Церковный календарь

11 ноября. Память преподобномученицы Анастасии Римляныни

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 ноября. Память преподобномученицы Анастасии Римляныни

22-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 29 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобномученицы Анастасии Римляныни (III). Преподобного Аврамия затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). Преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского (1073–1077).

Мучеников Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобной Анны (826).

Священномученика Николая Пробатова пресвитера и с ним мучеников Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); священномученика Иоанна Рудинского пресвитера (1930); священномученика Евгения Ивашко пресвитера (1937); мученицы Анастасии Лебедевой (после 1937); священномученика Леонида Муравьева пресвитера (1941).

Преподобномученица Анастасия Римляныня

Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря София. Во время гонений на христиан императора Декия (249–251) градоначальник приказал привести к себе святую Анастасию. Увидев молодость и красоту девушки, он пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой, говоря: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие — Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!» Она перенесла тяжкие пытки и была обезглавлена. Игумения София предала тело мученицы земле.

Преподобный Аврамий затворник

Однажды в полночь, когда святой Авраамий молился, в келлии воссиял свет и послышались слова: «Блажен ты, блажен, как никто из людей!» Разгадав вражии козни, святой Авраамий сказал: «Я человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя». В другой раз бес явился пред святым в образе юноши, зажёг свечу и начал петь псалом: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господни». Поняв, что и это бесовское наваждение, старец перекрестился и спросил: «Если ты знаешь, что непорочнии блажени, то зачем ты беспокоишь их?» Искуситель ответил: «Я досаждаю им, чтобы победить их и отвратить от всякого доброго дела». На это святой сказал: «Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра». После этих слов диавол исчез.

Преподобный Аврамий Ростовский

Преподобный Аврамий, приняв иночество, поселился в Ростове на берегу озера Неро. Недалеко от келии святого было капище идола Велеса, которое наводило страх на жителей Ростова. В чудном видении перед Аврамием предстал святой апостол Иоанн Богослов, дал ему жезл, увенчанный крестом, и повелел сокрушить идола. На месте капища святой основал обитель в честь Богоявления Господня. В 1551 году царь Иоанн Грозный перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском-Аврамиевом, монастыре ему показали жезл, которым преподобный сокрушил идола. Жезл царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, царь Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм.

Священное Писание

Кол., 255 зач., II, 13-20

13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.

18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений...

Лк., 59 зач., XI, 29-33

27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Фес. 2, 20-3, 8; Лк. 11, 29-33

«Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их», За что? За равнодушие к делу совершаемому Господом перед их глазами. Та царица, услышав о мудрости Соломоновой, издалека пришла послушать его, а эти мужи, имея перед лицом Самого Господа, не внимают Ему, хоть очевидно было, что Он выше Соломона, как небо выше земли. И всех равнодушных к делам Божиим, осуждает южная царица, потому что Господь всегда и среди нас так же очевидно присущ в евангельских сказаниях, как было тогда. Читая Евангелие, мы имеем пред очами Господа со всеми дивными делами Его, ибо оно также несомненно, как несомненно свидетельство собственных очей. Между тем, кто-кто внимает Господу так печатлеющемуся в душах наших. Мы смежили очи свои или обратили их в другую сторону, оттого и не видим; а не видя, не занимаемся делами Господа. Но это не извинение, а причина невнимания, столько же преступная, сколько преступно и самое дело, происходящее от него. Дело Господа наше первое дело, то есть спасение души. К тому, что от Господа, мы должны внимать и без отношения к нам, не тем ли более когда оно все обращено на нас, на устроение нашего сушественного дела, значение которого простирается на всю вечность? Судите, сколь же преступно невнимание к такому делу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Без образа идеального человека жить невозможно, и потому каждая эпоха рисует свой образ. Но чем дольше живет человечество, тем образ, нарисованный эпохой, все больше отдаляется от идеала. То, что нам сегодня предлагается в качестве героя нашего времени, бесконечно далеко от евангельского идеала. И так было не только в новейшее время, потому что грех человеческий этот идеал искажает. Но святые угодники своим подвигом являли идеал жизни. Они становились не только святыми — они становились нашими национальными героями, почти легендарными личностями, на житиях которых воспитывалось каждое последующее поколение русских людей. Мы живем во времена, когда на каждого из нас обрушивается мощный информационный поток, и очень непросто вычленить из него то, что служит во благо и на пользу, что несет в себе питательную силу, и то, что несет в себе смертельный яд. И единственное, что у нас с вами есть, чтобы отличать добро от зла, различать духов, — это наша вера, наши идеалы, которые запечатлены в личном подвиге святых угодников Божиих.

Притча

Пришел богач к мудрецу и говорит: 

— Я дам тебе тысячу золотых, если покажешь мне, где Бог. 

Мудрец: 

— Я дам тебе две, если покажешь, где его нет.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Авраамия затворника

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Авраамие, дух твой.

Кондак преподобнаго Авраамия затворника

глас 3

Во плоти яко Ангел на земли явился еси,/ и пощением был еси яко древо насажденное,/ водою воздержания добре возрастився,/ и теченьми твоих слез скверну омыв:/ сего ради явился еси// приятелище Божественное, Авраамие, Духа.

Тропарь преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского

глас 1

Просветився Божественною благодатию,/ неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/ и по смерти сияя светлостию жития твоего,/ источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/ Авраамие отче наш,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского

глас 2

Иго Христово прием, Авраамие,/ и Того крест на рамо взем,/ последовал еси Ему,/ насажден быв в дому Господни / и процвел еси, яко финике и яко кедр, иже в Ливане,/ умножил еси чада твоя, муж желаний духовных:/ от возлюбленнаго же апостола Иоанна Богослова благодать восприим,/ жезлом сокрушил еси идола/ и рассыпал еси его, яко прах,/ и чудотворец убо велий явился еси, преподобне./ Темже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому

О, преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотных лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученицы Анастасии Римляныни

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Анастасия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами яко Милостив спаси души наша.

Кондак преподобномученицы Анастасии Римляныни

глас 3

Девства водами очищенна, преподобная,/ мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися,/ подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение,/ приступающим от сердца,/ крепость бо тебе подает Христос,// источая благодать приснотекущую.

Молитва преподобномученице Анастасии Римляныни

«Девственниц похвало и мучениц славо, Анастасие преподобная! К тебе во умилении сердец наших припадаем и твоего заступления у Господа о нас молим. Аще бо чистоте твоей не поревновахом и безбоязненнаго исповедания твоего не приобщихомся, паче же многими прегрешеньми и лютыми паденьми и отступствы гнев Божий привлекохом, но не хощем во гресех наших умрети и, на твоя мужеския подвиги взирающе, паки на одоление страстей наших ополчаемся. Сие же ведуще, яко кроме благодатныя помощи ничто же благое сотворити возможем, тую нам от Господа подати тебе просим. Ты бо, преподобномученице преславная, велие ко Владыце дерзновение стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоея и в телеси твоем страдальчестем, зане вся прельщения и прещения мучителя презревши, искоренение же зубов и ногтей истерзание, и сосцев и рук и ног отсечение сладце претерпевши, дерзновенно вопияла еси: “Христос есть богатство мое и похвала”! Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений живот наш соблюди, мир и безмятежие нам испроси, от нужды и уныния нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу, и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.

Теги:
Преподобномученица Анастасия Римляныня
преподобный Авраамий Ростовский
православный календарь

Все публикации