Седмица 30-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост.
В этот день совершается память:
Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284—305). Мученицы Лукии (304).
Преподобного Аркадия Новоторжского (XI). Преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Арсения (VIII—XI). Святителя Досифея, митрополита Молдавского (1693) (Румын.).
Священномученика Александра Юзефовича пресвитера и мученика Иоанна Менькова (1920); священномучеников Владимира Лозины-Лозинского, Александра Поспелова, Иакова Гусева, Алексия Рождественского, Григория Фаддеева пресвитеров (1937); священномученика Николая Амассийского пресвитера (1938); священномучеников Емилиана Киреева, Василия Покровского пресвитеров (1941).
Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест
Святые мученики пяточисленные — Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест — пострадали при императоре Диоклетиане (284—305) в Армении. Пресвитера Авксентия после безуспешных попыток склонить к отречению от Христа обезглавили. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову. Воин Орест был приговорён к сожжению на раскалённом железном ложе, куда взошёл, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Сам Евстратий за исповедание веры был подвергнут жестоким пыткам и сожжён. Святой Мардарий был повешен вниз головой и скончался во время мучений. Молитва этого святого: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…» является древнейшей молитвой, используемой ежедневно за православным богослужением: она читается в конце третьего часа, на полунощнице и Великом повечерии.
Мученица Лукия Сиракузская
Мученица Лукия Сиракузская родилась в 286 году в г. Сиракузы на Сицилии. В благодарность за исцеление матери при гробе св. мученицы Апфии в Катанах она раздала все свое имение бедным и дала Господу обет девства. Узнав об этом, жених Лукии донес, что она христианка. После долгих пыток ей выкололи глаза, а потом убили ударом меча. Мощи святой сначала покоились в Константинополе, а в 1204 году были перевезены в Венецию, где они и по сей день пребывают в храме Св. Пророка Иеремии. Св. мученица помогает исцелиться от болезней зрения, защищает верующих от телесной и духовной слепоты.
Преподобный Аркадий Новоторжский
Смиренный и добрый юноша Аркадий избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал в лесу или на церковной паперти. Преподобный рано обрел мудрость: его предсказания и обличения удивляли точностью и вразумляли жителей Вязьмы, где он жил. Совершив ряд чудотворений, Аркадий ушел в пустынные места, чтобы избежать человеческой славы. Там вместе со своим наставником, преподобным Ефремом Новоторжским, он основал обитель в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В обители преподобный Аркадий принял монашество, подвизаясь в смирении и полном послушании своему духовному отцу. После кончины наставника Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании — и так явил собой пример во всем образцовой монашеской жизни.
Преподобный Арсений Латрийский
Преподобный Арсений, игумен Латрийской обители, жил между VIII и X веками. Он родился в знатной константинопольской семье. В юности он стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Однажды во время похода фемный флот попал в бурю и потерпел крушение. Преподобному Арсению удалось спастись, что он воспринял как чудо Божие. Арсений дал обет посвятить жизнь Богу. Приняв монашество, он поселился у города Милета на Латрийской горе (Малая Азия). Когда он крестным знамением убил здесь ядовитую змею, то понял, что есть воля Божия жить ему на этом месте. Через некоторое время преподобный стал игуменом Келливарской обители. В течение недели он жил в тесной келлии, откуда выходил лишь по воскресеньям для поучения братии и приёма пищи. В конце жизни преподобный сподобился от Бога дара чудотворения и мирной кончины.
Евангелие дня
Что можно сделать для того, чтобы отчётливей ощутить Бога в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 8.
22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
Описание чудесного исцеления, о котором сегодня рассказывает Евангелие, весьма примечательно. Слепого приводят ко Христу, однако, вместо того чтобы сразу, на виду у всех решить проблему и вернуть человеку зрение, Спаситель выводит его за черту города. Они остаются наедине. Очевидно, что это не случайная деталь. Ведь Господь врачевал не только тела больных. Его главной целью было разбудить их дух. Человек должен был встретиться с Богом в Его лице. А это требовало от человека определённой степени сосредоточенности на Спасителе. Окружающая суета могла отвлекать и мешать этому настроению. Поэтому и выводит Христос слепца подальше от шума и гама толпы.
Второй интересный момент — Господь возвращает слепому способность видеть не сразу, но в два этапа. Христианские толкователи объясняют, что так Господь побуждает потрудиться и самого больного над своим исцелением. Он побуждает его сосредоточиться и прислушаться к своему телу, ощутить, что он чувствует, как видят его глаза. Но также Господь хочет, чтобы слепец потрудился духовно. После того, как зрение не вернулось ему сразу, он должен был проявить твёрдость веры. Не разочароваться, но продемонстрировать уверенность, что Бог доведёт дело до конца. То есть Спаситель побуждает его прислушаться не только к телу, но и к своему сердцу, Он побуждает его напрячь свой дух.
Наконец, после того как слепец получает зрение, Господь просит его не заходить в селение, а тогда, когда всё же вернётся домой, никому не рассказывать о произошедшем. Не расплёскивать в радостных эмоциях и праздной болтовне о чуде ту благодать, которую он получил. Вместо этого Христос призывает человека побыть наедине с собой, чтобы серьёзно и глубоко обдумать своё прошлое, настоящее и будущее. Исцелённому необходимо осмыслить и прочувствовать свой новый духовный опыт. Чтобы он усвоился им в полноте и стал его постоянным достоянием. Голос Бога, который зазвучал в его душе в момент исцеления, должен звучать в ней с той же силой и дальше.
