14 декабря. Память пророка Наума

5510
Фото

Седмица 28-я по Пятидесятнице.

В этот день совершается память:

Пророка Наума (VII в. до Р. Х.).

Праведного Филарета Милостивого (792). Мученика Анании Персянина.

Пророк Наум

Святой пророк Наум является одним из двенадцати малых пророков. Книга пророка Наума открывает волю Божию о погибели города Ниневии за совершённые беззакония: разрушение Израильского царства, хулу царя Сеннахирима на Истинного Бога, идолопоклонство и разврат. Пророк Наум повторяет грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионой. После проповеди Ионы Ниневия покаялась, но видя, что не сбылось его пророчество о разрушении города, жители города вновь обратились ко греху и прогневали Бога. Время служения пророка Наума относится примерно к периоду от 663 до 612 года до Рождества Христова (год падения Ниневии). Об обстоятельствах жизни пророка из Святого Писания ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён у себя на родине — в Галилее в селении Елкош.

Праведный Филарет Милостивый

Праведный Филарет был очень богат. Он всегда помнил слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6:7), и щедро делился своим имуществом. Богатства его от этого стали уменьшаться, и он разорился. Но Господь воздал Филарету за его милосердие. Его внучка стала женой императора Константина VI, и к нему вернулись слава и богатство. Как и прежде, святой щедро раздавал милостыню. Он приказал сделать три ящика и заполнить их монетами: один — золотыми, другой — серебряными, третий — медными. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго — лишившиеся средств, а из третьего — те, кто лицемерно выманивал деньги, но на исправление которых надеялся святой. Преставился святой Филарет в возрасте 90 лет.

Евангелие дня

Для современного человека очень важна свобода. Все люди, как говорит декларация ООН о правах человека, обладают равным достоинством и каждый может или по крайней мере хочет распоряжаться своей жизнью сам. Но так ли всё это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 20.

09И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Общеизвестно, что ребёнок в течение первых лет жизни узнаёт о мире чуть ли ни больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Незаметно, познавая окружающую действительность, мы учимся жить в мире по его правилам: открываем законы природы, привыкаем рассчитывать собственные силы, сталкиваемся с опасностями и стараемся их избегать. Взрослея, мы развиваем навыки, но уже практически автоматически не переходим границ дозволенного миром. Мы свободны, но в рамках, которые он нам ставит. Иногда случаются ситуации, когда законы мироздания приводят к трагедиям, и мы спрашиваем: могло ли быть всё иначе? Но зачастую мир принимается нами таким, каков он есть, и мы просто всё учитываем. Всё это так на уровне физики, химии, биологии... на уровне материальном.

В свою очередь духовный мир устроен иначе, в нём значительно больше свободы. В сегодняшнем чтении мы слышим о ней прикровенно, из притчи. Хозяин виноградника сажает виноград, отдаёт его в распоряжение работникам и отлучается на долгое время. Для тех, кто слушает Христа, очевидно, что речь идёт о Боге, Который буквально создал себе народ из потомков Авраама, Исаака и Иакова, дал заповеди и поставил первосвященниками и правителями тех, кто должен будет заботиться о том, чтобы жизнь народа была плодотворной. Заповеди были даны старейшинам народа как законы духовной жизни, они походили на поручения виноградарям и должны были привести к хорошему урожаю. Но применять их люди должны были сами. Иногда Бог посылал им пророков, но не приходил Сам для того, чтобы оставить им свободу. Но означало ли это Его невмешательство, что законы и правила перестали существовать? Очевидно, нет. Если человек отвергает законы мироздания, как первосвященники и старейшины отвергли Христа, это не значит, что у него всё получится, ведь законы остаются законами.

Можно решить, что притча о винограднике имеет отношение только к тем, кто слушал Христа, а для нас является лишь иллюстрацией их упрямства и гордости. Но на самом деле она о нас. Мы являемся работниками в винограднике собственной души. Иногда нам кажется, что мы можем жить, как хотим, но на самом деле Бог, как хозяин виноградника, просто даёт нам свободу, у которой, как и у свободы в мире физическом, есть свои рамки.

Радость от сегодняшнего отрывка в том, что законы духовной жизни как и то, какими должны быть её плоды, открываются нам во Христе. Он приходит не только спросить нас о плодах нашей жизни, Спаситель готов работать над нами вместе с нами. Он готов стать основой нашей жизни, готов научить нас свободе для того, чтобы всё, что мы делаем было по-настоящему прекрасным.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Должно и нам понять, как следует причащаться Святых Христовых Таин. Ни в один момент жизни мы не можем дерзнуть сказать, что теперь мы готовы, что теперь мы достойны, — потому что не смыть нам всех наших грехов, и всех наших слабостей не исцелить, и болезней не излечить никакими приуготовлениями, — но с сознанием своей греховности, с искренним исповедованием грехов мы должны, по крайней мере, в воскресный день приходить к Святой Чаше. Если кто-то в силу ряда причин не может причащаться каждое воскресенье, то, по крайней мере, причащение должно быть достаточно частым. А иначе мы опираемся исключительно на свои силы. Отказываясь от причащения Тела и Крови Христовой, мы словно говорим, что все сделаем сами, но нам самим многое не удается. Если же мы с Господом, то Он ведет нас по жизни, Он нас вразумляет, Он помогает нам избежать слов и поступков, опасных для нашей жизни, особенно жизни духовной.

