8 января. Собор Пресвятой Богородицы

8223
Фото

Седмица 29-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Священномученика Евфимия, епископа Сардийского (ок. 840).

Преподобного Константина Синадского (VIII). Преподобного Евареста (825). Преподобного Никодима Тисманского (1406) (Румын.).

Преподобномученика Исаакия Бобракова (1938). Священномучеников Александра Волкова и Димитрия Чистосердова пресвитеров (1918); священномучеников Николая Тарбеева, Михаила Чельцова, Николая Залесского пресвитеров и Михаила Смирнова диакона (1930); священномучеников Леонида, епископа Марийского, Александра Крылова пресвитера, преподобномученика Василия Мазуренко, преподобномучениц Анфисы Сысоевой и Макарии Сапрыкиной (1937); священномученика Григория Сербаринова пресвитера, преподобномучениц Августы Защук и Марии Лактионовой, мученицы Агриппины Лесиной (1938).

Виленской-Остробрамской, именуемых «Трех радостей», «Милостивая» и Барловской «Блаженное Чрево» (1392) икон Божией Матери.

Святитель Ефрем (Хвостов) возглавлял Казанскую епархию в сане митрополита Казанского и Свияжского с июля 1606 по 26 декабря 1613 гг. Местоблюститель Московского патриаршего престола (1612-1613), венчал на царство первого государя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Скончался 26 декабря 1613 г., был погребен в «пещерке» за алтарем Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля. С 1995 г. мощи находятся в Петропавловском соборе г. Казани. Местночтимый святой в Соборе Казанских святых.

Священномученик Михаил Чельцов — выпускник Казанской духовной академии (1894). Расстрелян в Ленинграде 7 января 1931 г.

Священномученик Григорий Сербаринов — помощник инспектора (с 1905), библиотекарь (с 1906), преподаватель и делопроизводитель Казанской духовной семинарии, член правления попечительства о бедных воспитанниках (1907-1908). Впоследствии служил в Санкт-Петербурге, в 1937-1938 гг. вновь проживал в Казани. Расстрелян в Казани 8 января 1938 г.

Память епископа Ковенского Кирилла (Орлова), викария Литовской епархии. Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чебоксарского с 24 апреля 1882 по 13 февраля 1888 гг. Скончался в Вильно (ныне Вильнюс) 26 декабря 1890 г.

Престольные праздники

Молитвенная комната в честь иконы Пресвятой Богородицы «Помощница в родах» при родильном отделении ЦРБ г. Нурлата (Ч)

Собор Пресвятой Богородицы

На следующий день после Рождества Господа Иисуса Христа празднуется Собор Пресвятой Богородицы. В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Божественного Промысла и родившей Спасителя рода человеческого. Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. В VII веке у христиан появился суеверный обычай готовить в этот день хлебное печенье «в честь болезней рождения Всенепорочной Девы Матери». Это нечестивое предание было осуждено VI Вселенским Собором: «Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих по неведению что-либо не должное».

Евангелие дня

Сны, видения, таинственные знаки! Всё это, если верить Священному Писанию, — повседневная реальность духовной жизни. Как нам научиться видеть в своей жизни эти весточки от Бога и как научиться их верно интерпретировать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 2.

13Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Ангел дважды является Иосифу во сне. Дважды Иосиф слушает его. И дважды это спасает жизнь ему самому, Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу. Какой бы властью ни обладал царь Ирод, он ничего не смог сделать святому семейству. Ведь Христу покровительствовал Сам Господь. Однако в том, что семья Спасителя каждый раз избегает опасности и оказывается в нужное время в нужном месте, заслуга не только Бога. Большую роль в этом сыграл сам праведный Иосиф. Ведь он мог отмахнуться от ночных видений, как от бесовских наваждений или как от вызванных естественными причинами. Показалось, дескать. Мало ли что приснится. Однако он прислушался, доверился и последовал зову. Он сердцем почувствовал, что это не обман. Что пришёл к нему не лукавый демон. И это не его собственная фантазия.

Своей праведной жизнью Иосиф приобрёл навык, который на языке христианской традиции называется навыком различения духов. Это способность видеть природу явлений. Проникать в суть происходящего. Чувствовать духовную изнанку этой жизни. Одним словом, у Иосифа была развита духовная интуиция. Подобный дар сродни пророческому. Человек чувствует волю Бога о себе самом и о своих близких. И двигается по этой жизни, словно следует незримому зову. Будто его ведёт луч невидимого света. И Иосиф такой не один. Священное Писание говорит о том, что многие пророки, да и простые люди обладали таким даром.

