Церковный календарь

23 ноября. Воспоминание колесования великомученика Георгия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 ноября. Воспоминание колесования великомученика Георгия

23-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 10 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Мученика Ореста врача (304). Священномученика Милия, епископа Персидского, и двух учеников его (341). Преподобного Феостирикта, иже в Символех. Великомученика Константина-Кахи, князя Грузинского (852). Колесование великомученика Георгия (303) (Груз.).

Преподобномученика Нифонта Выблова и мученика Александра Медема (1931); священномучеников Прокопия, архиепископа Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); священномучеников Августина, архиепископа Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мучеников Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); священномученика Бориса Семенова диакона, мученика Николая Смирнова и мученицы Анны Остроглазовой (1930-е); мученицы Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).

Колесование великомученика Георгия

Император Диоклетиан, желая принудить святого Георгия Победоносца к поклонению лживым богам, велел привязать его к колесу с многочисленными острыми орудиями и, вращая колесо, срезать всё его тело. Святой Георгий, разрезаемый на части, сначала молился Богу громким голосом, затем тихо благодарил Бога, не испустив ни одного стенания, и, наконец, замолчал. Сочтя мученика умершим, Диоклетиан обратился к Георгию: «Где же Бог твой, Георгий?» Вдруг прогремел страшный гром, и раздался глас свыше: «Не бойся Георгий, Я с тобою». У колеса явился Ангел Господень и, возложив руку на мученика, сказал: «Радуйся!» Когда Ангел исчез, святой Георгий сам сошёл с колеса полностью исцелённый от полученных ран и вновь стал благодарить и славить Господа Иисуса Христа.

Мученик Орест врач

Орест, как и святой Пантелеимон, был искусным врачом. Во время гонений на христиан он был арестован. Узнику предлагали свободу, богатство, почести в обмен на отречение от Христа, но он остался непреклонен. В языческом храме, где он отказался поклониться идолам, 40 воинов поочередно били мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: «Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся». Началось землетрясение, идолы попадали. Все бежали из храма, а когда Орест покинул здание, оно рухнуло. Тогда святого бросили на семь дней в темницу, оставив без еды и питья, а потом продолжили мучить его. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Так святой целитель Орест принял венец мученический, не отступив от веры.

Великомученика Константина, князя Грузинского

Святой мученик Константин с детства был воспитан в строгих христианских правилах, отличался мужеством и любовью к своему отечеству. Князь Константин прославился ревностью к благолепию святых храмов, щедростью к неимущим, любовью к духовенству, милосердием к вдовам и сиротам. Во время нападения агарян на Грузию князь Константин был взят со своими сыновьями в плен и отправлен в Тифлис к эмиру Буге, который принуждал его отречься от Христа. Не достигнув желаемого, эмир послал святого князя в Багдад к халифу, который долго томил исповедника в зловонной темнице. Но ничто не поколебало веры доблестного воина Христова, и он встретил мученическую кончину в возрасте 85 лет.

Священное Писание

2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5

1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией.

Лк., 46 зач., IX, 37-43

37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.

38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.

40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.

41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: 44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43

По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие — отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов — видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: «верую, Господи, помоги моему неверию». Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: «помоги, Господи, моему неверию»? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, — а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, — все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда, встречаясь с удивительными людьми — умными, образованными, духовно сильными... мы потом вспоминаем эту встречу всю жизнь. Мы говорим, как это было прекрасно, какое влияние оказал на нас тот человек — своими словами, своими мыслями или даже просто добрым взглядом или протянутой рукой. Мы чувствуем силу влияния на нас, которая преодолевает время и остается с нами — может быть, на протяжении всей нашей жизни. Нечто куда более удивительное, но реальное происходит и в Церкви, когда силой Святого Духа мы пребываем в соприкосновении с Самим Христом, Распятым и Воскресшим, с Ним, совершившим Тайную Вечерю, взошедшим на Крест и прославившим Себя силой Воскресения. Поэтому и святые угодники для нас — это не просто герои, хотя они часто бывали героями, как святой великомученик Георгий Победоносец. Силой Святого Духа они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви — от сердца к сердцу, от ума к уму; кто прикасается к их истории, их подвигу и через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.

Притча о единстве

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.

Молитвословия

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Божественным светом ум озаривше,/ витийская плетения мудре разористе,/ и языки вся уловивше, апостоли славнии,/ Владыце приведосте,// Троицу Божественную славити научающе.

Кондак апостолов

глас 4

Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.

Тропарь мученика Ореста врача

глас 4

Удом усекновение терпел еси/ и огненную лютую муку, мучениче,/ подвигся, всеславне,/ венцем яве увязеся нетленным, преблаженне,/ Престолу же предстоиши Святыя Троицы,/ Юже помоли, да спасет ны,/ мучениче Оресте,/ верою поющим тя.

Теги:
Великомученик Георгий Победоносец
мученик Орест Тианский
православный календарь

Все публикации