Церковный календарь

8 декабря. Память Священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 декабря. Память Священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского

Неделя 25-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 25 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой БогородицыСвященномучеников Климента, папы Римского (101),и Петра, архиепископа Александрийского (311).

Преподобного Петра молчальника (ок. 429).

Преподобномученицы Магдалины Забелиной (1931); священномучеников Серафима, архиепископа Смоленского, Григория Воинова, Иоанна Владимирского, Василия Парийского, Космы Коротких, Иоанна Тарасова, Симеона Афонькина, Илариона Соловьева, Ярослава Савицкого, Александра Вершинского, Иоанна Янушева, Виктора Смирнова, Андрея Шершнева, Варлаама Попова пресвитеров и vextybrfПавла Кузовкова (1937); мученика Николая Копнинского (1938).

Священномученик Климент, папа Римский

Римлянин из очень богатой, знатной семьи, священномученик Климент, в отличие от «золотой молодежи», не прельщался роскошью и удовольствиями — он рано задумался о смысле жизни и, услышав об учении Христа, отправился в Палестину. Приняв Крещение от апостола Петра, он стал его учеником и был рукоположен во епископа Римского. Благочестие святого позволило ему многих обратить ко Христу — от рабов до членов императорской семьи. Император сослал святого в Крым, на каменоломни вблизи Херсонеса. Но и там святой успешно продолжил проповедь, однажды явив чудо — открыв источник воды для узников. Тогда правитель Рима приказал утопить святого. Спустя почти тысячу лет в Херсонесе крестился князь Владимир. Он захватил с собой в Киев часть мощей мученика, которые стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

Священномученик Петр возглавил Александрийскую Церковь во время жестоких преследований христиан. И сила проповеди святого Петра была столь велика, что горожане семьями принимали крещение. По приказу императора Максимиана святителя схватили и приговорили к смерти. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая своё возмущение. Желая избежать кровопролития, архиепископ передал властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы, чтобы его смогли тайно вывести на казнь. Ночью священномученик сам вышел к палачам. Его казнили на том же месте, где когда-то принял смерть святой апостол Марк. И голос с неба известил: «Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников».

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

На пятый день после Введения во храм Пресвятой Богородицы происходит отдание этого праздника. Служба отдания напоминает службу первого дня праздника, но без той же торжественности: не положено всенощного бдения, нет Великого входа на вечерне, на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. Особенностью отдания Введения во храм является соединение последования Введения с последованиями служб священномучеников Климента Римского (†101) и Петра Александрийского (†311). Отдания других двунадесятых праздников обычно не соединяются с богослужением, посвящённым святым дня. На утрени отдания читаются три канона: Введению, мученику Клименту и мученику Петру. На «хвалитех» к стихирам праздника присоединяются стихиры этих святым. На литургии положены чтения и песнопения как праздника, так и святых.

Священное Писание

Еф., 224 зач., IV, 1-6

1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Лк., 71 зач., XIII, 10-17

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы обретаем спасение силой благодати Божией — через искупительную жертву Христа Спасителя, через Его Воскресение, через Сошествие Святого Духа на апостолов. Движущей силой, преобразующей нас по Божественному замыслу, является благодать Божия, она нас спасает. Но если бы это происходило автоматически, без нашего участия, то спасение не могло бы иметь место, — ведь что означают события двухтысячелетней давности для современного человека, если он в них не верит, если они для него не существуют как реальность? Но если мы верим в Господа Воскресшего, если мы верим во все, что Он сказал, в Божественные письмена, которые Он оставил, если мы верим в то, что Его дело живет в Церкви и сила Духа Святого изливается в мир через Церковь, то мы должны ясно понять, что именно эта сила нас спасает. Никакие человеческие заслуги нас спасти не могут, но войти в это пространство спасения мы можем, только если у нас есть ключ от двери, — и этим ключом является наша вера. Не вера спасает, но она есть условие нашего спасения.

О приобретении благодати Божией

Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.

Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.

Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.

Мягкое слово Божие и грубое сердце

Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им:

– Вода по свойству своему мягка, а камень — тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.

Святитель Николай Сербский

Молитвословия

Тропарь священномучеников Климента и Петра

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 8

От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак священномучеников Климента и Петра

глас 4

Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи/ воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,// вашими молитвами соблюдите вся.

Кондак священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 3

Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.

Тропарь священномученика Климента, папы Римского

глас 4

Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученика Климента, папы Римского

глас 2

Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.

Молитва священномученику Клименту, папе Римскому

О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Теги:
Священномученик Климент Римский
Священномученик Петр Александрийский
православный календарь

Все публикации