12 декабря. Память преподобного Акакия Синайского

5495
Фото

Седмица 27-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мученика Филумена (ок. 274). Преподобного Акакия Синайского (VI).

Преподобного Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (III). Священномученика Авива, епископа Некресского (VI) (Груз.). Святителя Мардария (1935) (Серб.).

Священномученика Сергия Кочурова пресвитера (1941).

Преподобный Акакий Синайский

Рассказ о кончине преподобного Акакия Синайского приводится в «Лествице». Будучи послушником у одного старца, «весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава», юный Акакий подвергался поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через девять лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя пять дней наставник поведал о смерти своего послушника старцу: тот усомнился в этом и, когда они пришли в склеп, где был похоронен преподобный Акакий, спросил лежавшего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» — на что тот, оказывая послушание и после смерти, ответил: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Немилосердный старец, бывший наставником преподобного Акакия, был вразумлён этим чудом и провёл остаток дней затворником в келлии при гробнице своего бывшего ученика.

Священномученик Авив, епископ Некресский

Священномученик Авив — один из основателей грузинского монашества. По просьбе грузинского царя Парсмана VI и католикоса Евлавия он принял сан епископа. Персы, захватившие в то время Кахетию, насаждали огнепоклонство. Епископ Авив с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и тушил огни в капищах зороастрийцев. Благодаря его стараниям горцы Кахетии перешли в лоно Православной Церкви. Также он обратил в христианство многих персов. По приказу персидского сатрапа Авив был схвачен, подвергнут жестоким пыткам и скончался, побитый камнями, в селении Рехи. Тело святого бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни тление не коснулись тела святого. Ныне мощи святого почивают в Мцхетском Самтаврском соборе.

Мученик Парамон

Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 г., при императоре Декии. Правитель восточных областей Аквиан заточил в темницу 370 христиан, принуждая их пытками и угрозами отречься от Христа и принести жертву идолам. Один из местных жителей по имени Парамон обличил жестокость правителя и исповедал свою веру во Христа. После жесточайших пыток святого Парамона обезглавили вместе с остальными 370 мучениками.

Евангелие дня

Как научиться делать правильный выбор в тупиковой ситуации? Как не ошибиться? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 20.

19И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

22позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Иудеи задают Христу каверзный вопрос. В той плоскости, в которой развивается их мысль, друг другу противопоставлены два варианта ответа. Выбрать можно лишь один. Или ты платишь налог, но тогда ты служишь кесарю, и ты враг своему народу и своей вере. Или ты служишь Богу и тогда не платишь налог, но тогда ты враг кесарю. Согласитесь, это всего лишь видимость выбора. Из разряда: направо пойдёшь — потеряешь жизнь, налево пойдёшь — найдёшь смерть. Куда не глянь, везде тупик.

Однако Господь легко избегает подобной ловушки. И не потому, что применяет хитроумную риторическую технику. Он предлагает совершенно новый взгляд. Христос демонстрирует, что можно занять такую точку зрения на проблему, откуда откроется совсем иная панорама. Это похоже на то, что искусствоведы называют анаморфозой. Анаморфоза — это живописное или скульптурное произведение, которое складывается в легко прочитываемый образ лишь в том случае, если мы займём необходимую точку обзора.

Вот так и здесь. Если воспринимать жизнь плоскостно, как, например, лист бумаги, на которую нанесены точки, то я всегда буду к каким-то из них ближе, к каким-то дальше. Чему-то я буду отдавать предпочтение, чем-то пренебрегать. Однако, если представить ту же плоскость в виде сферы, я могу найти позицию, где все точки поверхности будут находится относительно меня на равном расстоянии. Эта позиция в самой глубине.

Именно так Господь избегает тупика: Он уходит от противопоставления, указывает на третий путь, который неочевиден его противникам. Иными словами, отвечает иудеям из глубины жизни. Что же это за глубина? Что это за перспектива обзора? Замечательный ответ на подобные вопросы даёт другой евангельский отрывок, в котором апостол Пётр спрашивает Спасителя: нужно ли им платить храмовый налог или нет? Смысл ответа Господа примерно следующий: «пошлины и налоги царю платят его слуги. Но дети царя свободны от налогов. Мы дети Бога, мы свободны. Однако, чтобы не вызывать ни у кого возмущение, и нам надо заплатить». Итак, вот она — та точка обзора, с которой открывается новая перспектива на жизнь. Это взгляд на жизнь глазами сына Божия. Того, в ком живёт и действует Дух Небесного Отца. Этот взгляд позволяет человеку видеть происходящее не плоскостно, но в полном объёме.

