страдание приемше, две тьме страдалец,/ вопиюще Рождшемуся от Девы:/ приими всесожжения наша за Тя,/ якоже дары персских царей, злато, и смирну, и ливан,// Превечный Боже.

Теги:
мученики Никомидийские
преподобный Игнатий Ломский
православный календарь
январь

Все публикации