Что это означает для нас? Вовсе не то, что нам теперь необходимо обращать внимание на все сны и искать сверхъестественные послания в каждом событии, которое с нами происходит. Церковная традиция призывает в этом вопросе быть очень осторожными. Как говорит уже Иоанн Богослов в своём послании: «возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Итак, что бы мне ни привиделось, всё это должно проходить тщательную проверку. Я должен испытывать не только видения и образы, но и всякие свои внутренние ощущения, настроения и состояния. Первое, с чего необходимо начать, — помолиться Богу, словно переспросить Его, что это такое. С чем я столкнулся. Затем очень важно рассказать об этом духовно опытному человеку. Не побояться открыться и послушать его совет. Наконец, необходимо испытать видение или состояние временем. Так делают опытные администраторы. Нередко, когда их гложут сомнения, они откладывают какие-то решения. Бывает они не торопятся исполнять даже ту директиву, которая пришла сверху. Ведь завтра ситуация может измениться. Появится ясность и определённость. И бывает начальник, который вчера спустил тебе бумагу, ещё и похвалит тебя за то, что ты не поторопился её тотчас исполнить. Время показало, что это к лучшему.

Однако самое главное — это развивать в себе навык различения духов. Для этого необходимо исполнять евангельские заповеди, следить за своим внутренним миром, поддерживать связь с Богом, стараться быть полезным окружающим людям, участвовать в таинствах Церкви. Сделать это своим повседневным образом жизни. Тогда естественным образом появится ощущение, что такое свет, а что такое тьма. Какое состояние от лукавого, какое от Бога. Видя моё усердие, Господь даст мне дар различения духов, то есть дар духовной интуиции. Причём даст именно в той степени, в которой он мне необходим для решения именно моих проблем и сложных ситуаций.

священник Дмитрий Барицкий // радио "Вера — Казань" (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Второй день Рождества посвящен Богоматери и людям, близким Спасителю по плоти, — Его семье. Мы называем этот праздник Собором Пресвятой Богородицы и чествуем семью Спасителя, Его близких родственников, тех, кто в первую очередь сопровождал Его в жизни, начиная с детства и до самой кончины. А поскольку мы вспоминаем семью Господа и Спасителя, то естественно в этот день подумать и о значении семьи. Вот почему второй день праздника Рождества посвящается семье, и мы молимся сегодня об укреплении тех людей, которые живут семейной жизнью. Пусть Господь поможет всем тем, кто находится в семейных отношениях, сохранять эти замечательные семейные узы. Пусть Господь поможет родителям быть более внимательными и терпеливыми к детям. Пусть Господь благословит детей осознать, как важны родительские советы и как важно опираться на мудрость людей, имеющих жизненный опыт. Пусть Господь удержит от греховных мыслей и от греховных поступков, которые разрушают ткань семейных отношений, приводят к разводам, к одиночеству, к детям-сиротам при живых родителях. Молитвами Божией Матери да хранит Господь семейные узы и да дает силы всем тем, кто живет в законном браке, преодолевая естественные трудности и ограничения, стремиться служить друг другу и сохранять узы любви.

Святки

Период в 12 дней от Рождества Христова до Крещенского сочельника называется Святками, то есть «святыми днями». Святки соединяют Рождество и Богоявление, являются свидетельством древнего единства этих праздников и составляют как бы один день праздника. На Святках отменяется пост, это сплошные седмицы. При этом 66-е правило Трулльского собора разрешает в этот период причащаться ежедневно без поста — это время радости. В минейном комментарии к службе указывается (пометка «зри» в конце нáвечерия), что на Святках нет не только поста, но и преклонения колен, так как это время, прежде всего, радости, а не покаяния: «разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ни в келлиях». Таинство Брака на Святках не совершается.

Молитвословия

Тропарь Собора Пресвятой Богородицы

глас 4

Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.

Кондак Собора Пресвятой Богородицы

глас 6

Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Собор Пресвятой Богородицы
Публикации 8 января 2021
Собор Пресвятой Богородицы

На следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. «Собором» этот день называется потому, что чествуются сразу несколько человек, а именно — семья, родные люди Спасителя нашего Иисуса Христа.