Седмица 26-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Преподобного Григория Декаполита (ок. 842). Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского (446—447).
Преподобного Диодора Юрьегорского (1633). Мученика Дасия (284—305). Мучеников Евстафия, Феспесия и Анатолия (312). Священномучеников Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мучеников Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).
Священномучеников Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, Василия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоанна Сарва, Емилиана Панасевича, Николая Покровского пресвитеров, прмчч. Арсения Дмитриева, Евтихия Качура и Илариона Писарца, преподобномученицы Иоанникии Кожевниковой игумении (1937); преподобномученицы Татианы Фомичевой (после 1937).
Память убиенного епископа Могилевского Александра (Раевского). Студент Казанской духовной академии (1888-1891). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Елабужского с 11 августа 1933 по 15 марта 1934 гг. Расстрелян в Могилеве 3 декабря 1937 г.
Преподобный Григорий Декаполит
Святой Григорий Декаполит явил собой пример отшельника, который в трудное для Церкви время оставляет пустынножительство и приходит в мир ради ее защиты. В юности глубоко изучив Евангелие, Григорий ушел в монастырь и, по благословению настоятеля, поселился в пещере, находившейся в скальной расселине. Там, как некогда и святой Антоний, он испытывал нападения демонов. Однажды в ночном видении Ангел Господень вручил святому пламенный меч для поражения силы бесовской и для отсечения от Церкви еретических мудрований. Преподобный удостоился слышать ангельское пение во славу Святой Троицы. Когда распространилась ересь иконоборчества, он оставил пустынножительство и отправился в Константинополь. Святой очистил многие города от иконоборческой скверны, убеждая верующих даже пролить кровь за святые иконы.
Святитель Прокл, архиепископа Константинопольский
Святитель Прокл — ученик святителя Иоанна Златоуста. От своего учителя Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. По смерти Патриарха Максимиана свт. Прокл был возведен во архиепископа Константинопольского и управлял Церковью в течение 12 лет. В 438 году его стараниями из Коман в Константинополь были перенесены мощи свт. Иоанна Златоуста. Окруженный любовью и почетом, свт. Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте в 447 году.
Преподобный Диодор Юрьегорский
Преподобный Диодор Юрьегорский (Дамиан) 15-летним юношей отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Жил с отшельниками на пустынных островах. Решив основать монастырь на Юрьевой горе, он отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Феодоровича и деньги на строительство обители от матери царя, старицы-инокини Марфы. Скончался и был погребен в Каргополе в 1633 г., где находился по монастырским делам.
Священное Писание
Человек находится в постоянном диалоге с самим собой. В мыслях мы строим и обсуждаем планы, принимаем решения, просчитываем те или иные ситуации. И подчас настолько увлекаемся общением с нашим альтер-эго, что теряем способность радоваться жизни. Об этом, в частности, говорит нам отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 18.
15Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Услышанное нами чтение из Евангелия от Луки является составным. На самом деле, между двумя призывами Христа (уподобиться ребёнку и оставить всё ради Царства Небесного), есть ещё довольно много текста. Но для богослужебного чтения были взяты только избранные строки. В чём заключается замысел такого решения? Дело в том, что устроители богослужения стремились показать чрезвычайно важную вещь. А именно, что христианину необходимо стремиться к духовной и шире жизненной цельности.
Она, эта цельность, с одной стороны должна напоминать детский подход к бытию. Заключается он не в наивности или, что хуже, в глупости. Речь о детской незлобивости, нежелании мстить, отвечать злом на зло. А ещё в умении радоваться и удивляться самым простым вещам. Вспомните сами, сколько восторга вызывали у нас когда-то бабочка, пожелтевшие осенние листья, первое получившееся подтягивание на турнике. Всему этому мы, к сожалению, разучились радоваться, полагая, что счастье заключается в чём-то эксклюзивном, недоступном и, конечно же, завтрашнем.