Для всякого, кто хочет преуспеть в духовной жизни, сегодняшнее Евангельское чтение даёт практическую рекомендацию. Точно так, как мы заботимся о своём теле, нам необходимо ежедневно заботится и о своей душе. В течение дня, наполненного суетой и беготнёй, у нас должен быть хотя бы один небольшой островок уединения — несколько минут молчания, сосредоточенного размышления и разговора с Богом. Это должно быть время, на протяжение которого мы успокаиваемся от своих беспорядочных эмоций и мыслей, а потом из этой тишины обращаемся ко Творцу. Для этого разговора нет необходимости в каких-то специальных молитвенных формулах. Стоит просто направить свой ум в сторону Христа. Мысленно попросить Его войти в нашу жизнь. Если будем делать это регулярно, с усердием, верой и терпением, то заметим, как присутствие Бога, которое мы раньше, подобно слепым, ощущали смутно и редко, осознаётся нами всё отчётливей и всё ощутимей.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Нередко мы примеряем к самим себе то, что становится нам известным из житий святых мучеников, спрашивая себя: а как бы я повел себя на их месте? Смог бы встретить смерть и мучения так же, как они? Это естественная мысль, которая посещает каждого человека, не пропускающего мимо своего внимания великий подвиг святых мучеников. И эта мысль не должна оставаться только мыслью. К счастью, сегодня никто не призывает нас к мученичеству, к страданию, но само исповедование Христа в любую эпоху и, может быть, особенно в наши дни требует мужества, требует верности Господу, требует духовной силы. И если в древности эта сила требовалась для того, чтобы преодолеть физические истязания, то сегодня нам необходимо преодолевать множество искушений и соблазнов, которые толкают на путь широкий, легкий, комфортный, исполненный удовольствий и удовлетворения страстей.
Пощечина и милостыня
Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» Постыдился человек и дал ему милостыню. Святитель Николай Сербский
Страсть уныния (6-я из восьми главных страстей)
«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума...» (преподобный Иоанн Лествичник). Уныние — вид тяжелой духовной болезни. Началом уныния является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему. Следствием затянувшегося уныния может стать отчаяние.
Печаль и уныние часто смешивают; печаль происходит от внешних причин, уныние — от внутренних (близкие понятия — выгорание, хандра). Уныние может проявляться, в том числе и суетностью: человек постоянно мечется, он готов что угодно сделать, но лишь только необходимо совершить духовное усилие, оказывается, что на это у него «нет никаких сил».
Одно из главных средства в борьбе с унынием — самопонуждение. Противоположная унынию добродетель — трезвение.
Молитвословия
Тропарь мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
глас 4
Мученик всечестных светлость,/ пяточисленных страстотерпцев воспоем,/ славу земных презревших,/ солнца светлаго Евстратия,/ премудраго витию со страдальцы,/ на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/ и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.
Кондак мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
глас 3
Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/ биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/ облистал еси богознаменьми, пречудне,/ угасил еси возвышенный прелести пламень,/ сего ради тя чествуем, всеблаженне,// мучениче Христов Евстратие.
Тропарь преподобного Аркадия Новоторжского
глас 4
От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вьшшяго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.
Кондак преподобного Аркадия Новоторжского
глас 2
К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому
Небеснаго вертограда Христова юная лозо, Церкви Православныя похвало превознесенная, града и обители нашея крепкое забрало и утверждение, всех с верою и любовию притекающих к тебе тихая отрада и утешение, преподобне и богоносне отче наш Аркадие. Во дни тяжких зол, обышедших страну нашу, к тебе, яко к молитвеннику благодатному и скорому помощнику, усердно прибегаем и усердно просим тя: пролей теплое твое ходатайство ко Всемилостивому Спасу, да милостив будет к неправдам нашим, да утвердит миром и любовию страну нашу, град сей, обитель сию и вся грады и веси наши от всякаго злаго обстояния, от глада и пагубы и междоусобныя свары добре да сохранит; Церковь же Свою святую да избавит от лютаго гонения, от смертоносныя и душегубительныя язвы неверия, да укрепит и возрастит ю; всех же нас от обидящих и ненавидящих нас да свободит и вся полезная к временному житию и спасению вечному дарует твоим предстательством и заступлением, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя С вятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Арсения, иже в Латре
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобие Арсение, дух твой.
Кондак преподобного Арсения, иже в Латре
глас 8
Иже на земли вся оставль и Христовым стопам последовал еси тепле,/ Того, славне, на рамо свое честный крест взем,/ умертвил еси труды постническими телесная желания, всеблаженне./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Арсение.
Тропарь преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах
глас 4
Бывый, блаженне Мардарие,/ нестяжатель Христа ради,/ и Того за многая твоя благодеяния/ в сердце твое вселивый,/ молися о нас, поющих тя.
Кондак преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах
глас 2
Вышних ища, нижних не стяжал еси,/ и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/ со Ангелы жити сподобился еси./ Мардарие славне,/ с нимиже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.