Седмица 21-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии (III).
Священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мучениц Кириены и Иулиании (305—311). Мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).
Священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); священномучеников Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мученицы Елисаветы Самовской (1937); мученика Петра Игнатова (1941).
Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские
Преподобные Косма и Дамиан врачи-бессребреники, лечившие людей бесплатно. Они жили на рубеже III—IV веков. Воспитаны были в вере своей матерью, святой Феодотией. В отличие от одноимённых римских святых III века, убитых врачом язычником из зависти, асийские Косма и Дамиан почили мирно. Служба святым относится к древнейшим славянским переводам, она есть уже в новгородских служебных Минеях конца XI века. Святых братьев, которые исцеляли не только телесные болезни, но и обращали людей к истинному Богопознанию, почитают не только как безмездных врачей, но и как помощников в деле обучения детей. Тропарь святым «Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам» содержит призыв «туне», то есть даром, помочь в борьбе с немощами — телесными и душевными.
Священномученик Димитрий Овечкин пресвитер
Священник Димитрий Овечкин родился в 1877 году в селе Малые Подберезы Казанской губернии в крестьянской семье. По окончании духовной семинарии служил в Успенском храме города Оса Пермской губернии. Крестный путь батюшки начался в 1922 году, когда он не стал участвовать в комиссии по передаче церковных ценностей. Тогда ему дали условный срок. В 1930 году священника лишили на 3 года свободы по обвинению в «организации выступлений против проводимых советской властью мероприятий». В 1937 году — новый арест за то, что будто бы он говорил об охватившем Россию голоде, о трудных условиях жизни… В анкете по уголовному делу отца Димитрия обращает внимание деталь, отмеченная следователем: «На груди тушью наколот крест». Видимо, был опыт: в лагере нательные крестики отнимали. Вины священник не признал и был приговорен к расстрелу.
Евангелие дня
Обычно, когда люди кому-нибудь угрожают, они внутренне желают, чтобы возмездие совершилось и было вполне реальным. Но что же происходит, когда угрожает Бог? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 11-й и 12-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
47Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
50да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
52Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
54подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
01Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Окончание 11-й главы Евангелия от Луки — текст очень напряжённый, потому что проповедь Христа, первоначально обращённая к простому народу, переросла в обличение фарисеев, книжников и законников. И хотя некоторые фарисеи и законники пытались сгладить беседу и даже говорили, что Его обвинения звучат обидно, Спаситель обращал к ним горькие слова, подобно тому, как судье приходится выносить приговор или врачу озвучивать диагноз.
Законники, как это понятно из их названия, побуждали людей как можно точнее соблюдать закон Моисея. В принципе это было правильно, если бы они сами подавали остальным пример. Однако, соблюдая только то, что им удобно, — ритуальные нормы не касавшиеся их сердца, они не соблюдали главного — любви к ближнему, в чём входили в противоречие с пророками, обличавшими такой подход к закону. Христос указывает на случаи расправы грешников над праведниками. Эти, последние, своей жизнью раздражали и злили тех, кто жил иначе, потому что становилось очевидно, что праведность возможна и дело в желании и свободном выборе. При этом со временем, когда почитание убитого пророка становилось внешней, практически религиозной обязанностью, их дети, такие же законники, строили им гробницы. Может возникнуть вопрос: а что же им ещё оставалось делать? Ну хотя бы памятники строили! Им оставалось жить так, как завещали пророки, но они жили так же, как их отцы. Возводили памятники мёртвым и гнали живых.
Сожалея и произнося горькие слова в сторону законников, Спаситель говорит о том, что с их рода в итоге взыщется кровь всех праведников, которых они погубили, начиная от праведного Авеля. Это уточнение звучит необычно, ведь Каин никак не выглядит законником. Но дело не в наличии или отсутствии закона, а в том, как человек относится к Богу и к ближнему. Каин, также как и законники, убивавшие пророков, формально принёс жертву Богу и Тот не принял её. Увидев же, что жертва Авеля принята, он понял, что праведность брата обличает его и за эту праведность его возненавидел. В этом смысле Каин и законники — люди одного рода, формалисты, живущие своими интересами, лицемерные и жестокие, которые никому не прощают, ни искренности, ни праведной жизни.
