Церковный календарь

1 января. Память мученика Вонифатия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 января. Память мученика Вонифатия

30-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 19 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Вонифатия (290).

Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мучеников Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мучеников Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Святителя Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского (VI). Святителя Григория, епископа Омиритского (ок. 552).

Мученик Вонифатий

Юный Вонифатий был рабом у порочной римлянки Аглаиды. Но, хоть они и предавались распутству и пьянству, ощущали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. Его госпожа, узнав, что верующие хранят тела мучеников как святыню, отправила Вонифатия на Восток, где в то время шло кровопролитное гонение на христиан. Придя в Тарс, он увидел, с какими светлыми лицами христиане переносят жестокие мучения. «И вдруг его охватило непреодолимое желание открыто исповедать Христа,  — пишет святитель Василий Кинешемский.  — Так сильно влияет пример на душу человека. Из кутилы и прожигателя жизни Вонифатий под влиянием примера святых мучеников стал бесстрашным исповедником, полным пламенной веры и любви ко Христу. А по его примеру еще 550 язычников приняли христианство». В итоге Аглаиде привезли его мощи.

Преподобный Илия Муромец

Нетленные мощи преподобного Илии Муромца почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Рака с мощами святого заметно больше других гробниц. Длинные пальцы могучей десницы сложены в крестном знамении: три перста вместе и два прижаты к ладони. В левой области груди и на левой руке глубокая округлая рана, нанесённая копьём. Несмотря на то что житие преподобного Илии Муромца отсутствует как в Киево-Печерском патерике, так и в более поздних агиографических сборниках, с древних времён в народном почитании преподобный Илия отождествлялся с былинным богатырём. Уже в ХVII веке в Муроме были Ильинская улица, Богатырёва гора, Скокова гора. Все эти названия связаны с памятью об Илие Муромце, например, Скокова гора — это улица, по которой Илия выехал на воинское служение своей Отчизне. В том же веке близ села Карачарова (согласно былинному сказанию, это место рождения Илии Муромца) был воздвигнут Ильинский храм со святым колодцем, возникшим, по преданию, от «скока коня Илии».

Священное Писание

Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Мк., 41 зач., IX, 33-41

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: 37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.

41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 9, 33-41

Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни; из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование, — оно произведет разлад внутри, и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит. Умничанье всегда кричит: "то не так, другое не этак; дай-ка я все устрою по новому; старое негоже, наскучило". Но никогда еще нигде ничего доброго оно не устроило. а только все расстраивает. Уму следует слушаться того, что заповедано Господом. Правда, он называется царем в голове, но этому царю не дано законодательной власти, а только исполнительная. Как только примется он законодательствовать, то нагородит не знать что, расстроит и нравственные. и религиозные, и житейские, и политические порядки; все пойдет вверх дном. Великое несчастье для общества, когда в нем дают уму свободу парить, не удерживая его Божественною истиною! Это гнев Божий. О нем сказано: "укройтеся мало елико, дондеже мимо идет ". В этом разгаре умственного своенравия, лучше всего укрываться в простоту веры. Как во время бури лучше сидеть дома и не выходить, в самонадеянности, на борьбу с нею; так и во время бурного своеумия лучше не выходить на борьбу с ним и не хвататься за оружие умствования, чтобы противостоять ему. Простота веры сильнее умствований; облекись в нее, как в броню, и устоишь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день из новостей; для того чтобы наконец выправился исторический путь народа нашего, мы должны научиться богатеть в Бога. Не пропивать свои деньги, не расточать их в распутстве, не жить сегодняшним днем, не брать силой от жизни все, чтобы только получить больше наслаждений, но все, что дает нам Бог, обращать во благо, дабы наши повседневные человеческие труды обретали вечное и непреходящее значение, приближая к нам Божие Царство.

Гражданское новолетие

Указом императора Петра I российское летоисчисление было приведено в соответствие с европейским: началом отсчёта стало не сотворение мира, а Рождество Христово, началом гражданского года признано 1 января: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый, 1700 год, купно и новый столетний век». Царь поз волил в официальных документах указывать две даты — от сотворения мира и от Рождества Христова. 1 января 1700 года было отмечено парадом на Красной площади и фейерверком. Празднование имело светский характер. Следствием реформы стало упразднение чина «летопроводства» (совершаемые 1 сентября проводы уходящего года) и введение «молебного пения на новый год», составленное Гавриилом (Бужинским), епископом Рязанским, и совершае мое 1 января после литургии.

В конце XIХ века, чтобы «освятить» празднование Нового года и настроить людей на христианское отношение ко времени, в некоторых городах (например, в Санкт-Петербурге) молебен на новолетие стали совершать не 1 января, а в ночь на 31 декабря. Но эта практика не стала повсеместной. Поместный Собор Русской Церкви 1917–1918 годов (отдел «О богослужении, проповедничестве и храме») уделил внимание вопросу о совершении молебна на гражданское новолетие, пересмотрел существующий чин молебна на «начало индикта» и добавил одну молитву в этот чин. Во время совершения молебного пения на Новый год христиане благодарят Бога, просят прощения за грехи и испрашивают благословения на год грядущий. Смысловой центр молебна — чтение Евангелия от Луки о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–22), когда Господь, прочитав собравшимся пророчество Исаии о «лете Господнем благоприятном», возвестил, что это лето настало — пришествие Бога во плоти и открывшийся через Христа доступ в Царство Небесное.

Молитвословия

Тропарь мученика Вонифатия

глас 4

К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Кондак мученика Вонифатия

глас 4

Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря,/ показал еси мужески крепость свою,/ устремився на страсти исповеданием во Христа,/ Иже прием почесть победы твоего страдания,/ Вонифатие, присно моли за ны.

Молитва мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Теги:
Мученик Вонифатий
преподобный Илия Муромец
православный календарь

Все публикации