О необходимости даже малых жертв

Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит. Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что просто произношу хорошие слова. Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит мое прошение — конечно, если это пойдет на пользу другому. Поэтому, когда люди просят вас помолиться о больном, говорите им, чтобы сами они тоже молились или, по крайней мере, старались избавиться от своих недостатков. Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?» Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого!

Преподобный Паисий Святогорец

Болезни и исцеление воли

Власть воли над умом называется своеволием, подчинённый (воля) командует начальником (умом). Ещё апостол Павел писал: Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим.7:15).

Каждый из нас наверняка может вспомнить ситуацию, когда умом мы понимаем, что что-то делать нельзя, но делаем. Или умом понимаем, что нужно кому-то помочь, сделать что-то доброе, а заставить себя не можем. Можно привести в пример церковный пост: многие понимают, что пост нужен, он тренирует волю, но воля противится ему.

Когда мы читаем в аскетической литературе об отсечении своей воли, речь идёт не об уничтожении желательной способности, а о древней монашеской практике согласования своей воли с Божественной, через посредство духоносного старца.

Мы уже говорили о добродетели послушания. Она состоит в согласовании своей воли с Божьей. Задаче согласования Божественной и человеческой воли посвящён труд «Илиотропион» (Подсолнечник) святителя Иоанна Тобольского. Эмблемой обращения нашего к Богу да послужит нам растение подсолнечник (илиотропион): «Подсолнух представляет своего рода чудо в природе: оно постоянно обращено головою своею к солнцу и вместе с ним обращается от востока до запада, даже во дни облачные, до того сильно любит оно солнце. Ночью же ради исключительной любви к одному солнцу, соединяет оно свои цветочные лепестки воедино, и закрывает их».

Обращённый к Богу ум начнёт направлять к Богу и волю. Например, пойти на воскресную Божественную Литургию. Если не хочется, то будем понимать, что это связано с волей, а не с обстоятельствами.

На свете есть множество религий, каждая из которых претендует на истину — разве это не довод в пользу атеизма?

Нет, и по нескольким причинам. Многие из нас учились в советской школе, где нам с младенчества внушали, что Бога нет — и мы склонны воспринимать атеизм как мировоззрение «по умолчанию», которого стоит придерживаться, пока не доказано какое-то другое.

Но у нас нет никаких оснований принимать атеизм как мировоззрение «по умолчанию» — на самом деле, это просто один из взглядов на мир, наряду с другими: индуистским, буддийским, исламским, христианским и т.д. Атеизм сам по себе нуждается в обоснованиях — и едва ли может их продемонстрировать.

Во-вторых, мир религий не представляет собой какой-то неструктурированный хаос, перед которым мы оказались бы в полной растерянности. Мировоззрения легко классифицируются, и на нашем пути к истине всего несколько поворотов — материализм или признание духовной реальности? Если да, то носит ли эта реальность личностный характер? Если да, то богов много или Бог один? Если Бог один, то где Его истинное откровение — иудаизм, христианство или ислам? Конечно, на каждом из поворотов нам придётся задуматься, почему мы поворачиваем так, а не иначе — но если мы ищем истину, мы её найдём.

Молитвословия

Тропарь пророка Наума

глас 2

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Наума

глас 4

Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем,// пророче блаженне, Науме славне.

Молитва пророку Науму

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь праведного Филарета Милостивого

глас 4

Аврааму в вере подражая,/ Иову же в терпении последуя,/ отче Филарете,/ благая земли разделял еси неимущим/ и лишение сих терпел еси мужественне./ Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник,Христос Бог наш,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак праведного Филарета Милостивого

глас 3

Истинно всеизрядная твоя купля зрится/ и мудрою быти судится всеми благомудрствующими:/ отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя Горних и вечных./ Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Молитва праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнщахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Пророк Наум (7 век до Р. Х.)
Жития святых 14 декабря 2016
Пророк Наум (7 век до Р. Х.)

Один из двенадцати меньших пророков. Жил около времен пророков Исаии и Михея, был родом из Галилеи, из селения Елкоша. Пророчествовал после плена колен Израилевых и прежде плена колен Иудиных, во второй половине царствования иудейского царя Езекии