Церковный календарь

26 декабря. Память преподобного Аркадия Новоторжского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 декабря. Память преподобного Аркадия Новоторжского

28-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 13 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мученицы Лукии (304).

Преподобного Аркадия Новоторжского (XI). Преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Арсения (VIII–XI). Святителя Досифея, митрополита Молдавского (1693) (Румын.).

Священномученика Александра Юзефовича пресвитера и мученика Иоанна Менькова (1920); священномучеников Владимира Лозины-Лозинского, Александра Поспелова, Иакова Гусева, Алексия Рождественского, Григория Фаддеева пресвитеров (1937); священномученика Николая Амассийского пресвитера (1938); священномучеников Емилиана Киреева, Василия Покровского пресвитеров (1941).

Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест

Святые мученики пяточисленные — Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест — пострадали при императоре Диоклетиане (284–305) в Армении. Пресвитера Авксентия после безуспешных попыток склонить к отречению от Христа обезглавили. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову. Воин Орест был приговорён к сожжению на раскалённом железном ложе, куда взошёл, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Сам Евстратий за исповедание веры был подвергнут жестоким пыткам и сожжён. Святой Мардарий был повешен вниз головой и скончался во время мучений. Молитва этого святого: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…» является древнейшей молитвой, используемой ежедневно за православным богослужением: она читается в конце третьего часа, на полунощнице и Великом повечерии.

Мученица Лукия Сиракузская

Мученица Лукия Сиракузская родилась в 286 году в г. Сиракузы на Сицилии. В благодарность за исцеление матери при гробе св. мученицы Апфии в Катанах она раздала все свое имение бедным и дала Господу обет девства. Узнав об этом, жених Лукии донес, что она христианка. После долгих пыток ей выкололи глаза, а потом убили ударом меча. Мощи святой сначала покоились в Константинополе, а в 1204 году были перевезены в Венецию, где они и по сей день пребывают в храме Св. Пророка Иеремии. Св. мученица помогает исцелиться от болезней зрения, защищает верующих от телесной и духовной слепоты.

Преподобный Аркадий Новоторжский

Смиренный и добрый юноша Аркадий избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал в лесу или на церковной паперти. Преподобный рано обрел мудрость: его предсказания и обличения удивляли точностью и вразумляли жителей Вязьмы, где он жил. Совершив ряд чудотворений, Аркадий ушел в пустынные места, чтобы избежать человеческой славы. Там вместе со своим наставником, преподобным Ефремом Новоторжским, он основал обитель в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В обители преподобный Аркадий принял монашество, подвизаясь в смирении и полном послушании своему духовному отцу. После кончины наставника Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании — и так явил собой пример во всем образцовой монашеской жизни.

Преподобный Арсений Латрийский

Преподобный Арсений, игумен Латрийской обители, жил между VIII и X веками. Он родился в знатной константинопольской семье. В юности он стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Однажды во время похода фемный флот попал в бурю и потерпел крушение. Преподобному Арсению удалось спастись, что он воспринял как чудо Божие. Арсений дал обет посвятить жизнь Богу. Приняв монашество, он поселился у города Милета на Латрийской горе (Малая Азия). Когда он крестным знамением убил здесь ядовитую змею, то понял, что есть воля Божия жить ему на этом месте. Через некоторое время преподобный стал игуменом Келливарской обители. В течение недели он жил в тесной келлии, откуда выходил лишь по воскресеньям для поучения братии и приёма пищи. В конце жизни преподобный сподобился от Бога дара чудотворения и мирной кончины. 

Священное Писание

Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 — II, 1

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: 6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, 9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

12 Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".

13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением.

Мк., 39 зач., IX, 10-16

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 9, 10-16

История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!.. Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном «поступили, как хотели»; и Сын Человеческий уничижен и пострадал. Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека. Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи — и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда мы говорим о подвигах первых христиан или христиан всех последующих поколений, отдавших свою жизнь за веру, мы применяем по отношению к ним слово «мученик». В латинском языке это слово martyr. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение», а греческое слово μάρτυς, откуда пошла и латинская традиция, и традиция современных западных языков, имеет иной смысл. Греческое слово μάρτυς означает «свидетель». И это первоначальное прочтение подвига мучеников является очень важным, ибо не каждый мученик является свидетелем. Мы знаем, как нередко мучают людей, желая забрать у них деньги или ценные бумаги или склонить их к отречению от какой-либо политической позиции. Но такую насильственную смерть нельзя назвать смертью мученика-свидетеля. О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией.

Пощечина и милостыня

Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» Постыдился человек и дал ему милостыню. 

Святитель Николай Сербский

Молитвословия

Тропарь мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

глас 4

Мученик всечестных светлость,/ пяточисленных страстотерпцев воспоем,/ славу земных презревших,/ солнца светлаго Евстратия,/ премудраго витию со страдальцы,/ на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/ и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных./ Тех молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.

Кондак мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

глас 3

Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/ биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/ облистал еси богознаменьми, пречудне,/ угасил еси возвышенный прелести пламень,/ сего ради тя чествуем, всеблаженне,// мучениче Христов Евстратие.

Тропарь преподобного Аркадия Новоторжского

глас 4

От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вьшшяго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.

Кондак преподобного Аркадия Новоторжского

глас 2

К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси,/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому

Небеснаго вертограда Христова юная лозо, Церкви Православныя похвало превознесенная, града и обители нашея крепкое забрало и утверждение, всех с верою и любовию притекающих к тебе тихая отрада и утешение, преподобне и богоносне отче наш Аркадие. Во дни тяжких зол, обышедших страну нашу, к тебе, яко к молитвеннику благодатному и скорому помощнику, усердно прибегаем и усердно просим тя: пролей теплое твое ходатайство ко Всемилостивому Спасу, да милостив будет к неправдам нашим, да утвердит миром и любовию страну нашу, град сей, обитель сию и вся грады и веси наши от всякаго злаго обстояния, от глада и пагубы и междоусобныя свары добре да сохранит; Церковь же Свою святую да избавит от лютаго гонения, от смертоносныя и душегубительныя язвы неверия, да укрепит и возрастит ю; всех же нас от обидящих и ненавидящих нас да свободит и вся полезная к временному житию и спасению вечному дарует твоим предстательством и заступлением, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя С вятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Арсения, иже в Латре

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобие Арсение, дух твой.

Кондак преподобного Арсения, иже в Латре

глас 8

Иже на земли вся оставль и Христовым стопам последовал еси тепле,/ Того, славне, на рамо свое честный крест взем,/ умертвил еси труды постническими телесная желания, всеблаженне./ Тем зовем ти:/ радуйся, отче Арсение.

Тропарь преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Бывый, блаженне Мардарие,/ нестяжатель Христа ради,/ и Того за многая твоя благодеяния/ в сердце твое вселивый,/ молися о нас, поющих тя.

Кондак преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Вышних ища, нижних не стяжал еси,/ и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/ со Ангелы жити сподобился еси./ Мардарие славне,/ с нимиже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.

Теги:
Мученица Лукия Сиракузская
преподобный Аркадий Новоторжский
православный календарь

Все публикации