Неделя 27-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномучеников Климента, папы Римского (101),и Петра, архиепископа Александрийского (311).
Преподобного Петра молчальника (ок. 429).
Преподобномученицы Магдалины Забелиной (1931); священномучеников Серафима, архиепископа Смоленского, Григория Воинова, Иоанна Владимирского, Василия Парийского, Космы Коротких, Иоанна Тарасова, Симеона Афонькина, Илариона Соловьева, Ярослава Савицкого, Александра Вершинского, Иоанна Янушева, Виктора Смирнова, Андрея Шершнева, Варлаама Попова пресвитеров и vextybrfПавла Кузовкова (1937); мученика Николая Копнинского (1938).
Священномученик Климент, папа Римский
Римлянин из очень богатой, знатной семьи, священномученик Климент, в отличие от «золотой молодежи», не прельщался роскошью и удовольствиями — он рано задумался о смысле жизни и, услышав об учении Христа, отправился в Палестину. Приняв Крещение от апостола Петра, он стал его учеником и был рукоположен во епископа Римского. Благочестие святого позволило ему многих обратить ко Христу — от рабов до членов императорской семьи. Император сослал святого в Крым, на каменоломни вблизи Херсонеса. Но и там святой успешно продолжил проповедь, однажды явив чудо — открыв источник воды для узников. Тогда правитель Рима приказал утопить святого. Спустя почти тысячу лет в Херсонесе крестился князь Владимир. Он захватил с собой в Киев часть мощей мученика, которые стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.
Священномученик Петр, архиепископ Александрийский
Священномученик Петр возглавил Александрийскую Церковь во время жестоких преследований христиан. И сила проповеди святого Петра была столь велика, что горожане семьями принимали крещение. По приказу императора Максимиана святителя схватили и приговорили к смерти. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая своё возмущение. Желая избежать кровопролития, архиепископ передал властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы, чтобы его смогли тайно вывести на казнь. Ночью священномученик сам вышел к палачам. Его казнили на том же месте, где когда-то принял смерть святой апостол Марк. И голос с неба известил: «Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников».
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
На пятый день после Введения во храм Пресвятой Богородицы происходит отдание этого праздника. Служба отдания напоминает службу первого дня праздника, но без той же торжественности: не положено всенощного бдения, нет Великого входа на вечерне, на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. Особенностью отдания Введения во храм является соединение последования Введения с последованиями служб священномучеников Климента Римского (†101) и Петра Александрийского (†311). Отдания других двунадесятых праздников обычно не соединяются с богослужением, посвящённым святым дня. На утрени отдания читаются три канона: Введению, мученику Клименту и мученику Петру. На «хвалитех» к стихирам праздника присоединяются стихиры этих святым. На литургии положены чтения и песнопения как праздника, так и святых.
Евангелие дня
Как избежать заблуждений в своих представлениях о Боге и вере? Как не сбиться с пути и устоять в истине? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 19.
37А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
41И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
Христос приближается к Иерусалиму. Среди простого народа Он очень популярен. Многие видели чудеса, которые Он совершал. Одно из самых поразительных произошло только что. Господь воскресил Лазаря. Человека, который уже четыре дня находился в могиле и тело которого начало разлагаться. Это немыслимо. Такое под силу только помазаннику Божию. А потому ни у кого нет сомнения в том, что Иисус — Мессия. И Он идёт в столицу для того, чтобы занять престол Своего могущественного предка, царя Давида.
Религиозные лидеры иудеев наблюдают за этой картиной со стороны. Они напряжены. И дело здесь не только в личной неприязни ко Христу. Оккупанты-римляне могут увидеть в таком народном воодушевлении опасность для своей власти. Они не будут разбираться, где политика, а где религия. Они знают по своему горькому опыту, что именно с подобных волнений обыкновенно и начинаются мятежи и восстания. А потому римские военачальники могут сработать на предупреждение. Провести карательную акцию, чтобы подавить назревающий бунт в самом зародыше. Прольётся кровь. Погибнет много народа. Так было уже не раз. Вот о чём думают фарисеи. Поэтому они и просят Христа утихомирить людей.
