Церковный календарь

11 декабря. Священномученика митрополита Серафима Чичагова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 декабря. Священномученика митрополита Серафима Чичагова

27-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 28 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобномученика и исповедника Стефана Нового (767). Мученика Иринарха и святых семи жен (303).

Святителя Феодора, архиепископа Ростовского (1394). Мучеников Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII).

Священномученика митрополита Серафима Чичагова (1937). Священномучеников Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего пресвитеров, преподобномучеников Рафаила Тюпина, Викентия Никольского и мученицы Анисии Маслановой (1937); мученицы Параскевы Федоровой (1938); священномученика Николая Крылова пресвитера (1941). Обретение мощей преподобного Сергия Сребрянского, исповедника (2000).

Преподобномученик Стефан Новый

Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый пребывал в глубоком затворе. Постепенно возле него собралась община иноков. Слава святого дошла до императора Копронима, ревностного иконоборца. Он попытался переманить святого на свою сторону, но Стефан опроверг все доводы еретиков и остался верен православию. Его оклеветали и заточили в темницу. Святой и там создал монастырь, где постоянно шло моление и почитались иконы. Когда об этом донесли императору, он приказал забить преподобномученика до смерти.

Священномученик митрополит Серафим Чичагов

Священномученик Серафим (Чичагов) принадлежал к дворянскому роду. По благословению Иоанна Кронштадтского он принял священнический сан. В 1895 году начал работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». После смерти жены принял монашество. В 1903 году по его ходатайству и при активном содействии императора Николая Второго был прославлен преподобный Серафим Саровский. Впоследствии отец Серафим принял епископский сан, заняв Сухумскую кафедру. В 1921 году, уже в сане митрополита, он был сослан в Архангельскую область. Во второй раз владыка был арестован в 37-ом году. Прикованный к постели восьмидесятидвухлетний старец был вынесен из дома на носилках и доставлен в тюрьму. Впоследствии он принял мученическую смерть.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский, был сыном Стефана (родного брата Преподобного Сергия Радонежского). Овдовев, Стефан принял монашество и вместе с сыном пришел в монастырь к Преподобному Сергию, который, провидя подвижническую жизнь отрока, постриг его с именем Феодор. По благословению Преподобного Сергия Радонежского святитель Феодор основал Старый и Новый Симонов монастыри, где приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт — будущие основатели Белозерских монастырей. Святитель Феодор вел строгую подвижническую жизнь, и великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. В 1387 году он был назначен на Ростовскую кафедру. Святитель преставился 28 ноября 1394 года. Его мощи находятся в ростовском Успенском соборе.

Священное Писание

2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 4 и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5 приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.

6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, 11для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.

13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, 17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.

18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Лк., 95 зач., XIX, 12-28

12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 1, 1-2. 8-15; Лк. 19, 12-28

Притча о десяти минах изображает всю историю человечества до второго пришествия Христова. Господь говорит в ней о Себе, что Он идет через страдания, смерть и воскресение к Отцу Небесному принять царство над человечеством, которое все — Его родовое достояние. Оставшиеся на земле делятся на две половины: на рабов, поработивших себя Господу через послушание вере, и на нехотящих иметь Его царем и работать Ему, ради неверия своего. Тем, которые приступают ко Господу верою, с готовностью работать Ему, даются дары Святого Духа в св. таинствах: это мина — и каждый верующий получает ее на служение в кругу верующих. Когда все из рода человеческого, способные покоряться Господу, покорятся Ему, тогда Он снова придет, как принявший Царство. Первым делом Его будет рассудить рабов, кто что приобрел данною благодатью, а потом последует суд и над теми, которые не захотели иметь Его царем, т. е. , или не уверовали, или отпали от веры. Напечатлей эти истины в уме своем и не отводи от них внимания, ибо тогда будет решение, которому уж не жди перемены. Бегай неверия; но и веруй не праздно, а приноси и плоды веры. Обретши тебя верным вмале, Господь и над многим тебя поставит.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда люди страдают от того, что в своей жизни они не увидели явления справедливости в тех или иных обстоятельствах. Им кажется, что зло тотально господствует. Мне приходится общаться со многими людьми, и очень часто я слышу такие слова: «Святейший, а куда мир идет? Что с нами происходит? Почему наступает зло?» У некоторых наступает отчаяние, они спрашивают: а можно ли что-то сделать? Глубоко убежден: никакого отчаяния быть не должно, потому что зло будет побеждено. Зло господствует временно. Оно может наслаждаться своими победами, издеваться над добром и носителями добра, но оно будет уничтожено. Иногда нам действительно не хватает всей жизни, чтобы увидеть, как зло терпит поражение, а иногда мы и при жизни становимся свидетелями такой победы.