Что же с ними произойдёт? И почему в итоге кровь всех этих праведников взыщется от этого нечестивого рода? Взыскать нечто — это заставить платить по счетам или, проще говоря, призвать к ответственности. Это взыскание и призыв к ответу будет заключаться в том, что жизни людей, которые ни сами в законе не разобрались, ни окружающих не смогли научить, но вели себя жестоко и лицемерно, будет подведён страшный, но закономерный итог.
Христос любит всех людей. Печалясь о законниках, о книжниках и фарисеях, Он обращает к ним строгие слова, в которых можно увидеть горькое лекарство, призванное привести их к исправлению. Заботясь о нас, Спаситель предупреждает нас беречься закваски фарисейской, то есть не допускать лицемерия даже в мелочах.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы должны понять, что является самым главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования, считая, что вместе с ним приходит и культура, а значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, — Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души.
Притча о вере в Бога
Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашёл о Боге.
Парикмахер сказал:
— Если Бог существует, откуда тогда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он дейстительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, Который допускает все это. Потому лично я не верю в Его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
— Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.
— Как это так? — удивился парикмахер. — Один из них сейчас перед вами.
— Нет! — воскликнул клиент. — Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.
— Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.
— В том-то и дело! — подтвердил клиент. — И я о том же: Бог есть! Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.
В любом храме один Хозяин — Бог
Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то в храме не так. Христиане приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах. Изучите правила благочестия (церковного этикета), они совсем несложны.
Если же какой-то незрелый христианин (не по физическому, а по духовному возрасту), движимый неисцелёнными страстями, грубо делает вам замечание, пожалейте его и не вступайте в спор. Спокойно попросите у него прощения за то, что невольно лишили его душевного равновесия. Внутренне помолитесь за вразумление несчастного, возможно у него было трудное детство, и родители не научили его азам нравственного поведения. Помните, что обида — признак гордости, а жалость — предтеча любви.
Церковь — это больница, у каждого из нас свои симптомы болезни, поэтому нехорошо осуждать ближнего за то, что у него не такая же болезнь, как у нас. Ещё неразумнее лишать себя Церкви Божией на основании неразумных поступков других людей. Если мы приходим в храм к Богу, то люди нам помешать точно не смогут.
В любом храме один Хозяин — Бог. Учительство в храме является обязанностью епископа и священника, другие имеют право это делать исключительно по их благословению и только в отношении тех, кто сам желает этого или своими действиями мешает молящимся (или святотатствует).
Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.
Как научиться молитве?
Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить: а как Вы учитесь? Научению молитве способствуют:
Изучение опыта тех, кто преуспел молитве.
Посещение богослужений, где всё приспособлено для концентрации на молитве.
Регулярная личная молитва. Ежедневное молитвенное правило не следует опускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение.
Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется. Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества. С одной стороны, молитва — это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге.
Святитель Игнатий Брянчанинов: Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве.
Молитвословия
Тропарь святых бессребреников Космы и Дамиана
глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.
Кондак святых бессребреников Космы и Дамиана
глас 2
Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.
Молитва бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану
О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Темже и нас, пред честною иконою вашею припадающих, скоро услышите. Юныя дети, вашея помощи во учении книжнем просящия, молитвами своими наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию приобрящут, и паче во благочестии и правей вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым чудодейственным посещением даруйте: такожде и от лютых недуг во уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите и наставите, да уразумеют волю от них Божию святую и совершенную, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Всех, к вам усердно прибегающих, от болезней лютых невредимы сохраните, и от внезапныя смерти оградите, и мощным ходатайством вашим к Богу в праве вере тверды соблюдите, во благочестии же преспевающия, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити Всесвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.