
Седмица 21-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобномученицы Анастасии Римляныни (III). Преподобного Аврамия затворника и блаженной Марии, племянницы его (ок. 360). Преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского (1073—1077).
Мучеников Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преподобной Анны (826).
Священномученика Николая Пробатова пресвитера и с ним мучеников Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); священномученика Иоанна Рудинского пресвитера (1930); священномученика Евгения Ивашко пресвитера (1937); мученицы Анастасии Лебедевой (после 1937); священномученика Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Преподобномученица Анастасия Римляныня
Преподобномученица Анастасия Римляныня в младенчестве лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря София. Во время гонений на христиан императора Декия (249—251) градоначальник приказал привести к себе святую Анастасию. Увидев молодость и красоту девушки, он пытался сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой, говоря: «Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете». Святая твердо ответила: «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие — Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!» Она перенесла тяжкие пытки и была обезглавлена. Игумения София предала тело мученицы земле.
Преподобный Аврамий затворник
Однажды в полночь, когда святой Авраамий молился, в келлии воссиял свет и послышались слова: «Блажен ты, блажен, как никто из людей!» Разгадав вражии козни, святой Авраамий сказал: «Я человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя». В другой раз бес явился пред святым в образе юноши, зажёг свечу и начал петь псалом: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господни». Поняв, что и это бесовское наваждение, старец перекрестился и спросил: «Если ты знаешь, что непорочнии блажени, то зачем ты беспокоишь их?» Искуситель ответил: «Я досаждаю им, чтобы победить их и отвратить от всякого доброго дела». На это святой сказал: «Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра». После этих слов диавол исчез.
Преподобный Аврамий Ростовский
Преподобный Аврамий, приняв иночество, поселился в Ростове на берегу озера Неро. Недалеко от келии святого было капище идола Велеса, которое наводило страх на жителей Ростова. В чудном видении перед Аврамием предстал святой апостол Иоанн Богослов, дал ему жезл, увенчанный крестом, и повелел сокрушить идола. На месте капища святой основал обитель в честь Богоявления Господня. В 1551 году царь Иоанн Грозный перед походом на Казань обходил святые места. В Богоявленском-Аврамиевом, монастыре ему показали жезл, которым преподобный сокрушил идола. Жезл царь взял с собой в поход, а крест оставил в обители. Возвратившись после покорения Казанского ханства, царь Иоанн Грозный приказал построить в Аврамиевой обители новый каменный храм.
Священное Писание
Моменту выхода Христа на общественное служение предшествовала многовековая история израильского народа, вся она была подготовкой израильтян к встрече своего Спасителя. Неудивительно, что Господь, начав общественную проповедь, постоянно ссылался на знакомые Его слушателям образы и понятия Ветхого Завета. Так Христос поступил и в том отрывке 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем эти слова нашего Спасителя.
Глава 11.
29Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
30ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.
31Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
32Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
33Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Есть определённый соблазн понять те слова, с которых начался только что прозвучавший отрывок Евангелия от Луки, как указание Христа исключительно на современных Ему иудеев: «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему» (Лк. 11:29). Но если мы будем внимательны к библейскому тексту, то мы увидим, что Спаситель здесь действует в согласии с древней традицией, которая предполагает, что под «родом сим» следует понимать не каких-то конкретных людей, а тех, кто нечувствителен к Божиим повелениям. Библейским примером такого словоупотребления может служить книга Бытия, в 7-й главе которой мы находим, что накануне потопа Ной оказался единственным праведником в «роде сем» (см. Быт. 7:1). Очевидно, что такие люди — забывшие Бога — есть в любом народе и в любое время, именно к ним, а не только к Своим современникам, обращался Христос в этом евангельском отрывке.
Но что же не так с этими людьми? Ответ заключён в словах Спасителя: эти люди настолько духовно омертвели, что не видят присутствия Божия в нашем мире, и, не видя его, они требуют знамений, которые доказали бы и бытие Божие, и божественное достоинство Христа. Господь предельно ясно дал понять, что такие люди никаких знамений не получат, потому что знамения уже были, и только совершенно испорченный человек может отрицать их по причине их древности.
Основным знамением, которое упомянул Спаситель, стало «знамение Ионы пророка». О том, что именно имел здесь в виду Христос, замечательно в своё время сказал святитель Амвросий Медиоланский: «Знамение Ионы прообразует воскресение Господа и свидетельствует о тяжких грехах, совершённых иудеями. Здесь на примере ниневитян можно увидеть и приговор божественного величия, и доказательство милосердия. Ниневитянам была объявлена кара и указано средство избавления от неё, так и иудеям не нужно отчаиваться в прощении, если только они захотят сотворить покаяние».
Иными словами, в отношении каждого поколения людей повторяется история Ионы: Бог призывает нас к изменению жизни, и делает Он это так, как сделал Иона — словами, и если у человека совесть ещё жива, то он не может не почувствовать, что он действительно нуждается в покаянии и изменении своей жизни. Если же совесть мертва, то такому человеку не помогут ни слова, ни знамения. Однако и эту ситуацию нельзя назвать безвыходной, ведь есть Бог, который способен не только воскрешать мёртвых, Он способен воскресить и умерщвлённые грехом души людей в том, конечно, случае, если люди осознают бедственность своего положения и будут готовы обратиться к Нему с мольбой о помощи.