Мы гоним время и гонимся сами, пренебрегая тем, кто и что находятся рядом. И это большая ошибка. Христос предлагает нам иное. А именно: оставить всё имеющееся ради Царства Небесного. В данном случае и речи нет о каком-то пренебрежении или предательстве. Спаситель всего лишь призывает нас верно расставлять в жизни приоритеты, положив в основание искреннюю веру в Бога. А ещё и посвятив дорогих нам людей, наши чувства и желания, в конце концов, наше счастье как таковое Богу. Тем самым, мы освобождаемся от тревоги, обретаем спокойствие.
Ведь, на самом деле, контроль всего лишь иллюзия. Ничего мы по правде не контролируем. Один неосторожный шаг, секунда невнимательности и всё в земном смысле для нас может закончиться. Но это в свою очередь не означает, что вообще не нужно ничего делать. Наоборот, мы призываемся радоваться имеющемуся окну возможностей, когда мы по-доброму тепло и свободно поделимся радостью с окружающими людьми. Близкими и не очень. Ведь как сказал Христос, Он находится там, где двое или трое собрались во имя Его.
Давайте же ценить время и тех, кто оказался нашими спутниками в нём. Чтобы через по-детски искреннее отношение к ним освятить своё бытие, приняв благодать Христову в наши сердца. Чтобы жизнь наша не представляла собой бесконечное и бессмысленное общение с самими собой или гонкой за призрачными мечтами об иллюзорном счастье, но стала бы временем плодотворной подготовки ко встрече с Богом — источнику истинного и вечного счастья.
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Гигиена ума
Существуют два важных понятия православной аскетики: очищение ума и хранение ума, что можно назвать гигиеной ума. То, что мы видим, слышим, о чём читаем — может влиять на наш ум, на наши мысли. Например, если весь вечер смотреть ток-шоу или политические программы, либо участвовать в шумном застолье, то впоследствии будет трудно настроиться на внимательную и сосредоточенную молитву. В данном случае можно провести аналогию с питанием: мы обычно тщательно оцениваем то, что едим, боясь отравиться или принести вред организму. Аналогично и с душой. Как она питается? Через 5 чувств (у души 5 духовных «пищеводов», основной — зрительный, затем слуховой). Как плохой пищей, так и вредной информацией можно отравиться ментально и эмоционально. На богослужении же наше зрение освящает великолепие храма (мы видим перед собой иконы — зрим на лики святых), слух наш принимает духовное пение и чтение, обоняние — фимиам. Таким образом, мы концентрируемся на божественном и им наполняем свою душу. Поэтому перед Причастием, например, неуместны весёлое застолье, футбол или фривольная светская книга.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
То, что происходит в нашей духовной жизни, имеет параллели и в обычной жизни. Не может достичь больших результатов спортсмен, если, встав на поприще подготовки себя, он остановится или же махнет рукой на необходимость закаливать свои мышцы и просто сойдет с дистанции. В этом случае он никогда не достигнет цели. То же самое происходит и тогда, когда человек перед собой ставит какие-то иные цели, — если уходишь в сторону с пути, то цель не может быть достигнута. Точно так же и в нашей духовной жизни. Взявшись за плуг, мы не должны, по Слову Божиему, оборачиваться вспять (ср. Лк. 9, 62).
Чем отличается христианский аскетизм от нехристианского?
Существует мнение, что все религии очень похожи, так как имеют некоторый общий набор аскетических практик. Однако это лишь внешнее сходство; два идущих рядом человека могут быть очень похожи, при том что пути их противоположны. Христианская аскетика основана на Боговоплощении и подтверждена опытом реальной святости, прочие же формы аскетизма основаны на человеческих теориях и по своей сути представляют собой различные формы духовной прелести.
Христианский аскетический идеал — духовно-нравственное совершенство человека (обожение), вхождение в жизнь Пресвятой Троицы.
Аскет-индуист ставит своей целью соединение с богами индуистского пантеона (под маской безличного абсолюта) и прекращение «цепи перерождений».
Цель буддистского аскета — погружение в нирвану, в состояние, в котором уничтожено всё, что касается физической и духовной природы человека; упразднение жизни. Будда скорбит от того, что люди живут, а Христос страждет от того, что умирают.
Смысл исламской аскезы состоит в исполнении необременительных внешних форм богопочитания, которые понимаются как средство приобретения заслуг перед Аллахом и демонстрация своей покорности.
