9 декабря. Память святителя Иннокентия, епископа Иркутского

5583
Фото

Неделя 25-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Алипия столпника (640). Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве (1051—1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731).

Преподобного Иакова отшельника (457). Преподобного Стилиана Пафлагонского (V—VI).

Священномученика Николая Замараева, Иоанна Виноградова, Георгия Колоколова, Назария Грибкова, Василия Агафоникова, Василия Колосова, Илии Зачатейского, Василия Студницына, Даниила Мещанинова, Михаила Зеленцовского пресвитеров, преподобномученика Тихона Бузова (1937); мученика Петра Царапкина (после 1937).

Преподобный Алипий Столпник

Преподобный Алипий Столпник родился в городе Адрианополь в Пафлагонии. Мать воспитала его в благочестии и, рано овдовев, отдала на обучение епископу Феодору; сама же, раздав имение нищим, стала подвизаться при храме в качестве диаконисы. Епископ посвятил преподобного в сан диакона и назначил экономом при церкви. Однажды в Халкидоне святому Алипию было видение святой мученицы Евфимии, призвавшей его построить церковь и освятить в её память. Святой возвёл церковь на месте заброшенного языческого кладбища. Рядом с храмом он соорудил себе столп. В духовном отношении место было тяжёлое: преподобному постоянно досаждали бесы. Но молитва и пост в течение 53 лет очистили это место от их засилья. Рядом возникли мужские и женские обители; в последней подвизались мать и сестра преподобного Алипия.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

Святитель Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий) — первый епископ, подвизавшийся в суровых условиях далёкого сибирского края, — происходил из старинного дворянского рода. Презрев мирские блага, он посвятил себя Церкви. Когда, уже став профессором богословия, он был назначен обер-иеромонахом флота, император Пётр I обратил внимание на глубоко образованного монаха и решил отправить его с миссией в Китай. Однако китайские власти побоялись пустить его, и он провёл на границе целых три года, прежде чем был назначен епископом Иркутским. Святитель приложил большие усилия к устройству церковной жизни в крае и просвещению бурят и монголов, открывая для них школы. Удивительно то, что он не получал жалования до самой смерти, терпел крайний недостаток в средствах, но не роптал и всё умел делать своими руками. Через 33 года после кончины святителя было обнаружено, что тело его, облачение и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя место погребения было сырым и затхлым.

Евангелие дня

Как избежать заблуждений в своих представлениях о Боге и вере? Как не сбиться с пути и устоять в истине? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 19.

37А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Христос приближается к Иерусалиму. Среди простого народа Он очень популярен. Многие видели чудеса, которые Он совершал. Одно из самых поразительных произошло только что. Господь воскресил Лазаря. Человека, который уже четыре дня находился в могиле и тело которого начало разлагаться. Это немыслимо. Такое под силу только помазаннику Божию. А потому ни у кого нет сомнения в том, что Иисус — Мессия. И Он идёт в столицу для того, чтобы занять престол Своего могущественного предка, царя Давида.

Религиозные лидеры иудеев наблюдают за этой картиной со стороны. Они напряжены. И дело здесь не только в личной неприязни ко Христу. Оккупанты-римляне могут увидеть в таком народном воодушевлении опасность для своей власти. Они не будут разбираться, где политика, а где религия. Они знают по своему горькому опыту, что именно с подобных волнений обыкновенно и начинаются мятежи и восстания. А потому римские военачальники могут сработать на предупреждение. Провести карательную акцию, чтобы подавить назревающий бунт в самом зародыше. Прольётся кровь. Погибнет много народа. Так было уже не раз. Вот о чём думают фарисеи. Поэтому они и просят Христа утихомирить людей.

Однако Господь отказывается это делать. Почему так происходит? Разве Спаситель не понимает опасности? Разве Он не знает нрава римлян? Разве Христос не видит, что многие из Его последователей чрезмерно политизированы и ждут от Него именно социальных реформ? Видят в Нём в первую очередь земного царя, который наведёт, наконец-то, порядок в стране. Всё это Господь прекрасно понимает. Но, как ни странно, Он ничего не может сделать с этим. А вернее, Он уже достаточно сделал и сказал, чтобы Его последователи наконец-то поняли, кто Он на самом деле. Чтобы до них дошло, что Он не земной царь. Что Его слова и дела не о могущественной империи и не о царстве справедливости. Однако люди так крепко держатся за свои предрассудки, что даже если Христос прикажет им замолчать, закричат камни. То есть та энергия ложных представлений, иллюзий и фантазий, которая распирает народ изнутри, найдёт другой способ выхода. А потому всё, что Господь может сделать в этой ситуации, — только плакать. И во второй части отрывка мы видим, как Он оплакивает участь Иерусалима и его жителей. У Него болит сердце за людей, которые из-за своего невежества и ложных идей будут вынуждены пережить такую страшную трагедию.

Попробуем перенести эту ситуацию на нашу жизнь. Подобно древним иудеям, мы жаждем Бога. Мы ищем дорогу к Нему. И Евангелие, а вслед за ним и вся церковная традиция, указывают нам эту дорогу. Однако проблема в том, что даже если мы читаем Священное Писание и труды христианских богословов, наша нездоровая зацикленность на себе побуждает нас пройти по этому пути легко, комфортно и с наименьшими потерями. А потому парадоксальным образом в нашем сознании рядом с высокими представлениями о Боге живёт огромное количество предрассудков о Нём и о том, как необходимо Его искать и двигаться к Нему. Нередко мы принимаем Бога совсем не за того, кем Он является. Наша упёртость в своих представлениях такова, сами эти представления так срослись с нами, что даже Господь ничего не сможет с ними сделать. Он может только плакать о Своих детях. Плакать вместе с нами, когда мы проживаем боль потерь, разочарований и потрясений. Спаситель будет плакать со мной до тех пор, пока мой эгоизм не увлечёт меня в самые глубины одиночества и страданий. Пока я полностью, окончательно и бесповоротно не разочаруюсь в себе, и от всего сердца не захочу всю свою жизнь посвятить исполнению Евангелия. Пока основополагающей идеей моей жизни не станет самоотверженное служение окружающим ради Христа. Как только Господь увидит это желание, Он покажет мне свет истины, откроется таким, каков Он есть, и выведет к тихой радости Своего Светлого Воскресения.

священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как же вернуть Господа в центр нашей жизни? Кто-то может сказать: нужно больше хороших телепередач, хороших книг, хороших слов… Да, наверное. Но ни передачами, ни словами, ни книгами не вернешь Бога в сердце, не полюбишь Его. Полюбить Его можно только в тот момент, когда ты чувствуешь прикосновение Его благодати. Чаще всего это происходит в храме Божием. Храм и есть подлинная школа благочестия, именно здесь человек обретает возможность прикоснуться к Богу и полюбить Его. Может, потому так и восстают против строительства храмов? Не против книг, не против телепередач, не против статей в газетах, а именно против храмов, потому что в храме происходит тайна приобщения человека к Божественной благодати, прикосновение человека к божественной жизни. Тогда Бог перестает быть философской, умозрительной, далекой от жизни и от сердца категорией. Он входит в нашу жизнь, обременяет, по слову преподобного Макария, наш разум и овладевает нами.

Сила доброго слова

Во время войны послали одного боязливого солдата в разведку. Все знали его боязливость и смеялись, когда узнали, куда посылает его старшина. Только один солдат не смеялся. Он подошел к своему товарищу, чтобы поддержать и ободрить его. Но тот ответил ему: «Погибну я, враг совсем рядом!» — «Не бойся, брат: Господь еще ближе», — ответил ему добрый товарищ. И эти слова, как большой колокол, зазвонили в душе того солдата и звонили до конца войны. И вот, некогда робкий солдат вернулся с войны награжденный многими орденами за храбрость. Так преобразило его благое слово: «Не бойся: Господь еще ближе!».

Запреты — не цель, а средство духовного роста

По словам Юрия Лотмана, «культура начинается с запретов». Аскетическая практика также подразумевает запреты (запрет нарушать благую волю Бога — заповеди). Место аскетических запретов в христианской жизни можно сравнить с той ролью, которую играют в рождении ребенка правила здорового образа жизни, которым должна следовать беременная женщина. Запреты вторичны по отношению к главной цели — рождению здорового ребёнка, но они служат этой цели. Аналогично у спортсмена: определённые запреты — средство для достижения победы.

Правильный запрет — это условие роста. Мы не даём власти над собой жизни временной ради подготовки к вечности. Человек, стремящийся успеть к цели, не отвлекается на то, что отвлекает от неё.

Другое дело, что запреты должны быть обоснованы, понятны тому, к кому они обращены. Это тоже объясняет аскетика.

Что делать с сообщениями о чудесах за пределами Церкви?

«Но вы же сами будете отрицать сверхъестественные явления за пределами Церкви! — нередко говорят атеисты, — следовательно, ваша готовность верить в чудеса в христианской среде есть не больше, чем слепая пристрастность».

В отличие от материалиста, который, будучи связан своим мировоззрением, должен с порога отрицать любые сообщения о сверхъестественных явлениях, мы готовы рассматривать эти сообщения по существу. Как и любые другие сообщения, они могут оказаться истинными или ложными. Конечно, бывают и ложные сообщения о чудесах — и не только в нехристианской, но и в церковной среде. Нам стоит задаться вопросами: «От кого исходят эти сообщения?», «Насколько это надежный источник?», «Это сообщения свидетелей или более поздние легенды?» Мы очень быстро обнаружим, что те сообщения о сверхъестественном, которые исходят из нехристианской среды по этим простым характеристикам нельзя поставить в ряд со свидетельством апостолов о Воскресении Христовом.

Но за пределами Церкви могут быть и реальные проявления сверхъестественного. Они могут иметь два источника. Милосердный Бог может приходить на помощь Своим творениям, когда они взывают к Нему, даже если их представления о Нём ошибочны или неполны. С другой стороны, падшие духи могут обольщать язычников, чтобы склонить их к поклонению себе.

Таким образом, за пределами Церкви могут существовать: а) ложные сообщения о чудесах; б) подлинные проявления милости Божьей к людям, которые имеют о Нём ошибочные представления; в) обман со стороны падших духов.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского

глас 3

Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского

глас 4

Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

Молитвы святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому

К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отъиду отсюду и ктому не уготов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Алипия

глас 1

Терпения столп был еси,/ ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/ и Безплотных жительству, сый в телеси,/ Алипие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Алипия

глас 8

Яко добродетелей вину и постников удобрение,/ Церковь славит тя днесь и воспевает, Алипие:/ молитвами твоими подаждь чтущим любовию доблести твоя и борения/ лютых прегрешений избавление,// яко тезоименитый.

Тропарь великомученика Георгия, ради освящения храма его

глас 4

Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак великомученика Георгия, ради освящения храма его

глас 2

Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,/ Един во святых почиваяй.

Новости по теме

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский (1731 г.)
Жития святых 22 февраля 2017
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский (1731 г.)

Прославленный во святых, дивный в чудесах, чтимый ближними и дальними, чудо-творец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.