Церковный календарь

16 декабря. Память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 декабря. Память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского

28-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 3 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Софонии (635–605 г. до Р. Х.). Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1407).

Преподобного Феодула Цареградского (ок. 440). Преподобного Иоанна молчальника, бывшего епископа Колонийского (558). Священномученика Феодора, архиепископа Александрийского (606). Преподобного Георгия Черникского (Румын.).

Священномученика Андрея Косовского пресвитера (1920); священномученика Николая Ершова пресвитера (1937); святого Георгия Седова исповедника (1960).

Пророк Софония

Пророк Софония был родом из знатного рода колена Симеонова. Пророчествовал при иудейском царе Иосии (635–605 гг. до Р. Х.), помогая истреблять идолопоклонство. Святой был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы. Оставшаясь после него книга содержит в себе пророчества о бедствиях, грядущих для жителей Иудеи и соседних пределов — Газы, Аскалона, Крита, на моавитян, аммонитян, ниневитян. Кроме того, он пророчествовал о пришествии на землю Мессии (Соф. 3, 14–15).

Преподобный Савва Сторожевский

Ученик Сергия Радонежского, преподобный Савва Сторожевский был одним из первых насельников его Троицкой обители. Он снискал большое уважение у братии, был назначен духовником монастыря, а после кончины преподобного Сергия Радонежского некоторое время был игуменом. Святой пользовался почетом и у московского княжеского двора, став духовником членов великокняжеской семьи — вдовы князя Димитрия Донского Евдокии и их третьего сына Юрия (Георгия). Когда князь Юрий Димитриевич возрос, он стал уговаривать Савву переселиться в его удел. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте около Звенигорода, в небольшой пещере на горе, называемой Сторожи, поблизости от Москвы-реки. Позднее на этом месте он основал монастырь, который и доныне остается одним из главных духовных оплотов России.

Священное Писание

2 Тим., 299 зач., IV, 9-22

9 Постарайся прийти ко мне скоро.

10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.

11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.

12 Тихика я послал в Ефес.

13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.

14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!

15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!

17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.

18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.

20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.

21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.

22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.

Лк., 99 зач., XX, 1-8

1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, 2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

7 И отвечали: не знаем откуда.

8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 4, 9-22; Лк. 20, 1-8

Священники, книжники и старцы не веровали в Господа. Дабы возвести их к вере, Он предложил им вопрос: «крещение Иоанново с небес было или от человеков»? Рассудите об этом безпристрастно, и рассуждение ваше приведет вас к вере. Что сказано о явлении Иоанна, то можно сказать о всяком событии, сопровождавшем пришествие Господа во плоти, и о самом пришествии, со всеми его соприкосновенностями. Рассуди всякий о всем этом, — вывод будет один: «воистину Он был Сын Божий». Могут приходить разные мысли, рождаться недоумения, встречаться будто несообразности, но в конце всех исследований выйдет одно всестороннее убеждение, что нельзя иначе думать, как так, как изображено в Евангелиях и апостольских писаниях. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти», оставаясь тайною сама в себе, будет ясна для ума по нравственной необходимости, какую наложит на него собственное его исследование, исповедать так, а не иначе. Неверы или совсем не исследуют всего как должно, или исследуют поверхностно, чужим умом, или принимают несчастное настроение, противоположное требованиям веры и, чтоб оправдать свое неверие, довольствуются самою малостью для отрицания веры. И верующих колеблют речи неверов по той причине, что верующие, довольствуясь простою верою, не разъясняют для себя оснований веры. Речи те застают их врасплох, оттого они и колеблются.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Уныние — это очень тяжелое душевное состояние. Нет, наверное, ни одного человека, который бы в какой-то момент жизни не унывал. А нередко люди теряют жизненные ориентиры, теряют надежду, становятся безразличными ко всему окружающему и дажек самим себе, причем поводом для уныния могут стать самые обычные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Казалось бы, следует помнить, что в жизни все проходит — и плохое, и доброе, — и не поддаваться унынию. Но чаще всего человек, встречаясь с трудностями, унывает. Мы должны помнить, что уныние — это грех, а в основе этого греха — недостаток веры. Что происходит с унывающим человеком? Он не видит выхода из сложившейся ситуации, он теряет надежду. Легко понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, ведь неверующий все связывает со стечением обстоятельств, со своими личными усилиями или усилиями других людей, и нередко сознает их недостаточность для преодоления уныния. Но верующему дано знать, что наша жизнь — в руках Божиих, и если мы не находим в себе силы выйти из состояния уныния, то это свидетельствует о слабости нашей веры.

О посвящении воскресного дня Богу

Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.

— Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.

— Смерти! — закричали его слушатели.

— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий.

Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.

Страсти

Страсти — последствия грехопадения, зло, вошедшее в привычку, греховная зависимость, рабство греху. Их образно называют вожжами в руках дьявола. Слово «страсть» связано со словом «страдание» (Страсти Христовы — только страдания). По-гречески страдание – пафос, от него происходит слово патология.

Грехопадение состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога (Быт. 3:5). Стало быть, корень всех страстей или их общее содержание – самолюбие.

Любая страсть и грех паразитирует на здоровом состоянии. Например, чревоугодие на необходимости питания. Без благодати Божьей победить любую страсть невозможно.

Молитвословия

Тропарь преподобного Саввы, игумена Сторожевского

глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне,/ от юности бо изволил еси чистое житие,/ духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси,/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати.// Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы, игумена Сторожевского

глас 2

Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обуче-ние, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и по-каянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 

Тропарь пророка Софонии

глас 2

Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Софонии

глас 4

Явился еси светозарен Божественным Духом,/ пророче Софоние,/ Божие явление возгласив:/ радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь:// се Царь Твой грядет, спасаяй.

Тропарь преподобного Феодула Цареградского

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодуле, дух твой.

Кондак преподобного Феодула Цареградского

глас 2

Царя тленнаго и скорогибнущия славы,/ мудре отче, изменил еси вечно пребывающими,/ от столпнаго же и прискорбнаго жития в Горнее и всерадостное взыде,/ превеличества славы Небесному Царю сцарствуя, Феодуле,/ моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Пророк Софония
преподобный Савва Сторожевский
православный календарь

Все публикации