Однако Господь отказывается это делать. Почему так происходит? Разве Спаситель не понимает опасности? Разве Он не знает нрава римлян? Разве Христос не видит, что многие из Его последователей чрезмерно политизированы и ждут от Него именно социальных реформ? Видят в Нём в первую очередь земного царя, который наведёт, наконец-то, порядок в стране. Всё это Господь прекрасно понимает. Но, как ни странно, Он ничего не может сделать с этим. А вернее, Он уже достаточно сделал и сказал, чтобы Его последователи наконец-то поняли, кто Он на самом деле. Чтобы до них дошло, что Он не земной царь. Что Его слова и дела не о могущественной империи и не о царстве справедливости. Однако люди так крепко держатся за свои предрассудки, что даже если Христос прикажет им замолчать, закричат камни. То есть та энергия ложных представлений, иллюзий и фантазий, которая распирает народ изнутри, найдёт другой способ выхода. А потому всё, что Господь может сделать в этой ситуации, — только плакать. И во второй части отрывка мы видим, как Он оплакивает участь Иерусалима и его жителей. У Него болит сердце за людей, которые из-за своего невежества и ложных идей будут вынуждены пережить такую страшную трагедию.
Попробуем перенести эту ситуацию на нашу жизнь. Подобно древним иудеям, мы жаждем Бога. Мы ищем дорогу к Нему. И Евангелие, а вслед за ним и вся церковная традиция, указывают нам эту дорогу. Однако проблема в том, что даже если мы читаем Священное Писание и труды христианских богословов, наша нездоровая зацикленность на себе побуждает нас пройти по этому пути легко, комфортно и с наименьшими потерями. А потому парадоксальным образом в нашем сознании рядом с высокими представлениями о Боге живёт огромное количество предрассудков о Нём и о том, как необходимо Его искать и двигаться к Нему. Нередко мы принимаем Бога совсем не за того, кем Он является. Наша упёртость в своих представлениях такова, сами эти представления так срослись с нами, что даже Господь ничего не сможет с ними сделать. Он может только плакать о Своих детях. Плакать вместе с нами, когда мы проживаем боль потерь, разочарований и потрясений. Спаситель будет плакать со мной до тех пор, пока мой эгоизм не увлечёт меня в самые глубины одиночества и страданий. Пока я полностью, окончательно и бесповоротно не разочаруюсь в себе, и от всего сердца не захочу всю свою жизнь посвятить исполнению Евангелия. Пока основополагающей идеей моей жизни не станет самоотверженное служение окружающим ради Христа. Как только Господь увидит это желание, Он покажет мне свет истины, откроется таким, каков Он есть, и выведет к тихой радости Своего Светлого Воскресения.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
О приобретении благодати Божией
Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.
Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.
Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.
Мягкое слово Божие и грубое сердце
Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им:
— Вода по свойству своему мягка, а камень — тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.
Святитель Николай Сербский
Нравственные основы христианского аскетизма
Помимо догматической основы аскетизм имеет христианско-нравственную. Это значит, что аскетизм соответствует как естественному нравственному закону, так и христианскому нравоучению, содержанию Божественных заповедей, важнейшие из которых: заповеди о любви к Богу и к ближнему (Лк.10:27).
В основании аскетизма лежат следующие базисно-нравственные положения:
о необходимости уподобления Богу: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48);
о необходимости подражания Христу (и) по человеческому естеству: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).
Подражая Христу в том, например, как Он постился, молился, противодействовал искушениям со стороны диавола и иудеев, проявлял рассудительность, духовную мудрость, совершал дела милосердия, христианин нравственно преображается, уподобляется Богу, благодатно соединяется с Ним, а уподобляясь и соединяясь с Богом, движется к реализации главной цели христианской жизни.
Молитвословия
Тропарь священномучеников Климента и Петра
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Тропарь священномученика Петра, архиепископа Александрийского
глас 8
От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.
Кондак священномучеников Климента и Петра
глас 4
Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи/ воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,// вашими молитвами соблюдите вся.
Кондак священномученика Петра, архиепископа Александрийского
глас 3
Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.
Тропарь священномученика Климента, папы Римского
глас 4
Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак священномученика Климента, папы Римского
глас 2
Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.
Молитва священномученику Клименту, папе Римскому
О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.