Молитвословия
Тропарь преподобного Григория и святителя Прокла
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Тропарь преподобного Григория Декаполита
глас 3
Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Тропарь преподобного Диодора Юрьегорского
глас 2
Желанием духа распалився,/ мятеж мирский отринув,/ ко Единому Богу любовию прилепися/ и Того вседушне взыскуя,/ во внутреннюю пустыню отыде,/ при водах вселися,/ идеже в слезах и трудех пребывая многолетное время,/ в терпении мнозе житие Ангельское проходил еси/ в наставлении Божественнаго разума,/ стадо инок собра мудре,/ ихже посещая, не остави, Диодоре преподобне, отче наш,/ Пресвятей Троице моляся/ от зол всяческих избавити и спасти души наша.
Кондак преподобного Диодора Юрьегорского
От юности, преподобне,/ плотскую волю в постех и молитвах источил еси,/ крест свой взем, Христови последовал еси,/ темже и к Вышним течением радостно устремив себе,/ идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ но и ныне стадо свое посещая,/ поминай чтущих пресвятую память твою,/ да вси благодарно вопием ти:/ радуйся, Богомудре Диодоре, наставниче наш пустынный.
Молитва преподобному Диодору Юрьегорскому
О преподобне и достоблаженне Диодоре, отче наш, постниче терпеливодушный, безмолвия рачителю предоблий, учителю духовный спастися хотящим, разрешителю тлетворные страстей незлобивый, молитвенниче о биющих тя безвинно, Христоподобный, прозорливства пророческаго исполненный, предвозгласная о будущих благих цевнице, адаманте веры во Христа несекомый, столпе терпения незыблемый, заповедей Творца своего благопослушливый совершителю, плотоносный Ангеле и Духа Святаго вместилище благоуханное, жителю пустынный несумнительный, смиренномудрый небесный человеке и сожителю Горним чиноначалиям! Ты кротостию духа кротких землю наследовал еси, друг же и угодник в Троице славимому Богу нашему явился еси, Иже и прославити тя благоизволи вемы но, преподобне, како Бог изобильно от тебе чудесному дождю верным кропити повеле. К тебе убо припадающе, любезно молим тя, угодниче досточудный: не престай моляся Пресвятей и Живоначальной Троице, да низпослет стране нашей тишину и мир, на враги победу и одоление, церквам же согласие и всем людем смиренномудрие и изобилие благих. Угаси, блаженне, молитвами твоими парящия на ны разжженныя бесовския стрелы, да не прикоснется нам злоба греховная, и всем всегда милостивное даруй. Призри и на мя, недостойнаго: связан бо есмь люте пленницами прегрешений моих и в пучину страстнаго моря влеком, увы мне! неодержанно. Сего ради прилежно молю святыню твою, пребогате, и припадаю к тебе со слезами, глаголя: предстани ми на пути напасти моея, расторгни узы, отжени страсти, ослаби от греховных вериг, избави мя от належищия скорби и от всякаго зла, да не сведен буду по делом моим в снедь лютому миродержцу врагу. Разреши мя от болезненных соуз и спасение даруй ми, яко да спасаем молитвами твоими, воспою и прославлю от всея видимыя и невидимая твари в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского
глас 4
Иже Божественным началом премудрости,/ страхом Господним утверждся,/ оттуду священными восхождении возшел еси/ во ученичество Златоуста,/ и архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами,/ апостольским правилом себе вообразив,/ не себе живый, но Христу и стаду твоему./ Тем в нетленный живот апостольски вселился еси,/ иерарше Прокле,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Прокла, архиепископа Константинопольского
глас 4
Достойно днесь торжествует/ всех градов честнейший воистинну в честном преставлении твоем,// отче отцев, Прокле мудре.
Тропарь предпразднства Введения во храм Богородицы
глас 4
Радость предобручает всем Анна ныне,/ печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,/ Юже и приводит, молитвы исполняющи,/ днесь веселящися, в храм Господень,// яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.
Кондак предпразднства Введения во храм Богородицы
глас 4
Веселия днесь/ вселенная исполнися вся/ в благознаменитом празднице/ Богородицы, зовущи:// Та есть сень Небесная.