Церковный календарь

14 ноября. Память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 ноября. Память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских

Седмица 23-я по Пятидесятнице
Поста нет. 1 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии (III).

Священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мучениц Кириены и Иулиании (305–311). Мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); священномучеников Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мученицы Елисаветы Самовской (1937); мученика Петра Игнатова (1941).

Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские

Преподобные Косма и Дамиан врачи-бессребреники, лечившие людей бесплатно. Они жили на рубеже III–IV веков. Воспитаны были в вере своей матерью, святой Феодотией. В отличие от одноимённых римских святых III века, убитых врачом язычником из зависти, асийские Косма и Дамиан почили мирно. Служба святым относится к древнейшим славянским переводам, она есть уже в новгородских служебных Минеях конца XI века. Святых братьев, которые исцеляли не только телесные болезни, но и обращали людей к истинному Богопознанию, почитают не только как безмездных врачей, но и как помощников в деле обучения детей. Тропарь святым «Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам» содержит призыв «туне», то есть даром, помочь в борьбе с немощами — телесными и душевными.

Священномученик Димитрий Овечкин пресвитер

Священник Димитрий Овечкин родился в 1877 году в селе Малые Подберезы Казанской губернии в крестьянской семье. По окончании духовной семинарии служил в Успенском храме города Оса Пермской губернии. Крестный путь батюшки начался в 1922 году, когда он не стал участвовать в комиссии по передаче церковных ценностей. Тогда ему дали условный срок. В 1930 году священника лишили на 3 года свободы по обвинению в «организации выступлений против проводимых советской властью мероприятий». В 1937 году — новый арест за то, что будто бы он говорил об охватившем Россию голоде, о трудных условиях жизни… В анкете по уголовному делу отца Димитрия обращает внимание деталь, отмеченная следователем: «На груди тушью наколот крест». Видимо, был опыт: в лагере нательные крестики отнимали. Вины священник не признал и был приговорен к расстрелу.

Священное Писание

1 Сол., 264 зач., II, 1-8

1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; 2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.

3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; 4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.

5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: 7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.

8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

 Лк., 59 зач., XI, 29-33

29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; 30 ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.

31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Фес. 2, 20-3, 8; Лк. 11, 29-33

 "Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их", За что? За равнодушие к делу совершаемому Господом перед их глазами. Та царица, услышав о мудрости Соломоновой, издалека пришла послушать его, а эти мужи, имея перед лицом Самого Господа, не внимают Ему, хоть очевидно было, что Он выше Соломона, как небо выше земли. И всех равнодушных к делам Божиим, осуждает южная царица, потому что Господь всегда и среди нас так же очевидно присущ в евангельских сказаниях, как было тогда. Читая Евангелие, мы имеем пред очами Господа со всеми дивными делами Его, ибо оно также несомненно, как несомненно свидетельство собственных очей. Между тем, кто-кто внимает Господу так печатлеющемуся в душах наших. Мы смежили очи свои или обратили их в другую сторону, оттого и не видим; а не видя, не занимаемся делами Господа. Но это не извинение, а причина невнимания, столько же преступная, сколько преступно и самое дело, происходящее от него. Дело Господа наше первое дело, то есть спасение души. К тому, что от Господа, мы должны внимать и без отношения к нам, не тем ли более когда оно все обращено на нас, на устроение нашего сушественного дела, значение которого простирается на всю вечность? Судите, сколь же преступно невнимание к такому делу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны понять, что является самым главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования, считая, что вместе с ним приходит и культура, а значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, – Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души.

Притча о вере в Бога

Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашёл о Боге.

Парикмахер сказал:

— Если Бог существует, откуда тогда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он дейстительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, Который допускает все это. Потому лично я не верю в Его существование.

Тогда клиент сказал парикмахеру:

— Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.

— Как это так? — удивился парикмахер. — Один из них сейчас перед вами.

— Нет! — воскликнул клиент. — Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.

— Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.

— В том-то и дело! — подтвердил клиент. — И я о том же: Бог есть! Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.

В любом храме один Хозяин — Бог

Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то в храме не так. Христиане приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах. Изучите правила благочестия (церковного этикета), они совсем несложны.

Если же какой-то незрелый христианин (не по физическому, а по духовному возрасту), движимый неисцелёнными страстями, грубо делает вам замечание, пожалейте его и не вступайте в спор. Спокойно попросите у него прощения за то, что невольно лишили его душевного равновесия. Внутренне помолитесь за вразумление несчастного, возможно у него было трудное детство, и родители не научили его азам нравственного поведения. Помните, что обида — признак гордости, а жалость — предтеча любви.

Церковь — это больница, у каждого из нас свои симптомы болезни, поэтому нехорошо осуждать ближнего за то, что у него не такая же болезнь, как у нас. Ещё неразумнее лишать себя Церкви Божией на основании неразумных поступков других людей. Если мы приходим в храм к Богу, то люди нам помешать точно не смогут.

В любом храме один Хозяин — Бог. Учительство в храме является обязанностью епископа и священника, другие имеют право это делать исключительно по их благословению и только в отношении тех, кто сам желает этого или своими действиями мешает молящимся (или святотатствует).

Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.

Как научиться молитве?

Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить: а как Вы учитесь? Научению молитве способствуют:

  1. Изучение опыта тех, кто преуспел молитве.
  2. Посещение богослужений, где всё приспособлено для концентрации на молитве.
  3. Регулярная личная молитва. Ежедневное молитвенное правило не следует опускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение.

Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется. Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества. С одной стороны, молитва — это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге.

Святитель Игнатий Брянчанинов: Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.

Молитвословия

Тропарь святых бессребреников Космы и Дамиана

глас 8

Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.

Кондак святых бессребреников Космы и Дамиана

глас 2

Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.

Молитва бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану

О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Темже и нас, пред честною иконою вашею припадающих, скоро услышите. Юныя дети, вашея помощи во учении книжнем просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте: такожде и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити Всесвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Теги:
Бессребреники Косма и Дамиан Ассийские
православный календарь

Все публикации