20 ноября. Память священномученика Кирилла, митрополита Казанского

5713
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Преподобного Лазаря Галисийского (1053).

Преподобного Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мученика Феодота корчемника (303). Мучеников Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии.

Священномученика Кирилла, митрополита Казанского (1937) Священномучеников Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Александра Курмышского, Михаила Гусева, Александра Крылова, Николая Романовского, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937); священномучеников Сергия, архиепископа Елецкого, Николая Троицкого пресвитера и мученика Георгия Юренева (1937). Обре́тение мощей священномученика Константина Голубева пресвитера (1995).

Иконы Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский. Возглавлял Казанскую епархию с 8 апреля 1920 по 2 января 1930 гг. Расстрелян под Чимкентом (Казахстан) 20 ноября 1937 г., погребен в общей могиле предположительно в Лисьем овраге на окраине того же города.

Память митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова). Возглавлял Казанскую епархию с 13 июля 2015 по 20 ноября 2020 гг. Ректор Казанской духовной семинарии (2015-2020). Скончался в Москве 20 ноября 2020 г., погребен за алтарем Казанского собора Казанско-Богородицкого монастыря г. Казани.

Престольные праздники

Храм сщмч. Кирилла, митр. Казанского, г. Казани (К)

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский

Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (в миру Константин Смирнов) родился в 1863 году в Кронштадте. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии служил священником, а в монашество был пострижен после смерти супруги. Святой Иоанн Кронштадтский завещал молодому епископу Кириллу отпеть его. С 1919 года владыка пережил ряд арестов. В 1926 году, после кончины Патриарха Тихона, митрополит Кирилл, в ту пору находившийся в ссылке, был тайно избран новым Патриархом. Но его интронизация не состоялась, так как об этом стало известно ГПУ. Летом 1937 года владыку арестовали в ссылке. Он обвинялся в том, что «возглавлял все контрреволюционное духовенство». На допросах митрополит держался очень мужественно. Шестого ноября «тройка» УНКВД приговорила его к расстрелу.

Начало служения священномученика Кирилла (Смирнова) на Казанской кафедре

На Казанскую кафедру митрополит Кирилл, недавно отпущенный на свободу после заключения, был назначен в апреле 1920 года. Власти тянули с разрешением на его отъезд к новому месту служения. Между тем в Казани готовились к празднованию чтимого Седмиезерного образа Божией Матери. В день встречи иконы — 9 июля 1920 года — временно управляющий Казанской епархией епископ Анатолий (Грисюк), отслужив литургию, встретил чудотворную икону на окраине Казани и крестным ходом через город направился в Казанский Богородицкий монастырь. Когда крестный ход вошёл во врата обители, на паперти собора шествие встретил величественный старец в полном архиерейском облачении — митрополит Кирилл. Владыка принял икону и осенил ею народ. По окончании молебна владыка Кирилл впервые обратился к своей пастве, начав со слов праведной Елисаветы: «И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43). Он сказал, что по милости Матери Божией внезапно получил возможность выехать из Москвы и успел на встречу иконы.

Обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского

В царствование Алексея Михайловича, в мае 1648 года, в Москве вспыхнул народный мятеж. Толпа напала на дом царского воспитателя, боярина Бориса Ивановича Морозова, желая расправиться с ним, но ему удалось скрыться в Кирилло-Белозерском монастыре. Помолившись преподобному Кириллу, Морозов дал обет в случае безопасного возвращения в Москву выстроить в обители каменный храм. Скоро волнение в Москве утихло, боярина позвали к царю, и он занял своё прежнее положение. В 1649 году Морозов приступил к исполнению обещания. Во время закладки нового храма, когда начали копать рвы, под гробницей преподобного Кирилла среди древесных корней открылся совершенно неповреждённый гроб. Об открытии мощей было донесено Патриарху Иосифу и царю. В октябре Патриарх по совету с царём послал Вологодскому архиепископу Маркеллу грамоту с предписанием осмотреть мощи святого. 7 ноября архиепископ Маркелл вместе с игуменом и братией обители, после осмотра гроба, перенесли мощи святого в деревянную церковь Воскресения Христова.

