Церковный календарь

12 декабря. Память преподобного Акакия Синайского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 декабря. Память преподобного Акакия Синайского

27-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 29 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мученика Филумена (ок. 274). Преподобного Акакия Синайского (VI).

Преподобного Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (III). Священномученика Авива, епископа Некресского (VI) (Груз.). Святителя Мардария (1935) (Серб.).

Священномученика Сергия Кочурова пресвитера (1941).

Преподобный Акакий Синайский

Рассказ о кончине преподобного Акакия Синайского приводится в «Лествице». Будучи послушником у одного старца, «весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава», юный Акакий подвергался поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через девять лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя пять дней наставник поведал о смерти своего послушника старцу: тот усомнился в этом и, когда они пришли в склеп, где был похоронен преподобный Акакий, спросил лежавшего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» — на что тот, оказывая послушание и после смерти, ответил: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Немилосердный старец, бывший наставником преподобного Акакия, был вразумлён этим чудом и провёл остаток дней затворником в келлии при гробнице своего бывшего ученика.

Священномученик Авив, епископ Некресский

Священномученик Авив — один из основателей грузинского монашества. По просьбе грузинского царя Парсмана VI и католикоса Евлавия он принял сан епископа. Персы, захватившие в то время Кахетию, насаждали огнепоклонство. Епископ Авив с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и тушил огни в капищах зороастрийцев. Благодаря его стараниям горцы Кахетии перешли в лоно Православной Церкви. Также он обратил в христианство многих персов. По приказу персидского сатрапа Авив был схвачен, подвергнут жестоким пыткам и скончался, побитый камнями, в селении Рехи. Тело святого бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни тление не коснулись тела святого. Ныне мощи святого почивают в Мцхетском Самтаврском соборе.

Мученик Парамон

Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 г., при императоре Декии. Правитель восточных областей Аквиан заточил в темницу 370 христиан, принуждая их пытками и угрозами отречься от Христа и принести жертву идолам. Один из местных жителей по имени Парамон обличил жестокость правителя и исповедал свою веру во Христа. После жесточайших пыток святого Парамона обезглавили вместе с остальными 370 мучениками.

Священное Писание

Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Лк., 51 зач. (от полу́), X, 19-21

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 5, 22-6, 2; Лк. 10, 19-21

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». Вот суд над человеческой мудростью и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь перед глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто — приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. «Как — я?.. Ни за что!» Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты слеп, «мжай», то есть кое-что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известно, что любовь, которая вспыхивает ярким пламенем в молодые годы, когда молодым людям кажется, что они друг без друга жить не могут, в какой-то момент перестает гореть столь же ярко, а иногда просто теплится, да так слабо, что любое дуновение ветра может это пламя погасить, словно от любви ничего и не осталось. Святой апостол Павел учит нас: чтобы с любовью этого не произошло, нужно избегать греха и прилепляться к добру (см. Рим. 12, 6–14). Наверное, многие современные люди никак не могут связать потерю любви с тем, о чем говорит апостол. А он учит: потеря любви там, где человек совершает грех, где он прилепляется ко греху, а не к добру, не к святости. От нравственного состояния человека зависит способность любить. Давайте громко об этом скажем на весь мир, на всю страну: от нравственного состояния человека зависит способность любить! И с потерей нравственного чувства, с его искажением человек теряет силы к тому, чтобы любить. Любовь требует энергии, без энергии любви быть не может, и если нет добра в жизни человека, если побеждает зло, если человек прилепляется не к добру, а к злу, то любовь деформируется, ослабляется, а в конце концов исчезает…

Благое устроение

Слышал я о некоем брате, что, когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенной и неприбранной, то говорил в себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келью свою привести в порядок». Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи согласно с состоянием души его». И никогда он не говорил ни о ком: «Сей брат нерадив», или «сей тщеславен», но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего.

Авва Дорофей

Болезни и исцеление ума

Ум должен быть направлен к Богу. В Библии неверующий определяется как безумный. «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» (Пс.13:1; Пс.52:2). Порочный ум — это не отсутствие ума, а его отключённость от Бога. Человек может быть очень развит интеллектуально, но лишён главного знания — о Боге.

Свято место пусто не бывает, человек не может заглушить свой дух — силу, стремящуюся к Богу. Без Бога ум становится восприимчивым к влиянию демонов и под их воздействием создаёт себе идола. Либо он подменяет Бога человеческой выдумкой (своей или чужой) — отсюда множество мировоззрений и религий, их можно смело назвать болезнями ума. Либо ставит на Его место какое-то земное увлечение. Либо отвергает Бога.

Также ум начинает обходить совесть и оправдывать свои грехи, ведь люди редко просто переступают через совесть, чаще делают это с помощью самообмана.

На пути ко спасению у человека первым выздоравливает, ис-целяется ум. Ум христианина обретает цельность, имея основание в Боге, Который есть Сверхум, ведь Бог Премудр и Всеведущ. По словам апостола: Кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор.8:3). Читая жития святых, мы видим, что даже малообразованные подвижники учили высоким истинам, могли прозревать будущее, точно оценивать духовное состояние людей. Например, преподобный Паисий Святогорец закончил лишь начальную школу.

Молитвословия

Тропарь преподобного Акакия

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со ангелы срадуется, преподобне Акакие, дух твой.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Преподобный Акакий Синайский
священномученик Авив Некресский
мученик Парамон Вифинский
православный календарь

Все публикации