Седмица 23-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобномученицы Анастасии Римляныни (III). Преподобного Аврамия затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). Преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского (1073—1077).
Мучеников Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобной Анны (826).
Священномученика Николая Пробатова пресвитера и с ним мучеников Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); священномученика Иоанна Рудинского пресвитера (1930); священномученика Евгения Ивашко пресвитера (1937); мученицы Анастасии Лебедевой (после 1937); священномученика Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Память епископа Оренбургского и Уральского Николая (Адоратского). Уроженец г. Казани (1849), выпускник Казанских духовных училища (1864), семинарии (1870) и академии (1874). Скончался в Оренбурге 29 октября 1896 г.
Память архиепископа Черниговского Пахомия (Кедрова). Выпускник Казанской духовной академии (1900). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался в Котельниче Кировской обл. 11 ноября 1937 г.
Преподобномученица Анастасия Римляныня
Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря София. Во время гонений на христиан императора Декия (249—251) градоначальник приказал привести к себе святую Анастасию. Увидев молодость и красоту девушки, он пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой, говоря: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие — Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!» Она перенесла тяжкие пытки и была обезглавлена. Игумения София предала тело мученицы земле.
Преподобный Аврамий затворник
Однажды в полночь, когда святой Авраамий молился, в келлии воссиял свет и послышались слова: «Блажен ты, блажен, как никто из людей!» Разгадав вражии козни, святой Авраамий сказал: «Я человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя». В другой раз бес явился пред святым в образе юноши, зажёг свечу и начал петь псалом: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господни». Поняв, что и это бесовское наваждение, старец перекрестился и спросил: «Если ты знаешь, что непорочнии блажени, то зачем ты беспокоишь их?» Искуситель ответил: «Я досаждаю им, чтобы победить их и отвратить от всякого доброго дела». На это святой сказал: «Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра». После этих слов диавол исчез.
Преподобный Аврамий Ростовский
Преподобный Аврамий, приняв иночество, поселился в Ростове на берегу озера Неро. Недалеко от келии святого было капище идола Велеса, которое наводило страх на жителей Ростова. В чудном видении перед Аврамием предстал святой апостол Иоанн Богослов, дал ему жезл, увенчанный крестом, и повелел сокрушить идола. На месте капища святой основал обитель в честь Богоявления Господня. В 1551 году царь Иоанн Грозный перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском-Аврамиевом, монастыре ему показали жезл, которым преподобный сокрушил идола. Жезл царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, царь Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм.
Священное Писание
Человек, имеющий даже маломальский опыт церковной жизни знает, что с духовной или душевной нечистотой нам помогает справляться исповедь. Многие думают: сделал что-то не так, пошёл на исповедь, рассказал священнику грех, тот прочёл разрешительную молитву — и можешь быть спокоен. Но так ли всё однозначно на самом деле? Ответить на этот вопрос, помогает отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 11.
34Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
35Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
36Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.
37Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
38Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
39Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
40Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
41Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.
Когда верующий человек произносит слово «грех», он обычно подразумевает совершение или несовершение какого-то конкретного поступка. Например, один может каяться в том, что ворует на работе, а другой в том, что не помогает нуждающимся. Иногда речь идет о вещах более тонких, грехах словесных, мысленных, чувственных. Но так или иначе большинство из верующих людей ощущает, что проблемой становятся сами нравственные акты, большие и маленькие, те, которые занимают много времени или, напротив, мимолётные... Одни поддаются осознанию и даже подсчёту, другие попросту бессчётные. И единственный путь к очищению души от всех этих греховных действий, мыслей и чувств видят в том, чтобы перечислить их на исповеди с обещанием или по крайней мере искренним желанием исправиться.
Кажется, всё так, обычное дело. Согрешил, покаялся, стараешься не грешить. Однако мало того, что покаяние, которое без всяких сомнений необходимо грешнику в первую очередь как внутреннее дело, в святоотеческой литературе далеко не всегда означает именно исповедь. Вся эта концепция как будто бы совершенно противоречит словам Христа, с которыми Господь обратился к фарисею в евангельском отрывке, который мы сейчас услышали. Ответив согласием на приглашение фарисея, Иисус приходит к нему в гости, но не умывает рук перед обедом, как это было принято у фарисеев. При этом Он не стал объяснять хозяину дома Свой поступок, но явно обличил фарисейскую традицию как формальную, потому что она носила ритуальный, а не гигиенический порядок. Он так и сказал: «Вы фарисеи заботитесь о внешнем, но не заботитесь о внутреннем. Подавайте лучше милостыню от того, что имеете и всё у вас будет чисто». Несомненно, что Спаситель, который чуть позже в этом же Евангелии расскажет притчу о кающемся мытаре, не имеет в виду, что покаяние грешнику не требуется. В то же время, Он явно и однозначно говорит, что милостыня тоже приводит к очищению. И многим из нас это может быть совершенно непонятно. Но на самом же деле всё довольно просто.
Что такое грех? Это не только конкретный поступок, но и общая внутренняя расстроенность, навык к неправильной, беззаконной и главное безлюбовной жизни. Ведь если весь закон в заповедях о любви, значит и беззаконие в первую очередь в её отсутствии. Что же такое милостыня? Это не просто формальное подаяние. Если ты начинаешь относиться к ней всерьёз, ты постепенно борешься со своим эгоизмом и начинаешь видеть нужды других людей, слышать их просьбы, твоё сердце постепенно меняется. Как педагог, отмечающий ошибки, может посоветовать ученику внимательно читать книги, чтобы не только исправлять явные ошибки, но и повышать общую грамотность, так Спаситель не обличает отдельных грехов фарисея, но призывает исправить коренную ошибку самого фарисейства и перейти от зацикленности на внешнем ритуале, к воспитанию сердца в любви.
священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Через рождение Иисуса Христа Бог соединился с человеком. К этому таинственному соединению Божественного и человеческого, состоявшемуся в Личности Спасителя, может быть сопричастен каждый человек. Входя в Церковь Божию через таинство Крещения, люди становятся членами единого благодатного Божественного организма, который апостол именует Телом Христовым (см. Кол. 1, 24). Церковь есть Тело Христа в том смысле, что в ней продолжается синтез Божественного и человеческого, осуществленный в Личности Спасителя. Члены Церкви соединяются со Христом в таинстве Причащения Тела и Крови Господней и воспринимают энергию, исходящую от Бога. Наша человеческая природа через Церковь входит в общение и взаимодействие с природой Божественной.
Притча
Пришел богач к мудрецу и говорит:
— Я дам тебе тысячу золотых, если покажешь мне, где Бог.
Мудрец:
— Я дам тебе две, если покажешь, где его нет.
Молитва в жизни христианина
В основе христианства лежит не только сумма знаний, но живой опыт общения с Богом. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Не умеющий или не желающий молиться человек в каком-то смысле безбожник, ведь у него нет с Богом никакой связи… Верующий человек — это человек в первую очередь молящийся! Молитва — это язык, голос веры.
Молитва является одним из 4-х главных элементов духовной жизни христианина. Святые отцы называли молитву дыханием души, уподобляя её жизненно важному дыханию для тела… Вся наша жизнь должна быть фоном молитвы.
Молитва с давних времён служит и барометром, измеряющим интенсивность веры. Монахи в качестве приветствия использовали вопрос: «Как молитва?».
Следует различать молитву и молитвословия (тексты молитв). В продаже можно встретить пояса с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго…»), ладанки с вложенным текстом молитвы, так называемые «охранные кольца» с гравировкой кратких молитв. Важно знать, что это лишь напоминания о необходимости молитвы, текст сам по себе не имеет сакральной, оберегающей силы. Вспомним, что сам дьявол свободно цитирует 90-й псалом во время искушения Спасителя в пустыне.
Первое, что можно посоветовать воцерковляющимся — купить толковый молитвослов, начать молиться и изучать молитвословия.
Первое опровержение материализма: свободная воля
Материализм — философское воззрение, характерное для атеизма, — ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля — это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.
Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.
Это ставит нас перед лицом забавного противоречия — чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, — и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.
Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.
Молитвословия
Тропарь преподобнаго Авраамия затворника
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Авраамие, дух твой.
Кондак преподобнаго Авраамия затворника
глас 3
Во плоти яко Ангел на земли явился еси,/ и пощением был еси яко древо насажденное,/ водою воздержания добре возрастився,/ и теченьми твоих слез скверну омыв:/ сего ради явился еси// приятелище Божественное, Авраамие, Духа.
Тропарь преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского
глас 1
Просветився Божественною благодатию,/ неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/ и по смерти сияя светлостию жития твоего,/ источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/ Авраамие отче наш,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского
глас 2
Иго Христово прием, Авраамие,/ и Того крест на рамо взем,/ последовал еси Ему,/ насажден быв в дому Господни / и процвел еси, яко финике и яко кедр, иже в Ливане,/ умножил еси чада твоя, муж желаний духовных:/ от возлюбленнаго же апостола Иоанна Богослова благодать восприим,/ жезлом сокрушил еси идола/ и рассыпал еси его, яко прах,/ и чудотворец убо велий явился еси, преподобне./ Темже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому
О, преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотных лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобномученицы Анастасии Римляныни
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Анастасия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами яко Милостив спаси души наша.
Кондак преподобномученицы Анастасии Римляныни
глас 3
Девства водами очищенна, преподобная,/ мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися,/ подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение,/ приступающим от сердца,/ крепость бо тебе подает Христос,// источая благодать приснотекущую.
Молитва преподобномученице Анастасии Римляныни
«Девственниц похвало и мучениц славо, Анастасие преподобная! К тебе во умилении сердец наших припадаем и твоего заступления у Господа о нас молим. Аще бо чистоте твоей не поревновахом и безбоязненнаго исповедания твоего не приобщихомся, паче же многими прегрешеньми и лютыми паденьми и отступствы гнев Божий привлекохом, но не хощем во гресех наших умрети и, на твоя мужеския подвиги взирающе, паки на одоление страстей наших ополчаемся. Сие же ведуще, яко кроме благодатныя помощи ничто же благое сотворити возможем, тую нам от Господа подати тебе просим. Ты бо, преподобномученице преславная, велие ко Владыце дерзновение стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоея и в телеси твоем страдальчестем, зане вся прельщения и прещения мучителя презревши, искоренение же зубов и ногтей истерзание, и сосцев и рук и ног отсечение сладце претерпевши, дерзновенно вопияла еси: “Христос есть богатство мое и похвала”! Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений живот наш соблюди, мир и безмятежие нам испроси, от нужды и уныния нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу, и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.