Церковный календарь

1 января. Память мученика Вонифатия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 января. Память мученика Вонифатия

29-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 19 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Вонифатия (290).

Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мучеников Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мучеников Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Святителя Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского (VI). Святителя Григория, епископа Омиритского (ок. 552).

Мученик Вонифатий

Юный Вонифатий был рабом у порочной римлянки Аглаиды. Но, хоть они и предавались распутству и пьянству, ощущали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. Его госпожа, узнав, что верующие хранят тела мучеников как святыню, отправила Вонифатия на Восток, где в то время шло кровопролитное гонение на христиан. Придя в Тарс, он увидел, с какими светлыми лицами христиане переносят жестокие мучения. «И вдруг его охватило непреодолимое желание открыто исповедать Христа,  — пишет святитель Василий Кинешемский.  — Так сильно влияет пример на душу человека. Из кутилы и прожигателя жизни Вонифатий под влиянием примера святых мучеников стал бесстрашным исповедником, полным пламенной веры и любви ко Христу. А по его примеру еще 550 язычников приняли христианство». В итоге Аглаиде привезли его мощи.

Преподобный Илия Муромец

Нетленные мощи преподобного Илии Муромца почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Рака с мощами святого заметно больше других гробниц. Длинные пальцы могучей десницы сложены в крестном знамении: три перста вместе и два прижаты к ладони. В левой области груди и на левой руке глубокая округлая рана, нанесённая копьём. Несмотря на то что житие преподобного Илии Муромца отсутствует как в Киево-Печерском патерике, так и в более поздних агиографических сборниках, с древних времён в народном почитании преподобный Илия отождествлялся с былинным богатырём. Уже в ХVII веке в Муроме были Ильинская улица, Богатырёва гора, Скокова гора. Все эти названия связаны с памятью об Илие Муромце, например, Скокова гора — это улица, по которой Илия выехал на воинское служение своей Отчизне. В том же веке близ села Карачарова (согласно былинному сказанию, это место рождения Илии Муромца) был воздвигнут Ильинский храм со святым колодцем, возникшим, по преданию, от «скока коня Илии».

Священное Писание

Евр., 312 зач., V, 11 — VI, 8

11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Глава 6.

1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

3 И это сделаем, если Бог позволит.

4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Мк., 44 зач., X, 11-16

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 10, 11-16

С какою любовью отнесся Господь к детям! Да и кто не относится к ним с любовью? Чем дольше кто живет, тем больше любит детей. Видится в них свежесть жизни, чистота и непорочность нрава, которых нельзя не любить. Иным приходит на мысль, смотря на невинность детства полагать, что первородного греха нет, что всякий падает сам, когда приходит в возраст и встречается с противонравственными стремлениями, преодолеть которые, кажется ему, он не в силах. Падает-то всякий сам, а первородный грех все-таки есть. Апостол Павел видит в нас закон греха, противовоюющий закону ума. Этот закон как семя, сначала будто не виден, а потом раскрывается и увлекает. Так рожденные от прокаженных до известного возраста не обнаруживают проказы, потом она раскрывается, и начинает снедать их так же, как и родителей. Где была проказа до времени? Внутри скрывалась. Так и первородный грех до времени скрывается, а потом выходит наружу и делает свое. Окружающая среда много значит и для подавления этого греха и для раскрытия его. Не будь кругом стихий греховных, нечем было бы питаться тому сокрытому греху и он, может быть, сам собою бы иссох: но в том-то горе наше, что кругом всегда бывает много благоприятствующего его питанию. Много греха и в каждом лице и в обществе: но все это не необходимо определяет нас на грех. Грех всегда дело свободы: борись, и не падешь. Падает только тот, кто не хочет бороться. Отчего не хотим бороться? На хотенье и нехотенье нет устава: хочу, потому что хочу; и не хочу, потому что не хочу: самовластие — вот источное начало; дальше его нельзя идти.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день из новостей; для того чтобы наконец выправился исторический путь народа нашего, мы должны научиться богатеть в Бога. Не пропивать свои деньги, не расточать их в распутстве, не жить сегодняшним днем, не брать силой от жизни все, чтобы только получить больше наслаждений, но все, что дает нам Бог, обращать во благо, дабы наши повседневные человеческие труды обретали вечное и непреходящее значение, приближая к нам Божие Царство.

Гражданское новолетие

Указом императора Петра I российское летоисчисление было приведено в соответствие с европейским: началом отсчёта стало не сотворение мира, а Рождество Христово, началом гражданского года признано 1 января: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый, 1700 год, купно и новый столетний век». Царь поз волил в официальных документах указывать две даты — от сотворения мира и от Рождества Христова. 1 января 1700 года было отмечено парадом на Красной площади и фейерверком. Празднование имело светский характер. Следствием реформы стало упразднение чина «летопроводства» (совершаемые 1 сентября проводы уходящего года) и введение «молебного пения на новый год», составленное Гавриилом (Бужинским), епископом Рязанским, и совершае мое 1 января после литургии.

В конце XIХ века, чтобы «освятить» празднование Нового года и настроить людей на христианское отношение ко времени, в некоторых городах (например, в Санкт-Петербурге) молебен на новолетие стали совершать не 1 января, а в ночь на 31 декабря. Но эта практика не стала повсеместной. Поместный Собор Русской Церкви 1917–1918 годов (отдел «О богослужении, проповедничестве и храме») уделил внимание вопросу о совершении молебна на гражданское новолетие, пересмотрел существующий чин молебна на «начало индикта» и добавил одну молитву в этот чин. Во время совершения молебного пения на Новый год христиане благодарят Бога, просят прощения за грехи и испрашивают благословения на год грядущий. Смысловой центр молебна — чтение Евангелия от Луки о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–22), когда Господь, прочитав собравшимся пророчество Исаии о «лете Господнем благоприятном», возвестил, что это лето настало — пришествие Бога во плоти и открывшийся через Христа доступ в Царство Небесное.

Молитвословия

Тропарь мученика Вонифатия

глас 4

К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Кондак мученика Вонифатия

глас 4

Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря,/ показал еси мужески крепость свою,/ устремився на страсти исповеданием во Христа,/ Иже прием почесть победы твоего страдания,/ Вонифатие, присно моли за ны.

Молитва мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Теги:
Мученик Вонифатий
преподобный Илия Муромец
православный календарь

Все публикации