епископ Переславский и Угличский Феоктист // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Через рождение Иисуса Христа Бог соединился с человеком. К этому таинственному соединению Божественного и человеческого, состоявшемуся в Личности Спасителя, может быть сопричастен каждый человек. Входя в Церковь Божию через таинство Крещения, люди становятся членами единого благодатного Божественного организма, который апостол именует Телом Христовым (см. Кол. 1, 24). Церковь есть Тело Христа в том смысле, что в ней продолжается синтез Божественного и человеческого, осуществленный в Личности Спасителя. Члены Церкви соединяются со Христом в таинстве Причащения Тела и Крови Господней и воспринимают энергию, исходящую от Бога. Наша человеческая природа через Церковь входит в общение и взаимодействие с природой Божественной.
Притча
Пришел богач к мудрецу и говорит:
— Я дам тебе тысячу золотых, если покажешь мне, где Бог.
Мудрец:
— Я дам тебе две, если покажешь, где его нет.
Молитва в жизни христианина
В основе христианства лежит не только сумма знаний, но живой опыт общения с Богом. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Не умеющий или не желающий молиться человек в каком-то смысле безбожник, ведь у него нет с Богом никакой связи… Верующий человек — это человек в первую очередь молящийся! Молитва — это язык, голос веры.
Молитва является одним из 4-х главных элементов духовной жизни христианина. Святые отцы называли молитву дыханием души, уподобляя её жизненно важному дыханию для тела… Вся наша жизнь должна быть фоном молитвы.
Молитва с давних времён служит и барометром, измеряющим интенсивность веры. Монахи в качестве приветствия использовали вопрос: «Как молитва?».
Следует различать молитву и молитвословия (тексты молитв). В продаже можно встретить пояса с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго…»), ладанки с вложенным текстом молитвы, так называемые «охранные кольца» с гравировкой кратких молитв. Важно знать, что это лишь напоминания о необходимости молитвы, текст сам по себе не имеет сакральной, оберегающей силы. Вспомним, что сам дьявол свободно цитирует 90-й псалом во время искушения Спасителя в пустыне.
Первое, что можно посоветовать воцерковляющимся — купить толковый молитвослов, начать молиться и изучать молитвословия.
Первое опровержение материализма: свободная воля
Материализм — философское воззрение, характерное для атеизма, — ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля — это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.
Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.
Это ставит нас перед лицом забавного противоречия — чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, — и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.
Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.
Молитвословия
Тропарь преподобнаго Авраамия затворника
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Авраамие, дух твой.
Кондак преподобнаго Авраамия затворника
глас 3
Во плоти яко Ангел на земли явился еси,/ и пощением был еси яко древо насажденное,/ водою воздержания добре возрастився,/ и теченьми твоих слез скверну омыв:/ сего ради явился еси// приятелище Божественное, Авраамие, Духа.
Тропарь преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского
глас 1
Просветився Божественною благодатию,/ неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/ и по смерти сияя светлостию жития твоего,/ источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/ Авраамие отче наш,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского
глас 2
Иго Христово прием, Авраамие,/ и Того крест на рамо взем,/ последовал еси Ему,/ насажден быв в дому Господни / и процвел еси, яко финике и яко кедр, иже в Ливане,/ умножил еси чада твоя, муж желаний духовных:/ от возлюбленнаго же апостола Иоанна Богослова благодать восприим,/ жезлом сокрушил еси идола/ и рассыпал еси его, яко прах,/ и чудотворец убо велий явился еси, преподобне./ Темже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Авраамию, архимандриту Ростовскому
О, преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотных лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобномученицы Анастасии Римляныни
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Анастасия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами яко Милостив спаси души наша.
Кондак преподобномученицы Анастасии Римляныни
глас 3
Девства водами очищенна, преподобная,/ мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися,/ подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение,/ приступающим от сердца,/ крепость бо тебе подает Христос,// источая благодать приснотекущую.
Молитва преподобномученице Анастасии Римляныни
«Девственниц похвало и мучениц славо, Анастасие преподобная! К тебе во умилении сердец наших припадаем и твоего заступления у Господа о нас молим. Аще бо чистоте твоей не поревновахом и безбоязненнаго исповедания твоего не приобщихомся, паче же многими прегрешеньми и лютыми паденьми и отступствы гнев Божий привлекохом, но не хощем во гресех наших умрети и, на твоя мужеския подвиги взирающе, паки на одоление страстей наших ополчаемся. Сие же ведуще, яко кроме благодатныя помощи ничто же благое сотворити возможем, тую нам от Господа подати тебе просим. Ты бо, преподобномученице преславная, велие ко Владыце дерзновение стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоея и в телеси твоем страдальчестем, зане вся прельщения и прещения мучителя презревши, искоренение же зубов и ногтей истерзание, и сосцев и рук и ног отсечение сладце претерпевши, дерзновенно вопияла еси: “Христос есть богатство мое и похвала”! Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений живот наш соблюди, мир и безмятежие нам испроси, от нужды и уныния нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу, и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.