Преподобный Лазарь Галисийский

Преподобный Лазарь Галисийский родился в Лидии, в г. Магнезии. Проведя в обители св. Саввы 10 лет, он поселился недалеко от Эфеса на пустынной горе Галисийской. Здесь он был удостоен чудного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». На месте, где святому было явлено это чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова и принял на себя подвиг столпничества. Скончался прп. Лазарь в 1053 году в возрасте 72 лет.

Евангелие дня

Как правильно реагировать на человеческие страдания? Неужели мы испытываем боль, потому что Бог наказывает нас за грехи? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. 

Глава 13.

01В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

02Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

03Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

04Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

05Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

06И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

07и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

08Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,-

09не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Случаи гибели людей, упомянутые Спасителем в только что прозвучавшем отрывке, не встречаются где-либо в исторических источниках. Однако, очевидно, что подобные события были в духе того времени. Известно, что жители Галилеи отличались бунтарскими настроениями, а потому римские власти время от времени совершали карательные операции. Тем более из самого Евангелия мы знаем, что Понтий Пилат и правитель Галилеи Ирод были во враждебных отношениях. Они помирились лишь после того, как римский прокуратор послал Иисуса на суд к Ироду. Очень возможно, что упомянутые сегодня события вызваны как раз противостоянием двух начальников. Как бы то ни было, простые люди судачили, что погибшие во время жертвоприношения приносили дары Богу с нечистыми намерениями. За это и пострадали.

Что касается гибели людей от обрушения башни, то высказывалось предположение, будто речь идёт о строителях водопровода в Иерусалиме. Известно из исторических источников, что решение усовершенствовать систему водоснабжения столицы были принято именно Пилатом. Однако эта инициатива была встречена иудеями в штыки. Ведь на финансирование проекта должны были пойти деньги из храмовой казны. В городе были волнения, которые прокуратор жестоко подавил. Вполне возможно, что восемнадцать человек, которые погибли при обрушении башни, были евреями-строителями. И людская молва видела в их смерти воздаяние за грех предательства. Они приняли участие в богопротивном проекте язычников.

Весьма показательные случаи. Они обращают наше внимание на одну важную закономерность, которой подчиняется работа человеческого сознания. Когда с кем-то случается что-то плохое, мы склонны видеть в этом наказание за грех. В иудейской среде связка между страданием и греховностью была безусловной. Христос не пытается разубедить Своих слушателей, что это не всегда так. И что иногда наши представления о морали и нравственности — не более чем прокрустово ложе, в которое мы пытаемся втиснуть судьбу человека. История праведного Иова и Самого Спасителя — яркий тому пример. Вместо того, чтобы устраивать богословские дискуссии, Господь предлагает Своим слушателям перевести взгляд на самих себя. Задать себе вопрос: «а в каком состоянии я нахожусь? Если допустить, что грех и страдания так тесно связаны, как я думаю, стоит ли мне самому что-то немедленно в моей жизни изменить, не дожидаясь того момента, когда терпение Божие закончится?»

Эта рекомендация касается и нас с вами. Каждый день вокруг случается большое число трагедий. Присмотримся к своей реакции на них. Если в нашей голове начинают крутится мысли «а я ж говорил, а я так и думал, я знал, что этим всё кончится»; если мы начинаем с уверенностью объяснять или самому себе или окружающим, что причина этих несчастий или в безнравственном поведении, или в убеждениях людей, с которыми произошла трагедия; если в нас шевелится чувство облегчения, что это произошло не со мной, я нахожусь под особой защитой, потому что держусь правильного курса — всё это очень тревожные звоночки. Порой сами того не подозревая, мы находимся в состоянии торжествующего злорадства.

Что же тогда является признаком душевного здоровья? Очевидно, что это не только сострадание и не только мгновенный отказ от всяческих обсуждений о причинах произошедшего. Это не только молитва за людей. Самое главное — это вопрос к самому себе: что я могу прямо сейчас поменять в себе самом, чтобы моя жизнь стала более наполненной благодатью Божией? И чтобы те скорби и страдания, которые я непременно однажды понесу, стали для окружающих не поводом к злословию, а уникальной возможностью увидеть, как в немощи и болезни явным образом проявляет себя сила и слава нашего Бога.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, — я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь, подобно тому как отдавали ее мученики, — что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, — временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28; см. Лк. 12, 4—5).