Борьба со страстью

Далеко не всегда возможно сразу одолеть страсть (укоренённый грех). Если сразу не получилось, то не отчаивайтесь, аскетизм требует системного подхода. Постарайтесь подробно осмыслить конкретные проявления этой страсти и определить этапы (ступени) борьбы с ней. Составьте в письменном виде план борьбы со страстью, продумайте заранее модель поведения в ситуациях, провоцирующих страсть. Ставьте целью не просто победу над страстью, а обретение противоположной ей добродетели, ведь страсть — это раковая опухоль добродетели.

Молитвословия

Тропарь священномученика митрополита Серафима Чичагова

глас 5

Воинство Царя Небеснаго/ паче земнаго возлюбив,/ служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/ наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/ данная ти от Бога многообразная дарования/ к пользе народа Божия приумножил еси,/ учитель благочестия/ и поборник единства церковнаго быв,/ пострадати даже до крове сподобился еси,/ священномучениче Серафиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика митрополита Серафима Чичагова

глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/ теплую любовь к нему имел еси,/ писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/ верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго посещения/ самаго преподобнаго сподобился еси./ С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/ в Небесных чертозех водворяяся,/ моли Христа Бога// серафимския радости нам причастником быти.

Молитва священномученику митрополиту Серафиму Чичагову

О Боголюбезне Серафиме, велий во святителех и славный в мученицех! Пламенное восхождение твое лицезряще во обители горния, недоумеем, како благохвалити тя, паче же ти возследовати, дивный отче. Вемы бо воина тя предобра, храбрством изрядна и во бранех неодолима. Вемы тя и врача благодатна, в терпении неколеблема и во искусстве преизящна. Ты и живописания даром Церкви послужил еси и сладкопения талант Господеви принесл еси. Паче же, пастырю благий, аще и отреклся еси суеты мира, обаче вся тяготы и скорби того вмещал еси в пространное твое сердце. Не довлеет лета повествовати нам, паче же уразумети леностным умом непрестанныя ти труды по обителей святых летописанию, Серафима преподобнаго прославлению, жизни устроению церковней, разделений горьких врачеванию. Паки и в изгнаниих и заточениих образ веледушия и смирения крайняго светоявил еси, архиерею Божий. Над сим же всем солнцесияет мученический ти венец. Вся убо превозмогл еси о укрепляющем тя Христе. Сего ради в памяти твоей единяемся и усердно просим: не остави нашей худости, укрепи ны о Господе, еже заповеди Его непорочно хранити, еже Церковь святую от соблазн избавити вражиих, еже горняя нам мудрствовати, греховных же отступати и суетных. Се бо и дерзновение превелие, еже стяжал еси пред престолом Божиим, вемы, пресвятый наш отче. Сим утешаемся и молитвенному твоему заступлению себе о Господе предаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученика Стефана Нового

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству мужески вооружился еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Стефане приснопамятне.

Кондак преподобномученика Стефана Нового

глас 3

Из неплодна, преподобне, корене возрасте ветвь,/ первострадальцу тезоимените,/ монахов наставник велик, отче, явился еси,/ и ярости не убоявся царя,/ не хотяща Христов чествовати образ,/ сего ради скончався,// мученический венец приял еси, Стефане.

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовского

глас 4

От юности твоей добре воспитався трудами,/ воздержанием, постом и молитвами,/ чисту и непорочну сотворил еси душу твою,/ сего ради на престоле святительства сел еси,/ и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/ зарими чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре,/ и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Кондак святителя Феодора, архиепископа Ростовского

глас 2

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже крепкий адамант во утвари,/ по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/ но, яко имея дерзновение/ к рбждшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,/ Егоже моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Преподобномученик Стефан Новый
священномученик Серафим (Чичагов)
святитель Феодор Ростовский
православный календарь

Все публикации