Согласитесь, для нас это весьма актуально. Ведь нередко течение жизни подталкивает нас к многочисленным конфронтациям. Мы постоянно противопоставляем себя тому, что происходит вокруг. Стремимся занять ту или иную позицию по каким-то злободневным вопросам. С кем-то дружим против кого-то, неизбежно занимаем чью-либо сторону. В общем, живём в режиме «свой-чужой». У нас и так достаточно проблем по вполне естественным причинам. А это состояние постоянной боевой готовности нередко создает излишнее напряжение. Отсюда конфликты, претензии, вражда, зависть, ярость, разочарования, локальные и глобальные войны. И, в целом, отсюда невыносимость жизни. А всё потому, что в нашем сознании третьего не дано. Или я за белых, или за красных. Или я либерал, или я консерватор. Всё это — жизнь в одномерной плоскости.

Сегодня Господь предлагает нам выход. Нет, нам не нужно менять социально-политические взгляды, место жительства, работу, друзей или спутника жизни. Нам просто надо стать ребёнком Бога. То есть начать жить по правилам Своей небесной семьи. Ежедневно все свои дела согласовывать с волей Небесного Отца. Стараться ради Христа служить окружающим людям. Оказывать им любовь и милость. Чем усердней будем внедрять в свою жизнь евангельские принципы, тем обильнее будет действовать в нас благодать Святого Духа. Там, где наша жизнь была плоской, она начнёт приобретать объём. А вместе с этим придёт новый взгляд на жизнь. Придёт свобода. Свобода в сложных, тупиковых ситуациях видеть выход, поступать по-новому и оставаться при этом самим собой.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известно, что любовь, которая вспыхивает ярким пламенем в молодые годы, когда молодым людям кажется, что они друг без друга жить не могут, в какой-то момент перестает гореть столь же ярко, а иногда просто теплится, да так слабо, что любое дуновение ветра может это пламя погасить, словно от любви ничего и не осталось. Святой апостол Павел учит нас: чтобы с любовью этого не произошло, нужно избегать греха и прилепляться к добру (см. Рим. 12, 6—14). Наверное, многие современные люди никак не могут связать потерю любви с тем, о чем говорит апостол. А он учит: потеря любви там, где человек совершает грех, где он прилепляется ко греху, а не к добру, не к святости. От нравственного состояния человека зависит способность любить. Давайте громко об этом скажем на весь мир, на всю страну: от нравственного состояния человека зависит способность любить! И с потерей нравственного чувства, с его искажением человек теряет силы к тому, чтобы любить. Любовь требует энергии, без энергии любви быть не может, и если нет добра в жизни человека, если побеждает зло, если человек прилепляется не к добру, а к злу, то любовь деформируется, ослабляется, а в конце концов исчезает…

Благое устроение

Слышал я о некоем брате, что, когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенной и неприбранной, то говорил в себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келью свою привести в порядок». Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи согласно с состоянием души его». И никогда он не говорил ни о ком: «Сей брат нерадив», или «сей тщеславен», но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего.

Авва Дорофей

Болезни и исцеление ума

Ум должен быть направлен к Богу. В Библии неверующий определяется как безумный. «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» (Пс.13:1; Пс.52:2). Порочный ум — это не отсутствие ума, а его отключённость от Бога. Человек может быть очень развит интеллектуально, но лишён главного знания — о Боге.

Свято место пусто не бывает, человек не может заглушить свой дух — силу, стремящуюся к Богу. Без Бога ум становится восприимчивым к влиянию демонов и под их воздействием создаёт себе идола. Либо он подменяет Бога человеческой выдумкой (своей или чужой) — отсюда множество мировоззрений и религий, их можно смело назвать болезнями ума. Либо ставит на Его место какое-то земное увлечение. Либо отвергает Бога.

Также ум начинает обходить совесть и оправдывать свои грехи, ведь люди редко просто переступают через совесть, чаще делают это с помощью самообмана.

На пути ко спасению у человека первым выздоравливает, ис-целяется ум. Ум христианина обретает цельность, имея основание в Боге, Который есть Сверхум, ведь Бог Премудр и Всеведущ. По словам апостола: Кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор.8:3). Читая жития святых, мы видим, что даже малообразованные подвижники учили высоким истинам, могли прозревать будущее, точно оценивать духовное состояние людей. Например, преподобный Паисий Святогорец закончил лишь начальную школу.

Молитвословия

Тропарь преподобного Акакия

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со ангелы срадуется, преподобне Акакие, дух твой.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Мученик Парамон Вифинский и с ним 370 мучеников (250 г.)
Жития святых 12 декабря 2016
Мученик Парамон Вифинский и с ним 370 мучеников (250 г.)

Пострадал за веру во Христа вместе с 370 мучениками в 250 г. при императоре Декии (249-251 гг.). Правитель восточных областей, князь Вифинский (в Малой Азии), принуждал 370 христиан принести жертву идолам.