«Большой террор» против Русской Православной Церкви

В конце 1930-х годов Православная Церковь в СССР была почти полностью физически уничтожена. На всю страну осталось несколько сот действующих храмов, в которых служило примерно такое же число священников, и лишь четыре православных архиерея, остальные в подавляющем большинстве были расстреляны. Но уничтожение земной составляющей Церкви преумножало Церковь Небесную. Несломленные духовно новомученики и исповедники Российские вдохновляли на стояние в Истине тысячи других подвижников. А имея перед глазами такой сонм святых, и миллионы простых верующих в России хранили верность Православию. Как писал митрополит Иосиф (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение». В конечном итоге богоборческий советский режим пал, а Церковь в России выстояла.

Молитвословия

Тропарь священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому и Свияжскому

глас 5

Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.

Кондак священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому и Свияжскому

глас 3

Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.

Тропарь мучеников Авкта и Тавриона

глас 4

Таврион славный и Авкт дивный, огневи противистася и всем инем казнем,/ молитвами возмогающа;/ та убо молением сердца похваляюще,/ верою пресвятую и честную память ею совершим,/ душам просвещение почерпающа.

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников

глас 8

Лик мученический ясен, полк светоносен,/ сошед к нам разумно,/ Церковь днесь просветил есть чудными зарями./ Темже, празднующе честную память их,/ просим от Тебе, Спасе наш:/ тех молитвами от бед избави нас,// да поем Ти: аллилуия.

Тропарь на обретение мощей преподоного Кирилла Новоезерского (Новгородского)

глас 8

Яко светильник явился еси всесветел/ во отоце Нова езера на Красном острове,/ преподобне отче Кирилле,/ ты бо крест Христов на рамо взем,/ усердно Тому последовал еси,/ чистотою Богови приближився,/ от Негоже и силами чудес обогатися,/ тем и мы любезно прибегаем к раце честных мощей твоих, умильно глаголем:/ о, преподобне отче Кирилле!/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца

глас 8

Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак на обретение мощей преподоного Кирилла Новоезерского

глас 2

Христов ярем на рамо взем,/ усердно Тому последова,/ чистотою Богови приближився,/ отче преподобне Кирилле,/ молим тя, посещай милостивно чад своих,/ и моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) чудотворца

глас 8

Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.

Тропарь преподобного Лазаря Галисийского

глас 8

Бденными молитвами,/ теченьми слезными столп омочил еси,/ и из глубины воздыханьми/ во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси пастырь, всем подая прощение,/ преподобне отче наш Лазаре:/ молися Христу Богу// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Лазаря Галисийского

глас 4

Яко светильника превеликаго/ Церковь Христова славит тя/ с веселием псаломски,/ темже не престай моляся Христу// дати всем прегрешений прощение.

Новости по теме

В пятую годовщину кончины митрополита Феофана (Ашуркова) в Казани молитвенно почтили память приснопамятного архипастыря
В пятую годовщину кончины митрополита Феофана (Ашуркова) в Казани молитвенно почтили память приснопамятного архипастыря

20 ноября, в день памяти священномученика Кирилла (Смирнова), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершили Литургию в Казанском кафедральном соборе столицы Татарстана.

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

На кафедре: с 8 апреля 1920 года по 7 мая 1929 года (фактически по 15 августа 1922 года).

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

На кафедре: с 8 апреля 1920 года по 7 мая 1929 года (фактически по 15 августа 1922 года).

В день памяти священномученика Кирилла Казанского митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на архиерейском подворье в столице Татарстана
В день памяти священномученика Кирилла Казанского митрополит Кирилл возглавил престольный праздник на архиерейском подворье в столице Татарстана

20 ноября, в день памяти священномученика Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию на архиерейском подворье в столице Республики Татарстан.